Долгая борьба за создание в стране свободных экономических зон потихоньку переходит в возню вокруг их функционирования. Отсутствие четкой государственной политики в отношении СЭЗ делает шатким сам фундамент, на котором они возводятся. Вопрос, нужны или не нужны зоны, не только по-прежнему звучит, но, похоже, переходит в разряд извечных. Хотя, кажется, всем давно все ясно. Во всяком случае, должно быть ясно. Но проблема в том, что механизм уже запущен — создан целый ряд зон, и они начинают работать. Только начинают, заметьте. По крайней мере, на Одесщине. И, конечно, разговоры об их неэффективности напоминают ситуацию, при которой держава дала старт лошадке, давно, правда, превратившейся в клячу, и теперь ждет от нее результатов, при этом периодически тянет вожжи, сдерживая бег.
Разумеется, Одесская область такими правилами игры недовольна. И намерена бороться до конца, чтобы отстоять свои свободные территории, на создание которых истрачено много сил, средств и нервов. Об этом было заявлено в облгосадминистрации на заседании «круглого стола», посвященного проблемам и перспективам развития специальных экономических зон на территории Одесской области. Он был организован областным руководством и представителями Одесского и Ренийского портов, на территории которых они расположены. Поводом для разговора послужили публикации в СМИ и заявления высокопоставленных чиновников касательно необходимости функционирования СЭЗ и территорий приоритетного развития.
По мнению местных властей и руководителей созданных СЭЗ, нынешняя неопределенность по отношению к свободным зонам уже сделала свое черное дело. После упомянутых заявлений и публикаций ряд потенциальных инвесторов отвернулись от СЭЗ. Поэтому сейчас, с их точки зрения, главное — не отпугнуть и оставшихся. Ведь, несмотря ни на что, интерес к зонам есть. В качестве доказательства руководители СЭЗ назвали несколько инвестиционных проектов, которые не сегодня-завтра должны быть представлены на утверждение облгосадминистрации.
В частности, на территории СЭЗ «Порто-франко» планируется построить комплекс по производству и перевалке моторных масел. Болгарская фирма «Приста—Ойл» изъявила желание вложить в него 2 млн. долларов. Одесский судоремонтный завод №2 и одесский завод СОМ намереваются реализовать совместный проект по выпуску строительно-отделочных машин. На территории СЭЗ «Рени» инвесторы намерены построить комплекс по заготовке и производству продукции из камыша стоимостью 234 тыс. долларов, швейную фабрику на 200 рабочих мест за 370 тыс. долларов, комплекс по перевалке сжиженного газа стоимостью свыше 1,2 млн. долларов и ряд других.
Но, к сожалению, пока что это все лишь проекты. Вместе с тем, с момента выхода законов о СЭЗ «Порто-франко» и СЭЗ «Рени», подписанных в марте 2000-го, прошел год. А с момента выхода указа Президента об одесской свободной территории — более полутора лет. И теперь Кабмин требует представить анализ деятельности созданных СЭЗ вместе с перспективой их развития. Не исключено, что дальнейшая судьба этих территорий будет зависеть от содержания отчетов. Такой подход особенно возмущает портовиков и вызывает беспокойство: закрыть только что созданные зоны, скорее всего, не закроют, а вот льготы урезать могут. Поскольку потеря поступлений в бюджет — это и есть сегодня один из главных аргументов противников свободных зон.
Руководители СЭЗ уверяют, что предложенные инвестиционные проекты абсолютно реальны. И в том, что они до сих пор не реализованы, виноваты не только вышеназванные обстоятельства, но и бюрократическая волокита. Постановления Кабмина, определяющие механизм функционирования СЭЗ, были приняты только в августе прошлого года. Это во-первых. А во-вторых, процедура рассмотрения и утверждения инвестиционных проектов достаточно сложная и длительная, считает директор СЭЗ «Рени» Сергей Строев. «На нее отводится 45 суток, — подчеркивал он. — А если учесть, что требуются визы всех контролирующих служб, то на согласования документов может уйти несколько месяцев».
По словам г-на Строева, достаточно сложно и долго шла работа по подготовке таможенной инфраструктуры и сдаче ее комиссии. Только 20 декабря, то есть три месяца назад, объекты таможенной инфраструктуры были приняты в эксплуатацию Государственной таможенной службой. И с этого момента на территории СЭЗ начал действовать специальный таможенный режим. Кстати, на территории «Порто-франко» данные объекты пока не сданы и специальный льготный режим не введен.
Ну и о каких результатах работы зон после всего вышеперечисленного может идти речь, восклицали портовики. Что же касается льгот, то они считают аргумент сторонников закрытия зон о том, что якобы происходит сокращение поступлений в бюджет, не совсем корректным. На территории СЭЗ создаются новые объекты, и в связи с этим речь идет о дополнительных поступлениях, коих без введения специального льготного режима не было бы вообще.
Да, возможно, но вот факт. С 1 января с.г. на территории СЭЗ «Порто-франко» зарегистрирован первый субъект зоны — ООО «Олимпекс Купе Интернешнл», который предложил инвестиционный проект — комплекс по перевалке минеральных удобрений стоимостью около 4,5 млн. долларов. И не только предложил, но уже построил первую очередь мощностью 1 млн. тонн в год (вложив 2,5 млн. долларов), который уже работает. Его открытие состоялось в конце июля прошлого года. Сегодня это и есть единственный реальный инвестиционный проект, о котором везде говорят. Но если присмотреться к истории его создания, то становится ясно следующее.
Всем известно, что данный комплекс возник не на пустом месте. Одесский порт, а точнее стивидорная компания «Олимпекс Купе», давно занимается перевалкой удобрений, но дедовским методом. То есть, сегодня вместо линии появился терминал. Объект новый, но грузопоток... старый. Это во-первых. Во-вторых, решение о строительстве нового комплекса было принято портом совместно со стивидорной компанией и инвестором в лице швейцарской фирмы «Омега терминал» еще задолго до принятия закона о СЭЗ «Порто-франко». Конечно, инвестор вкладывал средства в строительство с расчетом на быструю их окупаемость. А то, что данный терминал будет расположен на Карантинном молу и что Карантинный мол — это и будет территория СЭЗ, планировалось давно. Ну а если бы зону не создали? Прекрасный ответ на этот вопрос дал сам начальник Одесского порта Николай Павлюк. На заседании «круглого стола» он заявил, что к ним идут те инвесторы, которые рассчитывают работать в порту, независимо от того, будет зона или не будет, с тем, чтобы вложенные деньги можно было потом вернуть.
Короче говоря, как следует из вышесказанного, данный терминал, по всей видимости, был бы построен вне зависимости от того, появилась бы зона или нет. В таком случае, зачем предоставлять льготы на размещение в порту такого рода объектов? Хозяева терминала за то, что вложили инвестиции, полностью освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение трех лет и на 50% — в течение трех последующих. К слову, облгосадминистрацией данный инвестиционный проект был утвержден уже после того, как был построен...
И последнее. Комплексы по перевалке удобрений сегодня строят и в других портах с привлечением инвесторов, но без всяких льгот. Надо сказать, что со строительством терминалов, и не только химических, на Черноморском побережье проблем нынче нет. Напротив, конкуренция растет не только среди портов стран СНГ, но и украинских, причем расположенных под носом друг у друга.