Как известно, с 1 по 3 октября с.г. во Львове состоится VIII Международный экономический форум. Планируется, что его посетят более 500 участников, и на Львовщине очень надеются на значительный эффект от этой встречи.
По мнению главы Львовской облгосадминистрации Николая Кмитя, у области есть все основания увеличить нынешние инвестиционные поступления в несколько раз. Однако для этого прежде всего нужно ввести современные финансовые механизмы инвестирования. Возможно, их удастся апробировать уже в рамках нынешнего форума.
— Г-н Кмить, в чем особенность нынешнего форума и какие важные направления, проекты могут заинтересовать инвесторов уже в этом году?
— На протяжении последних восьми лет Львовский международный экономический форум трансформировался в важную национальную и международную площадку для обсуждения проблем стабильного развития. Основной темой в этом году будет стабильное развитие регионов как основа роста конкурентных государственных экономик, а ключевой его целью — начало конструктивного диалога государства, представителей предпринимательских структур и экспертной среды ради мощного развития регионов, составляющих основу украинской и мировой экономики.
На нынешней встрече будут представлены стратегические региональные инвестиционные проекты, в частности в контексте подготовки к Евро-2012. Именно здесь мы планируем представить проект реконструкции международного аэропорта «Львов» с объявлением условий тендера на строительство терминала.
Кроме того, подготовка и проведение Евро-2012 обусловили формирование программы строительства и ремонтов дорог на 2008—2012 годы. Приоритетными являются строительство концессионной дороги Львов—Краковец (протяженность 84 км), а также строительство и реконструкция автомобильных дорог к границе с Польшей: Львов—Шегини, Львов—Рава-Русская, Львов—Старый Самбор—КПП «Смильница». Очень важно также строительство новых пунктов пропуска с Республикой Польша и, соответственно, дорог к ним.
— Хотелось бы поговорить подробнее о дорожном строительстве, столь актуальном, учитывая географическое положение Львовщины...
— Вы правильно отметили географическое положение. Имея на территории области четыре действующих международных пункта пропуска и участки двух автомобильных международных транспортных коридоров, мы можем надеяться на получение дополнительных средств от транзитных перевозок. Однако это возможно лишь при условии создания надлежащей сети автомобильных дорог и ее интеграции в транспортную инфраструктуру Европы. А значит, дорожное строительство и развитие являются приоритетным направлением для Львовщины.
Если же подытоживать то, что уже сделано... Вот недавно мы открыли движение по реконструированной автомагистрали М06 Киев—Чоп на участке от Стрыя до Львова (протяженность 91,5 км) и международному транспортному коридору №3 (Берлин—Вроцлав—Львов—Киев) на участке от Львова до Бродов (еще 89 км).
Кроме того, Львовская облгосадминистрация подготовила и направила в Минтранс, Минэкономики и Национальное агентство концепцию развития автомобильных дорог от границы с Польшей в направлении к городам—участникам Евро-2012 в Украине. Также в центральных органах власти рассматриваются наши предложения по реконструкции и строительству уличной сети Львова и т.п. То есть продолжается системная работа в направлении развития дорожного хозяйства области.
— Вы назвали одной из центральных тем форума инвестиции в инфраструктуру региона к Евро-2012. О каких объектах идет речь?
— Предстоящее футбольное первенство открывает для области ряд новых возможностей. Среди наиболее важных инвестиционных проектов — возведение главного стадиона и тренировочных баз, терминала аэропорта, строительство железнодорожного пути европейского образца, создание многофункционального вокзального комплекса, строительство и реконструкция отелей, создание фан-зон и т.п.
— Насколько Львовщина овладела механизмами привлечения иностранных инвестиций? Какую пользу от проведения форумов она уже получила?
— По экономическому потенциалу и перспективам развития наша область занимает ведущее место в государстве, является одним из лидеров в Украине по объемам полученных иностранных инвестиций. Так, в 2007 году по объему прямых иностранных инвестиций (а это 841,3 млн. долл. США) Львовщина заняла седьмое место среди регионов Украины. По объемам прироста иностранных инвестиций находится на третьем месте (после Киева и Донецкой области), а по количеству предприятий с иностранными инвестициями — на втором (после столицы).
— Инвестиционная ярмарка — место общения бизнес-элит Украины и Европы. Можем ли мы утверждать, что она результативна?
— Активность такого инструмента содействия международному экономическому сотрудничеству, как инвестиционная ярмарка, зависит от нескольких факторов. Среди них важнейшие — это общая ситуация в стране, а также умение и готовность ответственных за экономическое развитие должностных лиц применять этот инструмент.
