UA / RU
Поддержать ZN.ua

Одесская земля медленно уходит с молотка…

Земля была главным тяжелым орудием в борьбе против старой одесской власти. Сегодня залпы стихли. Однако земельный вопрос по-прежнему остается своеобразным барометром в оценке действий городской команды...

Автор: Нина Перстнёва

Земля была главным тяжелым орудием в борьбе против старой одесской власти. Сегодня залпы стихли. Однако земельный вопрос по-прежнему остается своеобразным барометром в оценке действий городской команды.

Обрушив шквал критики на голову прежнего мэра за раздачу и уничтожение рекреационных территорий, команда Эдуарда Гурвица объявила, что земля отныне будет продаваться — честно и прозрачно. Первыми земельными аукционами власть продемонстрировала новую земельную политику. И не скрывала своего удовлетворения достигнутыми результатами. Ряд чиновников даже получили отличия городского головы.

Земельные торги стали основным событием минувшего года в экономической жизни города и одним из главных достижением мэрии. Два аукциона принесли казне свыше 90 млн. грн. На торгах 16 и 23 декабря было продано 11 участков. К примеру, 43 сотки над морем в районе Французского бульвара под строительство 14-этажной гостиницы ушли за 19,6 млн. грн. (то есть по 90 тыс. долл. за одну сотку) при стартовой цене в 6,5 млн. А участок в 1,9 га по улице Золотой берег под строительство пансионатов и гостиниц был продан за 32,7 млн. грн. при стартовой цене 29,7 млн. В районе 13-й станции Большого Фонтана 1 га — за 16,5 млн. грн.

В этом году город от продажи земли планирует выручить порядка 200 млн. грн. И эта цифра, как считают в городском управлении земельных ресурсов, вполне подъемная.

В общем, первые аукционы показали интерес к одесской земле, ее высокую стоимость и готовность бизнеса платить. Однако большой резонанс вскоре сменился скепсисом. Активно начав продажу городской земли, Одесса заявила, что планирует проводить торги не реже одного раза в месяц. Между тем, два последующих продемонстрировали снижение покупательского спроса.

31 января на продажу был выставлен лишь один объект — непрестижные шесть соток по Днепропетровской дороге (поселок Котовского) под строительство одноэтажного кафе на 40 мест. Правда, этот клочок вызвал немалый интерес. Шесть претендентов подняли цену почти в 4,5 раза — до 564 тыс. грн. Что еще раз засвидетельствовало высокую стоимость одесской земли. Однако восемь других участков были сняты — на Французском бульваре, в районе Дачи Ковалевского, на 6-м километре Овидиопольской дороги (это по соседству с промрынком «Седьмой километр») и ряд других.

23 февраля вместо девяти заявленных участков на продажу тоже выставили один. Остальные были сняты из-за отсутствия необходимого для конкурентной продажи количества покупателей. На единственные восемь соток в центре города (по Деволановскому спуску) под строительство четыре-пятиэтажного здания претендовали всего два покупателя. И между ними не наблюдалось никакого состязания. Лицитатор даже объявил перерыв, но это ничего не дало. И участок ушел за 803,8 тыс. грн. — всего лишь на 73,8 тыс. грн. дороже стартовой цены.

Сегодня раздаются упреки: не все гладко с подготовкой торгов, организацией рекламы. По ряду земельных участков дела рассматриваются в суде — на них претендуют коммерческие структуры, которым эти участки были обещаны прежней властью. Но причина, видимо, в другом.

Шаткий земельный рынок

Сегодня одесская мэрия демонстрирует разные правила игры на шатком земельном рынке. Отсюда — настороженность одних потенциальных инвесторов и выжидательная позиция других. Поведение властей дает повод считать, что землю можно не только покупать, но и, как прежде, получать от чиновников за определенную мзду. А аукционы — это всего лишь предвыборная показуха. И после избирательной кампании все вернется в прежнее русло.

Никто, конечно, не сомневается в победе на предстоящих выборах Эдуарда Гурвица. Его позиции более чем прочные: среди зарегистрированных кандидатов в городские головы нет ни одного серьезного соперника. Зато будущее его заместителей во многом зависит и от расклада сил в новом горсовете. Вероятно, по этой причине наблюдается непоследовательность, спешка и закрытость в принятии ряда земельных вопросов.

