Предприятие «Лан» Яготинского района — один из типичных неплательщиков, который в период острого кризиса задолжал всем, кому только мог: своим работникам, партнерам, бюджету. Часть его имущества, в том числе недвижимость, попала под залог. И это обстоятельство теперь аукнулось самым неожиданным образом.
Обычно кредиторы, заинтересованные в возврате своих денег, не препятствуют тому, чтобы должник побыстрее встал на ноги. Предприятие, о котором идет речь, как раз вступило в этот многообещающий период. Во всяком случае, работники «Лана», видя, как возрождается подупавшая было ферма, получили надежду в скором времени перестать трудиться в долг и вовремя получать заработанное. В сельхозпредприятии создались даже условия для расширения производства, что, несомненно, ускорило бы возврат долгов. Но тут селяне наткнулись на препятствие — часть помещений находились в залоге.
Впрочем, руководство «Лана» не сомневалось, что санкции носят временный характер и что в оживлении экономической активности заинтересованы все. Уверенность была настолько твердой, что животноводы «Лана» разместили скот для содержания в одном из «арестованных» помещений. Но «хозяева» залога, не предупредив администрацию района, руководство «Лана», провели тендер и заключили договор купли-продажи с неким физическим лицом. Десяток помещений были реализованы за 189 тыс. грн. Такой продажей возмутились как руководители района, так и работники «Лана». Поскольку полагают, что цена продажи недвижимости явно занижена.
Проведение подобных сделок — не редкость. В области получил широкую огласку случай, когда трактор был продан на тендере за… несколько десятков гривен.
Эти и ряд других вопиющих фактов не случайно «всплыли» на коллегии Киевской облгосадминистрации, где рассматривался вопрос о состоянии погашения задолженности по выплате заработной платы. В экономике все взаимосвязано. И подобные «акты дарения» в виде проданных за бесценок животноводческих помещений, сельскохозяйственной техники самым непосредственным образом сказываются как на платежеспособности попавших в сложное положение предприятий, так и на состоянии выплат.
Зарплатные долги — давняя позорная метка украинской экономики. Каких только методов борьбы в прошлом не применяли, чтобы искоренить это социальное зло, — от уговоров до возбуждения уголовных дел. Доходило до «открытий» в сфере управления, когда нерадивых руководителей, не выплачивающих зарплату своим работникам, вызывали на сборы по гражданской обороне и удерживали там до погашения долгов. Но это не помогло. По мере усиления силового напора уровень долгов по зарплате несколько снижался, но только лишь для того, чтобы вскоре начать расти вновь.
Казалось бы, теперь, при новой власти, взявшей курс на борьбу с бедностью и создание пяти миллионов рабочих мест, проблемы неуплаты за выполненную работу быть не должно. Но… не получается. Хотя стремление улучшить благосостояние все-таки есть. На Киевщине размер средней зарплаты с июля 2004 года по такой же период нынешнего увеличился на 39%. Если в 2004 году среднемесячная номинальная заработная плата в области составляла 592 грн., то за первое полугодие нынешнего года этот показатель вырос до 745 грн., а в июле еще больше — до 851 грн. Но все эти несомненные достижения в сфере социального обеспечения смазываются тем, что, как и раньше, заработанное выплачивается не всегда. По области по состоянию на 1 августа с.г. задолженность по выплате зарплат на действующих предприятиях составляет 20 млн. грн.
Проблема неплатежей нынче проявляется в новом и, пожалуй, более опасном, чем прежде, виде. Ибо представители новой власти не перестают убеждать людей в том, что проводят четко направленную социальную политику. Однако неплатежи, их рост ставят под большой вопрос ее эффективность. В качестве оправдания существующих и даже возрастающих зарплатных долгов выдвигается то, что основная сумма приходится на предприятия, которые обанкротились или вовсе не работают. Но это не совсем так. Нынешняя статистика разделяет долги предприятий экономически активных, банкротов и недействующих. Так вот, задерживают зарплаты или вовсе не выплачивают их на самых разных предприятиях. Скажем, в Белой Церкви в числе крупнейших должников по состоянию на 1 августа с.г. значились: завод «Эталон» — 242,1 тыс. грн., АТП 13254 — 158,7 тыс., АТП 1062 — 206,3 тыс., «Белоцерковагромаш» — 447, 1 тыс. грн.
Может, удалось найти новые подходы в борьбе с этим злом? Увы, все осталось по-прежнему. Проводятся совещания, составляются графики погашения долгов с точным определением сроков погашения, на предприятия-должники направляются специальные комиссии и т. д. Скажем, на Киевщине с начала года инспекцией труда проведено 1010 проверок, охвачено 539 предприятий. Не бездействуют и правоохранительные органы. В их распоряжение за это время поступили материалы по результатам 110 проверок. Прокуратура возбудила 18 уголовных дел против руководителей предприятий-должников. Но даже после этого в ряде районов Киевщины наблюдался рост долгов. Доходит до «рекордов». К примеру, в Васильковском районе с начала года сумма невыплаченной зарплаты возросла более чем в 10 раз — с 42 до 462 тыс. грн. Небывалые финансовые трудности испытывает районная больница. В таких районах, как Барышевский, Иванковский, Фастовский, зарплатная задолженность с начала года возросла в два-три раза.
Похоже, невыплаты зарплат поразили экономику настолько глубоко, что привычными наскоками и разносами от этой беды вряд ли избавимся. Более того, создается впечатление, что к такому положению многие хорошо приспособились и, найдя собственную нишу, используют долги в собственных интересах. Скажем, задолженности по зарплатам работникам в Барышевском районе достигли 1394 тыс. грн. Особо отличилась корпорация «Терминал» (553 тыс. грн.). Там, по информации райадминистрации, завели порядки, при которых разным контролирующим органам, в том числе инспекторам труда, вход на предприятие закрыт. Районным руководителям, к которым стекаются все жалобы на эту структуру, тяжело, если вообще возможно, повлиять на такого собственника.
Успех в борьбе с невыплатой зарплат может быть достигнут только при понимании того, что проблема эта не существует сама по себе, она связана с состоянием всей экономики. По существу, это внешний видимый сигнал о неблагополучии, особенно на фоне возрастающих зарплат и социальных выплат. Выходит, что у одних работников зарплаты растут, а другим за выполненную работу и вовсе не платят. Чаще всего от такой практики страдают селяне, вырастившие на свою голову неплохой урожай и не имеющие возможности его продать по нормальным закупочным ценам.
Усугубляют ситуацию особенности нынешних местных бюджетов, в которых львиная доля средств идет на зарплаты и начисления на нее, а на другие нужды ничего не остается. Это создает дополнительное напряжение во взаиморасчетах: все больше организаций и предприятий оказываются на мели и перестают вовремя выплачивать зарплаты своим работникам. Цепная реакция неплатежей продолжается...