UA / RU
Поддержать ZN.ua

Не уговорами, так пакетным голосованием

Юбилейной двадцатой сессией — последней плановой в четвертом созыве — депутатский корпус Запорожского облсовета фактически завершил свою деятельность...

Автор: Владимир Писковый

Юбилейной двадцатой сессией — последней плановой в четвертом созыве — депутатский корпус Запорожского облсовета фактически завершил свою деятельность. Был одобрен отчет обладминистрации о выполнении программы социально-экономического и культурного развития области за 2005-й и принят аналогичный документ на нынешний год. А еще с чувством глубокого удовлетворения депутаты утвердили очередной региональный бюджет, который оценивают как наиболее удачный за последние пять лет.

Этот финансовый документ уже характеризуют не иначе, как бюджет развития. Правда, в том, что у региона появилась долгожданная возможность хотя бы отчасти отказаться от привычного латания дыр, особых заслуг областного «парламента» не наблюдается. Просто центр смилостивился над Запорожьем, сократив на нынешний год на четверть сумму финансовых изъятий в свою пользу. Однако же чувство причастности к свершившемуся так воодушевило народных избранников, что они не только заседали без перерыва более трех часов, но и решили не мелочиться с рассмотрением оставшихся около 30 вопросов повестки дня — за них проголосовали пакетом.

Примечательно, что один из вопросов, который в процессе пакетного голосования прошел без сучка без задоринки, менее месяца назад, на предыдущей сессии, был «завален». И хотя бы поэтому проблему освобождения от платы за землю госпредприятий «Приднепровская железная дорога», «Международный аэропорт «Запорожье» и коммунального предприятия «Запорожэлектротранс» все же не мешало бы обсудить. Ради приличия…

Предоставление льгот этим трем предприятиям, можно сказать, вошло в привычку. Но уже год назад, при рассмотрении бюджета на 2005-й, единодушия в депутатской среде поубавилось. Причем настолько, что для принятия положительного решения вопрос пришлось переголосовывать раз шесть. В ходе принятия бюджета на этот год ситуация не только повторилась, но и усугубилась до такой степени, что не помогло даже неоднократное переголосование. Тем не менее проект решения вновь вынесли на рассмотрение январской сессии в неизменном виде, полагая, что в этом нет ничего предосудительного.

— Эта льгота незначительна по объему в общей массе доходов областного бюджета от налога на землю, — считает председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета Александр Клепаков. Правда, при этом он признает, что, по меркам правового государства, предпочтительнее, чтобы налоги платили все без исключений, хотя и допускает возможность «кое-каких нюансов». Тем более что законодательство разрешает предоставление льгот на местном уровне.

Действительно, разрешает. Вот только интересно, почему на официальном сайте облсовета в материалах декабрьской сессии о дискуссии по льготам даже не упоминается? Вроде бы этого вопроса и в повестке дня не было. Неужто для того, чтобы ранее отвергнутому, а затем принятому без каких-либо корректив решению придать видимость легитимного?

Впрочем, обратимся к сути решения, принятого с подачи главного управления промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации. В обосновании, в частности, отмечается, что за девять месяцев прошлого года убытки «Запорожэлектротранса» составили без малого 8 млн. грн. Основная причина — субвенции из госбюджета уже в течение нескольких лет не в полной мере компенсируют затраты по перевозкам пассажиров-льготников. Из этого следует, что, во-первых, в кризисе предприятия нет прямой вины местных властей. А во-вторых, предоставленная преференция создает только видимость решения проблемы. Поскольку в денежном исчислении льгота по плате за землю составляет всего лишь 130 тыс. грн.

Схожая ситуация сложилась и в аэропорту, который хоть и носит гордый статус международного, но обслуживает всего лишь три регулярных рейса — на Киев, Москву и Стамбул. Низкая интенсивность полетов не позволяет предприятию решить технические проблемы для поддержания сертификационной пригодности. Производственная база крайне изношена и не отвечает современным требованиям, из-за чего авиакомпании отказываются открывать новые рейсы. Требуются значительные средства для срочного капитального ремонта взлетно-посадочной полосы, замены светосигнального оборудования. И слишком мало проку от того, что областные власти облегчат для предприятия налоговое бремя на 50 тыс. грн.

Однако в ходе неоднократных дискуссий предоставление столь мизерных льгот двум предприятиям у депутатов возражений не вызывало. Об этом можно судить по вполне логичному предложению проголосовать за предоставление преференций каждому предприятию в отдельности, а не предложенным списком. Но эту идею руководство совета сочло категорически неприемлемой. Причина несговорчивости, пожалуй, слишком очевидна: тогда третий претендент — Приднепровская железная дорога — на льготы может попросту не рассчитывать. Несмотря на строгое, но, в сущности, нелепое условие, предусмотренное вторым пунктом решения: «Высвобожденные от налогообложения средства в результате освобождения от платы за землю государственному предприятию «Приднепровская железная дорога» направить на ремонт и обновление пассажирского и путевого хозяйства». Ну, с какой, спрашивается, стати местным властям распоряжаться финансами предприятий, которые им неподотчетны? Даже если, как следует из обоснования, «Запорожская дирекция железнодорожных перевозок Приднепровской железной дороги выполняет значительные объемы перевозок грузов и пассажиров в Запорожской области, особенно на пригородных маршрутах, и принимает активное участие в решении социальных вопросов области», а «предприятие имеет значительные убытки, обусловленные предоставлением льготного проезда для отдельных категорий граждан».

В отличие от «Запорожэлектротранса», у железнодорожников эти потери намного ощутимее — 23 млн. грн. только за 10 месяцев прошлого года. А на ремонт вокзалов и пассажирских платформ предприятие ежегодно расходует десятки миллионов, тем самым активно участвуя «в решении социальных вопросов области». Хотя стоит все же учесть, что эти объекты находятся на балансе железной дороги, а без финансирования собственной инфраструктуры развитие предприятия попросту немыслимо. Да и с точки зрения бизнеса взаимоотношения предприятия с регионом представляются, мягко говоря, странными, поскольку преференция, сумма которой менее 500 тыс., несопоставима с 8,5 млн. грн., задекларированными в смете железнодорожного капстроительства в Запорожье на этот год.

— Причина перманентно дающего о себе знать конфликта, — считает депутат облсовета Анатолий Береза, — в том, что, добиваясь налоговых льгот, руководство железной дороги имеет смутное представление об использовании имеющихся в их распоряжении тысяч гектаров земли. А с учетом кадастровых оценок участков, которыми владеют транспортники, заявленные в этом году 454 тыс. грн. преференции попросту не соответствуют действительности. На самом деле эта сумма на порядок, а то и на два больше. Особенно если учесть, что значительная часть льготной территории используется в коммерческих целях. В Запорожье, например, на ней расположен вещевой рынок…

В качестве компромисса предлагалось наряду с предоставлением льгот обязать железнодорожников провести инвентаризацию принадлежащих им земель. Однако эта вполне здравая идея так и не получила поддержки. Очевидно, потому что подобная ревизия неизбежно повлечет за собой выяснение фактических хозяев земельных участков, для которых льготный статус весьма выгоден. Не исключено, что при рассмотрении очередного бюджета проблема земельных преференций в Запорожье вновь обретет актуальность. Если, конечно, новое депутатское большинство не будет столь послушно-сговорчивым и податливым на пакетное голосование.