Подтверждением тому может служить решение горисполкома еще от 26 сентября 2005 года, подписанное Эдуардом Гурвицем, о котором мало кто знает даже из чиновников. Из этого документа следует, что в скором будущем будут застроены зеленые склоны над морем вдоль Французского бульвара. Ориентировочно на участке в 18 га вырастет комплекс пансионатов с апартаментами и курортно-рекреационным парком.

Выполнить эскизный проект дано право некоему ООО «ОСК Викоил». А точнее, как сказано в решении, власть обязывает данную компанию его разработать. В документе также сказано, что горисполком обязывает эту фирму вместе с другими заинтересованными инвесторами принять участие в финансировании разработки детального плана территории береговых склонов от пляжа «Ланжерон» до курорта «Аркадия». На каком основании, непонятно.

Непонятно, и о каких инвесторах идет речь, если город решил продавать свободные участки с аукциона. Напомню, стоимость одной сотки в этом районе, как показали торги, 90 тыс. долл. А никому не известная компания «ОСК Викоил» (о ней ничего не смогли сказать даже в городском управлении архитектуры и градостроительства), надо полагать, в самом скором будущем получит право на застройку «бесплатно».

Совсем недавно стало известно и о том, что власть намерена подтвердить выделение предприятию с иностранными инвестициями «Механики Украина» зеленых склонов по Французскому бульвару, в районе городского пляжа «Отрада», под застройку рекреационно-оздоровительными комплексами и обустройство парка. Решение о выделении этой компании 20 га в аренду сроком на 50 и 10 лет было принято на сессии горсовета еще летом 2004-го.

За передачу склонов под застройку бывшего мэра Одессы Руслана Боделана критиковала не только общественность. Это решение тогда же опротестовала областная прокуратура. А когда сессия горсовета отказалась удовлетворить протест — она направила заявление в суд с просьбой признать его незаконным. Заметьте, дело все еще находится в стенах суда, и вердикт до сих пор не вынесен. Между тем власть по-новому рассмотрела ходатайство компании «Механики Украина» и обсудила ее новый эскизный проект застройки склонов…

По этому поводу в Одессе стоит легкий шок — как среди некоторых чиновников, так и среди горожан. Создан даже специальный интернет-сайт в защиту побережья. Проект застройки склонов уже назван варварским. Одесситов возмущает тот факт, что обсуждение ведется втихаря, без учета мнения горожан. И что на месте будущей стройки уже стоит забор.

К сожалению, прежняя практика обустройства прибрежных территорий продолжается. Хотя имеется специальное решение горсовета от 28 января 2005 года о порядке застройки береговых склонов. В нем говорится, что вначале нужно провести конкурс на концептуальную идею застройки. (Этот срок истек 1 мая 2005 года.) Затем — обеспечить разработку проекта, провести общественное обсуждение, получить согласование у всех служб, утвердить и лишь потом — действовать. Но это решение не выполняется. Кроме, пожалуй, одного его пункта.

При разработке проекта власть просила (а решение подписал Р.Боделан накануне смещения с должности) учитывать ранее предоставленные разрешения на проектирование и строительство объектов. Так вот, это пожелание, судя по всему, команда Гурвица учла, а все остальные — нет. Хотя при принятии важнейших для города решений она обещала одесситам руководствоваться принципами гласности, открытости и прозрачности…

Как сообщили в городском управлении архитектуры и градостроительства, компания «Механики Украина» представила новый эскизный проект застройки склонов. Теперь объекты будут размещаться не на верхней террасе, как первоначально, а на средней, то есть ближе к морю. И станут подпирать любимую горожанами трассу здоровья. Сейчас в эту зону запрещен въезд автотранспорта. А по проекту здесь планируется проложить автомагистраль для удобного подъезда к гостиницам.

Что интересно, изменилась максимальная этажность зданий. Ранее предполагалось строить пяти-семиэтажные пансионаты семейного типа и 16-этажную гостиницу. Сейчас — гостиницы от 12 до 22 этажей. Среди планируемых объектов — подземные паркинги, часовня, общественный и медицинский центры, киноконцертный зал. Все это разместится на 10 гектарах. И столько же будет отдано под обустройство парковой зоны.

