Продолжительное время Тернопольский аэропорт жил, как сирота. Несколько чартерных рейсов в месяц, конечно же, не означали, что «воздушные ворота» областного центра открыты настежь. И хотя они размещены всего в двух-трех километрах от города, о родном аэропорте тернопольчане стали понемногу забывать. Снижению привлекательности объекта спопособствовали некоторые государственные органы, а именно — отдел Государственной исполнительной службы Тернопольского городского управления юстиции. Два года назад, в августе 2004-го, он наложил арест на имущество предприятия. Работа аэропорта была заблокирована. Ведь как в таком случае продать часть имущества, чтобы погасить долги, а затем работать для развития?
Само хозяйство Тернопольского аэропорта было и пока остается небольшим. От его инфраструктуры оставались рожки да ножки. А присоединение три года назад к предприятию автомобильных гаражей областного совета выглядело как издевательство над авиаперевозками в Тернополе. Например, по соседству, в Ивано-Франковске, международный аэропорт арендует и более-менее развивает мощное предприятие — ОАО «Нефтехимик Прикарпатья». У соседей-прикарпатцев осуществляются регулярные внутренние авиарейсы и несколько зарубежных. И поэтому принять участие в приватизации Ивано-Франковского аэропорта хотят известные зарубежные авиаперевозчики — «Австрийские авиалинии», «Балт-Эйр» и другие.
Тернопольским аэропортом еще полгода назад не интересовался ни один серьезный инвестор. Дважды, в ноябре и декабре прошлого года, проводились аукционы по его продаже. Но даже сравнительно небольшая стоимость имущественного комплекса предприятия — 9,99 млн. гривен (это — результат независимой экспертной оценки!) — не привлекала покупателей. Тогда региональное отделение ФГИУ стало более активно пропагандировать аэропорт в Тернополе, разместив информацию о нем на деловых веб-сайтах.
На 27 января 2006 года назначили уже третий аукцион. И тут подтвердилась давняя украинская пословица: «Бедному жениться — и ночь коротка». Накануне торгов отдел государственной исполнительской службы в городе Тернополе, не сняв предыдущего, снова наложил арест на все имущество аэропорта-должника и запретил его отчуждение.
Действия государственных исполнителей выглядели слишком жесткими. Откуда такое упорство в отстаивании государственных интересов, в то время как кредиторская задолженность предприятия, подтвержденная решениями судов, в 20 раз меньше стоимости имущества? К тому же в условиях аукциона заложен пункт о погашении задолженности в течение трех месяцев. Поэтому орган, которому поручили провести продажу предприятия областной коммунальной собственности «Тернопольавиаавтотранс», — региональное отделение ФГИУ — официально обратился в ГИС с просьбой объяснить ее позицию. Разъяснений, как утверждает начальник областного приватизационного ведомства Михаил Шкильняк, так и не дождались. И тогда государственные органы, заинтересованные в проведении аукциона и появлении эффективного инвестора, сработали на удивление быстро.
Прокурор области вносит протест на постановление ГИС об аресте имущества аэропорта. Обоснование? В соответствии с Законом «Об исполнительном производстве», копии постановлений об аресте и об открытии исполнительного производства должнику присылаются не позднее следующего дня. Кроме того, известно, что в 2004 году городской отдел ГИС наложил арест на имущество этого же аэропорта. Поэтому два исполнительных производства должны были стать одним, объединенным. Ничего этого, по мнению прокуратуры, сделано не было.
Протест есть, и в запланированный день аукцион состоялся. Радость, близкая к безграничной. Победителем стала компания с иностранными инвестициями «СЦ-Сервис-Центр-Стрый», предложив за «воздушные ворота» Тернопольщины цену, втрое превышающую начальную, — 32 млн. гривен.
Но ГИС в области тоже не дремлет и действует «в интересах государства и, в частности, коммунального предприятия». Задекларирована более чем благородная цель — имущество аэропорта должно быть полностью сохранено, а не разбазарено по частям! И через несколько дней этот государственный орган отклоняет протест прокурора «ввиду необоснованности». Договор купли-продажи не подписан. Средств от покупателя область и государство не получили.
