UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одесский припортовый: затянувшееся многоточие

Последние несколько лет об Одесском припортовом говорят много и часто. В основном копья ломаются в борьбе за его приватизацию...

Автор: Сергей Уманский

Последние несколько лет об Одесском припортовом говорят много и часто. В основном копья ломаются в борьбе за его приватизацию. Шоу получилось яркое, периодически возникающие страсти кипели в 2005—2006 годах на всех уровнях. Все же не по каждому заводу парламент преодолевает президентское вето и таки запрещает приватизацию...

Проблемы самого завода при этом отошли на задний план. Подобное равнодушие объясняется довольно просто: на предприятии все и так неплохо.

В управлении Фонда государственного имущества Украины сейчас осталось 148 объектов. Лишь каждое четвертое из этих предприятий платит дивиденды, в основном на весьма скромные суммы. После приватизации «Криворожстали» эта бюджетная строка доходов фактически посвящена двум предприятиям — «Укртелекому» и Одесскому припортовому заводу: именно на них приходится 87% плановых поступлений этого года. Одесситам поручили выполнить почти треть «всеукраинского» сбора по статье «дивиденды». Показатель, достаточно красноречиво свидетельствующий и о значении завода, и о качестве управления им...

Значение припортового для региона переоценить еще труднее, особенно после того, как остановился Одесский НПЗ и показатели работы промышленности области «провалились» почти на 20%.

По объемам производства азотных удобрений ОПЗ занимает второе, а по производству аммиака и карбамида — третье место в Украине. Предприятие является градообразующим, обеспечивая работой около четырех тысяч человек. Впрочем, беречь и холить его за это никто не собирается. Напротив, едва ли не весь прошлый год предприятие настойчиво пытались порезать на куски…

Территориально ОПЗ граничит с морским торговым портом Южный, через который и экспортирует свою продукцию. В состав завода с момента его создания входит терминал по перевалке аммиака мощностью 3,5 млн. тонн в год и аммиакохранилища общей емкостью 120 тыс. тонн. Так вот, в октябре 2005-го по инициативе Минпромполитики пробивалось решение о передаче цеха перегрузки аммиака предприятию «Укрхимтрансаммиак».

Технологически это разрушало производственный цикл, вынуждая Одесский припортовый нести дополнительные затраты на создание резервуарного парка и подрывая одно из основных его преимуществ — низкие затраты на транспортировку.

Для изучения вопроса о реструктуризации была создана рабочая группа. Ее выводы были в общем-то против «резунов». Эксперты посчитали, что делить завод ни экономически, ни технически нецелесообразно. Более того, предлагаемая структура двух хозяев на одной площадке увеличивает риск техногенных катастроф. Выводы комиссии легли в основу принятого президентом Украины решения о нецелесообразности разделения.

Впрочем, как у нас водится, идея что-то порезать и после этого не умерла. Летом нынешнего года тогдашнее руководство Минпромполитики бодро заявило о готовности снова запустить процесс реструктуризации. Мотивировалось это просто умиляюще: завод дешевеет и скоро станет никому не нужен. Правда, тут же возникающий вопрос, а зачем тогда еще более снижать его привлекательность, чиновников не очень беспокоил. По оценкам экспертов рабочей группы, расходы на реструктуризацию составят порядка 300 млн. долл. Очевидно, что их можно потратить и более эффективно.

Да и призыв его немедленно сбыть кому угодно звучал не слишком убедительно: покупатели имеют привычку тщательно просчитывать риски, и возможный рост цен на сырье они давно учли.

Да и само предприятие на банкрота походило слабо. В прошлом году его оборот составил 332,6 млн. долл., 89% продукции пошло на экспорт. Чистая прибыль в 406 млн. грн. тоже весьма неплоха для «никому не нужного» завода.

Со сменой Кабинета министров идея нового запуска реструктуризационного передела подувяла. Новое руководство Минпромполитики пока «расчлененкой» не страдает. По крайней мере, публично...

Тем не менее прогнозировать исключительно светлое будущее завода не стоит, ведь приватизация — далеко не единственная проблема. В нынешнем году резко выросла цена на основное сырье для производства — природный газ. Причем уже очевидно, что в будущем году она еще увеличится и вряд ли в последний раз...