Конечно, непонятно, зачем на склонах, которые представляют собой оползневую зону, возводить небоскребы, медицинский и торговый центры? В управлении архитектуры и градостроительства пояснили, что застройка будет способствовать укреплению склонов. К тому же город получит в собственность 7% площадей построенных объектов и киноконцертный зал.

Имеется заключение областного управление экологии и природных ресурсов на проект отвода земельного участка для «Механики Украина», выданное в 2004 году. В нем говорится, что застройка склонов возможна при сохранении зеленых насаждений в полном объеме, то есть речь идет о размещении лишь точечных объектов на свободных от зелени участках. Как объясняли экологи, на практике эти требования выполнить невозможно. Учитывая социальные последствия проекта, экологическое ведомство настаивало на том, чтобы информация о проекте была обнародована в СМИ, чего сделано не было. Да и теперь ни сама компания, ни чиновники пока что не торопятся сделать эти сведения достоянием гласности.

А стоит ли застраивать зеленые склоны?

Разумеется, глядя на то, что происходит с морским побережьем, возникает ряд вопросов. К примеру, стоит ли вообще застраивать зеленые склоны? Да еще в районе центральных городских пляжей. Если да, то каким образом?

В настоящее время в застройке берега наблюдается сплошной хаос. Коммерческие структуры согласовывают одно, а строят совсем другое. Излюбленные объекты — апартаменты. В одесском варианте это частные квартиры, строящиеся для граждан на их деньги по принципу долевого участия, то есть как все жилые дома в Украине.

Таких примеров предостаточно. На Аркадийском плато вместо гостиницы ввысь растут частные апартаменты. Вместо семейно-оздоровительного комплекса (как значится в прошедших все согласования документах) громадные апартаменты возводятся на 8-й станции Большого Фонтана, у самой кромки воды. Это знаменитая «Морская симфония». «ЗН» об этом подробно писало летом прошлого года. После публикации прокуратура направила контролирующим органам предписание принять соответствующие меры. Но пагубную практику нынешняя власть ломать не собирается.

В городе, где не соблюдается законодательство, где нет одинаковых правил для всех, от застройщиков можно ожидать всего. Несмотря на то, что компания «Механики Украина» согласовала в 2004 году строительство объектов жилищно-рекреационно-оздоровительного назначения, были опасения, что она станет возводить все те же частные апартаменты.

Пока у города нет единой концепции освоения прибрежных склонов. А новый генплан Одессы, который мог положить конец хаосу, до сих пор разрабатывается. В прошлом году работа над ним была приостановлена в связи со сменой власти, а точнее, из-за ожидавшейся административно-территориальной реформы. Оказывается, местная власть надеялась, что Одесса получит статус города-региона и таким образом расширит свои владения. Хотя было сразу видно, что данная идея — утопия.

В общем, как поясняют специалисты, генплан может быть готов лишь к концу текущего года. Это в лучшем случае. Если управление архитектуры и градостроительства вовремя предоставит проектному институту необходимые данные. Ну а пока застройкой побережья мэрия управляет, что называется, с колес и в ручном режиме.

Давно укоренилось мнение, что властям всегда было выгодно отсутствие генплана, водоохранных зон, прибрежных защитных полос. К сожалению, нынешние руководители не спешат своими действиями это мнение опровергнуть. До сих пор не проведена инвентаризация земли, не разграничены земли коммунальной и государственной собственности. Все это дает свободу действий и — никакой ответственности.

На этом фоне земельные аукционы действительно кажутся красивой ширмой, за которой скрываются масштабные и необратимые процессы раздачи прибрежной территории.

Впрочем, сама по себе земельная распродажа тоже не вызывает особого восторга. Зачем, спрашивается, продавать морские склоны? Да еще вдоль центральных городских пляжей. В интересах ли это горожан? В истории Одессы уже были случаи, когда город вынужден был выкупать участки у частных лиц. Почему бы не продавать право на аренду или право на застройку, точнее, на реализацию инвестиционных проектов на том или ином участке?

Есть информация, что городское управление земельных ресурсов уже разработало положение о продаже права на аренду земли. Но пока оно заработает, на побережье вряд ли останется клочок свободной земли…