Во Львове такое умение и готовность были всегда. Приоритетом предыдущих форумов было позиционирование Львовщины как территории с высоким транзитным, экономическим, предпринимательским и рекреационным потенциалом. И постепенно ситуация позволила говорить о том, что наша область имеет уникальную нишу, которая дает нам возможность стать воротами между европейским сообществом и областями Украины, а инвестиционные ярмарки должны приобрести характер постоянных. Ведь если сначала к нам приезжали немногочисленные посетители (в основном соседи или партнеры), которые только осматривали предлагаемые экспозиции, то сейчас предприятия Европы демонстрируют желание принять участие в ярмарке в качестве презентантов, предлагающих свои технологии и продукты.
Речь идет о том, что завершился процесс ознакомления и начался действительно процесс делового сотрудничества. Каждый год в мероприятиях форума принимают участие представители из многих стран Западной и Центральной Европы, в частности из Польши, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Чехии, России, Беларуси, а также из США и Канады, а еще из областей Украины — всего более 500 участников в составе официальных и деловых делегаций.
Кроме того, сегодня мы предлагаем свои площадки качественным проектам из всех областей Украины. Это выгодно нам, ведь чем больше интересных проектов из регионов Украины представлено на инвестиционной ярмарке, тем качественнее будут и львовские проекты, их количество будет расти.
Как следствие, проведение форумов и ярмарок позволило Львовщине существенно расширить партнерство и сотрудничество на международном уровне, укрепить экономические, торговые и культурные связи. Растет инвестиционный капитал, создаются новые производства с участием транснациональных стратегических инвесторов. На сегодняшний день общий объем инвестиций превышает 950 млн. долл. США, из которых более половины поступило в течение последних трех лет.
— С какими видами продукции, услуг ассоциируется область у инвесторов?
— Львовщина для инвесторов — это прежде всего стремительно развивающийся рынок. Наша область отличается высоким уровнем образования населения, квалифицированной рабочей силой, легко адаптирующейся к требованиям рынка, развитыми телекоммуникационными сетями, современным рынком финансовых услуг, низкозатратной производственной базой и богатым ресурсным потенциалом. Кроме того, в области растет количество инновационных предприятий, есть широкая сеть научно-исследовательских учреждений.
Инвестировать во Львовской области можно во многие проекты. О международном аэропорте «Львов», а также международных транспортных коридорах, проходящих по территории области, я уже упоминал. Вместе с тем уникальность самого Львова, входящего в историческое наследие ЮНЕСКО, открывает широкие возможности для отдыха и рекреации.
Сегодня в области крупнейшие объемы инвестиций вложены в перерабатывающую промышленность, финансовую сферу, машиностроение, операции с недвижимостью, торговлю.
Что касается прогнозов, то самые высокие темпы роста инвестиционных ресурсов планируются в таких сферах, как производство комплектующих для машиностроения, выпуск упаковочных материалов и пластмассовых изделий, сельское хозяйство, организация транспортного обслуживания грузов и пассажиров. Ожидаются значительные поступления инвестиций в строительную отрасль, производство современных строительных материалов, продолжается развитие финансовой и банковской инфраструктуры области.
Сейчас на одного жителя Львовщины приходится 300 долл. инвестиций в год. В Литве, Латвии, Эстонии — 9 тыс. долл. Чувствуете разницу? Это — разница в качестве жизни, инфраструктуре, это — перспективы нашего развития.
За первое полугодие 2008 года Львовщина прибавила 40% к прошлогоднему показателю по инвестициям. А минувший год был самым лучшим — порядка 300 млн. долл. Прежде всего это объясняется вхождением во Львов крупных банков. В этом году ожидаем еще больше средств, но вложенных в производственную сферу. Но это пока не тот уровень. Пока же львовяне этих денег не замечают. Вот когда их будет в несколько раз больше, это скажется на уровне жизни жителей области.
— То есть сейчас Украина находится в инвестиционном «детсаду»?
— Именно так. Поэтому в следующем году инвестиционные форумы мы намерены организовывать в ином ключе. Это должна быть не «продажа» отдельных проектов, а встреча деловых людей, влияющих на экономику и политику государства. Встреча должна собрать наиболее влиятельных людей Европы и мира. И Львов обладает всеми возможностями, чтобы принимать людей, способных быстро решить экономические проблемы области и государства. Для инвесторов, если они увидят перспективу развития какой-то территории, будет несложно вложить несколько миллиардов долларов. Но таких людей нужно собирать, заинтересовывать программами.
— Вы сказали, что отечественное законодательство не способствует привлечению таких инвесторов. Что имеете в виду?
— Условия инвестирования. Например, поляки предложили инвестору Евро-2012 землю за один злотый. А наше законодательство предусматривает проведение тендера и максимальную цену за землю. Другие страны за такие проекты борются, предлагают бесплатно землю, прокладывают дороги, инфраструктуру.
К сожалению, в нашем государстве до сих пор не определены экономические приоритеты. Государство, которое борется за инвестиции, так не поступает. Должны быть подготовлены земельные площадки с подведенной инфраструктурой. Целью тендера должно стать не получение ресурсов, а увеличение валового продукта государства. И только после этого в стране появятся деньги.