Уже несколько лет предприятие осуществляет программу ресурсосбережения. В результате сейчас оно наиболее подготовлено к росту цен на газ. По оценкам экспертов, для производства тонны аммиака ОПЗ использует 1100—1200 кубометров газа, тогда как в среднем по отрасли этот показатель составляет около 1500.

Однако резервы для снижения есть. По оценке Минпромполитики, среднеевропейский коэффициент в перерасчете на единицу продукции — около 1000 кубометров. С учетом того, что цены у нас все же будут европейскими, модернизация остро необходима. Между тем даже довольно скромная модернизация одного агрегата обойдется в 20 млн. долл., хотя по сравнению с последствиями реструктуризации — это и в самом деле копейки...

Более амбициозные планы предполагают куда большие расходы. И с источниками финансирования пока не очень ясно. Приватизация в ближайшее время явно малореальна, между тем конкуренты ждать не собираются.

Российские коллеги ежегодно вкладывают большие деньги в реконструкцию своих предприятий. Мы на этом фоне явно отстаем, а после повышения цен на газ такой дисбаланс только увеличится. По оценке объединяющего производителей удобрений Союза химиков Украины, «увеличение цены на газ с 95 до 135 долл. приведет к убыточности операций по производству и экспорту минеральных удобрений и поставит под угрозу существование химической промышленности Украины». Производители обратились к правительству с предложением уменьшить ценовой шок для отрасли. В частности, предлагается на законодательном уровне ввести понятие «природный газ как сырье», отменить двухпроцентную надбавку к тарифу на газ и освободить потребителей такого газа от уплаты налога на добавленную стоимость.

В марте на встрече с руководителями химических предприятий Виктор Ющенко посоветовал не жаловаться на повышение газовых цен, а заняться энергосбережением и энергообеспечением. Химики вышли со встречным предложением не облагать налогами средства, направляемые на проведение реконструкции производств и внедрение энергосберегающих технологий.

Сейчас правительство изучает эти предложения и, очевидно, пойдет на некоторые уступки. Хотя вряд ли все требования производителей будут удовлетворены. Скоре всего, утопающих в основном переведут на самообслуживание. Тем более что уровень рентабельности отрасли упадет в любом случае. Вопрос только — до какого уровня.

Благодаря проведенной реконструкции у Одесского припортового несколько больший запас рентабельности. Однако его слабым местом являются проблемы с финансовыми ресурсами.

Все остальные предприятия отрасли или приватизированы, или реализуют совместные инвестпроекты. Одесситы по-прежнему находятся в госсобственности. Денег на какие-то глобальные проекты в бюджете нет и не предвидится. Напротив, государство само бы не прочь получить что-либо от предприятия (что, собственно, и подтверждается дивидендной политикой государства). Ну и, конечно, налоги и сборы — в прошлом году они составили 521 млн. грн., причем часть НДС не вернули до сих пор.

Для реконструкции ОПЗ разрабатывался и вариант создания совместного предприятия. Очевидно, что такая идея породит массу скептиков. Хотя отвергать ее с ходу не стоит. При грамотном создании СП стоимость госпакета может даже вырасти. Другое дело, что для этого необходим как грамотный бизнес-проект, так и четкое выполнение его всеми сторонами, при обязательном наличии у государства контроля. Если такое партнерство сможет обеспечить предприятие ресурсами, подобный вариант действительно имеет право на существование.

Бесконечно же удерживать ситуацию в подвешенном состоянии не получится. Никто из конкурентов ждать не намерен. В России, хоть и с проблемами, строится альтернативный аммиакопровод на Таманский полуостров, что повысит конкурентоспособность россиян и ударит по нашим химикам. Сейчас недалеко от границ Украины, на Кубани, собираются строить новый химзавод. Его продукция тоже попадет на традиционные рынки сбыта украинского экспорта. А сырье в России уже будет вдвое дешевле.

Чтобы конкурировать в таких условиях, придется идти на радикальные меры. Химики это уже поняли, поймут ли чиновники?..