Региональный начальник ГИС Василий Сторожук приводит такие доказательства правильности действий подчиненных: «Все исполнительные документы относительно аэропорта объединены в сводное исполнительное производство, копии постановлений об аресте имущества должника и открытии исполнительного производства направлены сторонам к сведению за день до проведения аукциона». Отклоняя прокурорский протест, а позже защищая свою позицию в суде, государственные исполнители ссылаются на Закон «Об исполнительном производстве», где записано: «Арест имущества должника применяется для обеспечения сохранения имущества должника, которое подлежит следующей передаче взимателю или реализации» ( ч.5 ст.55).
Было бы удивительно, если бы такая позиция ГИС удовлетворила прокуратуру области. Орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства, обращается в Хозяйственный суд области. Первый заместитель прокурора области Николай Люшненко в исковом заявлении отклоняет доводы государственных исполнителей. И ссылается на нормы того же Закона «Об исполнительном производстве»: в ст.49 и ч.2 ст.55 указано, что в случае, если в органе ГИС открыто несколько исполнительных производств относительно одного и того же должника, они объединяются в сводное исполнительное производство и на имущество должника налагается арест в пределах суммы взимания по исполнительным документам, исполнительного сбора и затрат на исполнительное производство. Истец приводит общую сумму долга аэропорта — 473 тыс. гривен, тогда как стоимость имущества, напомним, составляет 9,9 млн. Прокурор также доказывает, что копии постановлений о наложении ареста на имущество должника и открытии исполнительного производства не получали ни должник, ни его владелец — областной совет. Это подтверждается их письмами от 1 февраля с.г. В конце февраля Хозяйственный суд области иск прокурора удовлетворил и отменил оба постановления ГИС о наложении ареста на имущество должника. Но ответчика постановление суда не удовлетворило. Его представители направили жалобу в апелляционный Хозяйственный суд Львовской области. Рассмотрение дела было назначено аж на 31 мая. И, по-видимому, в «межсудебный период» политические страсти в регионах улеглись, прояснив возможности местных бизнесменов от политики. ГИС в области отзывает апелляционную жалобу. Суд прекратил производство по делу. Неделю назад арест с имущества Тернопольского аэропорта наконец-то был снят.
Итак, долгожданная продажа аэропорта наконец состоялась. Победитель аукциона и региональное отделение ФГИУ подписали договор купли-продажи имущества предприятия. В течение двух месяцев покупатель должен уплатить все 32 млн. грн., как того требует законодательство. На торжественную церемонию подписания и нотариального заверения этого документа в Тернополь приехал учредитель компании — Кристиан Чернер из Австрии и с готовностью рассказал журналистам о планах расширения «воздушных ворот» области.
— Тернопольский аэропорт, — заверил денежный покупатель, — вскоре станет аэроцентром на западе Украины. На днях он получит вторую международную категорию, то есть будет иметь такой же статус, как и аэропорт во Львове. Мы хотим открыть регулярный авиарейс в Киев, а через некоторое время — в Германию и Италию. Поскольку Тернополь находится на пересечении двух важных транспортных дорог — автострады Тернополь—Одесса и железной дороги Львов—Киев, то возрожденный аэропорт станет третьей артерией города. На такое комплексное развитие инфраструктуры в Тернополе очень скоро отреагируют крупные компании.
Пока же в Тернополе готовятся делить деньги. На кругленькую сумму — почти 26 млн. гривен — региональная власть надеется завершить целый ряд долгостроев, в которые уже более десяти лет не удается вдохнуть жизнь: помещения областной научной библиотеки, архива, а также достроить ряд школ и корпусов больниц. По крайней мере, на это надеется зампред областного совета Мирослав Билык.
— Мы будем сотрудничать с любым мощным инвестором, — обнародовал позицию еще одной ветви власти первый зампред облгосадминистрации Петр Вовчук. — Только хотим, чтобы инвестор работал в рамках закона.
Получается почти как в старом галицком анекдоте: встретились два незнакомца. «Ты случайно не сидел в криминале?» — спрашивает один из них. «А это что за напасть?! — возмутился незнакомец. — Разве что ты сидел!» — «Ну, если ты в ладах с законом, то заходи как-нибудь в мой ресторан, вместе поужинаем».