UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБО ВСЕМ, КРОМЕ СОЦИАЛКИ, — ЗАБЫТЬ?

В этом году формирование бюджета на Харьковщине проходило в крайне сложных условиях. В соответст...

Автор: Антонина Мазница

В этом году формирование бюджета на Харьковщине проходило в крайне сложных условиях. В соответствии с законом о госбюджете Украины на 2000 год изменился порядок формирования доходной части: бюджет стал формироваться за счет 100 процентов поступлений подоходного налога, местных налогов и сборов, а также дотаций из госбюджета в размере 194 млн. гривен, составляющих четверть всей доходной части. Эта дотация будет обеспечиваться за счет налогов, поступающих в госбюджет из области. И чтобы получить запланированную сумму, харьковчанам нужно собрать в госбюджет 1,3 млн. гривен «живых» денег. В прошлом году было собрано почти столько же, но «живыми» всего 900 млн. — остальное векселями и зачетами. Таким образом, чтобы сформировать доходную часть в необходимом размере, надо поднатужиться и увеличить поступление «живых» денег на 422 млн. гривен, что на 46,4 процента больше, чем в прошлом году.

— Анализ состояния дел в промышленности показывает, что такого роста регион добиться не сможет, — считает Марина Вишневская, председатель бюджетной комиссии облсовета. — Не в состоянии область и существенно сократить задолженность перед госбюджетом, которая составляет около 900 млн. гривен, причем две трети из них — пени и штрафные санкции. Следует учесть, что 67 процентов в общей сумме задолженности — это долги газодобывающих предприятий, где «живыми» деньгами проплачивается от трех до пяти процентов, да и те в основном идут на неотложные нужды.

По сути Харьковщина стала бюджетным донором для других областей Украины. В создавшихся условиях для области крайне актуально усиление контроля за поступлением всех видов налоговых сборов, и прежде всего подоходного налога, который сегодня не платят более половины предприятий. Метод ухода за многие годы хорошо отработан: выплаты официальной зарплаты в самых минимальных размерах, оплата труда по бартеру и т. д. Вот и получается, что по состоянию на 1 марта 2000 года в области зарегистрировано 57,8 тыс. плательщиков подоходного налога, но только 17,3 тыс. его действительно платят (это 29,9 процента). Из них более семи тысяч уплатили суммы от 10 до 100 гривен. Только 74 процента зарегистрированных предприятий платят налог на добавленную стоимость и 58 процентов — налог на прибыль, но об этом, по правде говоря, теперь должна болеть голова у ответственных за госбюджет.

Большие потери несет сегодня бюджет ввиду убыточности предприятий.

— В области таких 16,3 тыс., т. е. 45 процентов общего количества. Общая сумма убытков — 750 млн. гривен плюс 1,5 млрд. не перекрытых убытков прошлых лет…

В принципе, резервом пополнения доходной части бюджета, по мнению комиссии, может стать возвращение ссуд под региональный контракт: к началу года задолженность сельхозпроизводителей и предприятий коммунального хозяйства составляла 95 млн. гривен. Есть и другие предложения по мобилизации средств, но, увы, среди них мало реальных. Хорошо бы, конечно, выбить с предприятий долги по плате за землю, аренде помещений, но как это сделать при нынешнем количестве убыточных объектов? Им бы хотя бы с долгами по зарплате справиться…

Анализируя состояние Харьковского городского бюджета-2000, секретарь горсовета Николай Петренко заметил:

— Это все равно, что получить квартиру и жить в ней без обстановки. Положение очень сложное, мы не в состоянии обеспечить 30 процентов минимальных потребностей. Город по-прежнему будет оставаться на голодном пайке. А что делать, коль объем нашего бюджета, установленный облфинуправлением, по доходам и расходам равен 262,4 млн. гривен? Даже в сравнении с прошлым годом общая сумма будет меньше, а с учетом инфляции наши возможности еще более урезаются. Накануне 2000 бюджетного года депутаты горсовета ставили вопрос о подходах к формированию главного финансового документа. От беспрерывных шараханий, повышения уровня изъятий из регионов улучшения в бюджетной политике не будет. Есть предел, когда фискальные меры уже не способствуют пополнению бюджета, а наоборот — лишь разоряют его.

Минимальная потребность для выживания основных отраслей Харькова — 800 млн. гривен, а городская казна втрое меньше. Поэтому бюджетные ресурсы пойдут в первую очередь на зарплату, медикаменты, продукты питания, финансирование социальных выплат. Как быть с теми школами, в которых протекают крыши, домами, которым грозят оползни, с аварийными поликлиниками и больницами, с людьми, которые мечутся в поисках работы? Сегодня на Харьковщине не готов сказать никто: рецептов-то много, а вот возможностей — кот наплакал.