UA / RU
Поддержать ZN.ua

Научно-технический прогресс имени жареного петуха

Пока все было хорошо, цены на мировых рынках оставались высокими, украинский металл отрывали с руками, а жизнь казалась прекрасной, об отечественной науке никто не вспоминал...

Автор: Евгений Шибалов

Пока все было хорошо, цены на мировых рынках оставались высокими, украинский металл отрывали с руками, а жизнь казалась прекрасной, об отечественной науке никто не вспоминал. Сейчас в ней, науке, видят путь спасения национальной экономики от последствий глобального кризиса. К ученым вдруг повернулись лицом все: бизнесмены, инвесторы, финансисты, государство. Такой резкий поворот курса произошел не где-нибудь, а именно в Донецке — законодателе экономической моды в стране…

Еще в прошлом году, после визита на инвестиционный форум в Каннах, власти и предприниматели Донецкой области самокритично признали, что не умеют говорить с международным инвестором на одном языке. «Мы, к сожалению, «вмієм готувати, та не вмієм подавати» — так охарактеризовал поведение «донецких» на инвестиционном рынке заместитель председателя Донецкого областного совета Владимир Ишков в разговоре с корреспондентом «ЗН». Завершившийся вчера в Донецке Международный инвестиционный саммит, который его организаторы с некоторой претензией представили как «ежегодный», стал первой попыткой по-настоящему выйти в люди и заявить о себе.

Заявка вышла, по меньшей мере, масштабной — на суд потенциальных инвесторов из 20 стран было представлено свыше 250 проектов на общую сумму около 44 млрд. грн. Пока участники констатируют, что наибольшей популярностью пользовались проекты в области инновационных технологий (на что и надеялись организаторы), проекты, связанные с подготовкой инфраструктуры региона к чемпионату Европы по футболу 2012 года (что было ясно заранее), и проекты в сфере строительства и недвижимости вообще (хотя этой сфере потенциальные инвесторы уделили чуть меньше внимания, чем ожидалось).

Пока этот форум готовился, в мире разразился кризис, и народная мудрость, как обычно, оказалась права: мужик начал креститься именно в тот момент, когда грянул гром. Перед открытием саммита некоторые скептики предлагали вообще его отменить, поскольку ввиду кризиса инвестиционной активности ожидать не приходится. Скептиков не послушали и, пожалуй, правильно сделали — финансисты на самом деле, как оказалось, не собираются закапывать деньги в землю в ожидании лучших времен, а судорожно ищут новые возможности вложения. Инвесторы оглядываются в поисках отраслей, которые окажутся «на коне» в тот момент, когда начнут давать сбои традиционные схемы получения прибыли.

По горячим следам можно констатировать, что донецкий саммит стал, подобно съездам КПСС, «поворотным», «этапным» и «значимым». Именно здесь, на Востоке Украины, впервые была объявлена новая стратегия поведения Украинского государства в условиях мирового кризиса. Президент Украины Виктор Ющенко, один из почетных гостей церемонии открытия, на своей пресс-конференции заявил о том, что государство намерено переориентировать отечественные экспортно-ориентированные отрасли на внутренний рынок. Проблемы со сбытом продукции за рубежом у тех же металлургов будут решаться за счет создания спроса внутри страны. «Это не является корпоративным вопросом, это проблема государства. Нам нужно сформировать эффективный спрос на внутреннем рынке на продукцию металлургии. Это будет лучшая помощь металлургии. Нам нужно найти ответ, который по цепочке вытянет всю отрасль. Мы должны сделать быстрые и эффективные шаги по формированию внутреннего спроса. Рынку, рынку надо помочь! Чтобы он востребовал позицию, которую предлагает шахтер, металлург, энергетик», — уверен президент.

Часом позже, выступая перед участниками саммита, то же и почти теми же словами (с поправкой на более высокий профессионализм спичрайтеров, как показалось со стороны) заявил Ринат Ахметов. Самый богатый бизнесмен страны сказал буквально следующее: «Если там (в Европе. — Е.Ш.) все хорошо, у нас все прекрасно, отрасль развивается. Если там все плохо, то и у нас все плохо. Что делать? Ответ один — развивать внутренний рынок. Как помочь металлургам? Помогать надо не металлургам, а потребителям стали. Очень важно, чтобы государство увеличило инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты, а это — строительство аэропортов, дорог, мостов, эстакад. Это очень важно для нашей экономики».

Такая очевидная согласованность позиций верховной власти и крупного капитала (даже без копания в вопросе, «кто кому темник писал») дает ответ на вопрос, почему Ринат Ахметов, несмотря на все упреки, критику и насмешки, поддерживает не афишируемые, но очевидные близкие отношения с Виктором Ющенко. В нужный момент эта «домашняя заготовка» сработала, и глава государства как бы от своего имени предложил вариант действий, устраивающий крупный бизнес. В лице отдельных его, бизнеса, представителей. С одной стороны, найден вариант спасения национальной экономики в глобальном смысле, с другой — не покидают опасения, что государство возьмет деньги на вложения в масштабные инфраструктурные проекты из карманов «маленьких украинцев», как это зачастую бывало.

Эксперты, однако, говорят о том, что в кои-то веки власть поддержала правильный в сложившихся обстоятельствах курс. «Мы подавляющее большинство того, что производили, тут же и потребляли. Эти деньги нужно направлять на финансирование инфраструктурных проектов, которые останутся в государственной собственности. Но кому какая разница, чья это дорога? Лишь бы она была. Вот это все может и должно сделать государство. В результате получится спрос на строительную продукцию. В такой степени, как мы, зависеть от внешнего рынка, — это неправильно», — отметил в комментарии «ЗН» глава Государственного агентства Украины по инновациям и инвестициям Виктор Ивченко. А представители Европейского банка реконструкции и развития на саммите в Донецке объявили о намерении увеличить кредитный портфель для Украины на 2008 год на 40%.

До конца года, по словам старшего банкира ЕБРР в Украине Анны Токарц, сумма вложений должна составить 1,1 млрд. евро (при том, что за все время присутствия банка в нашей стране суммарные вложения составили 3,74 млрд. евро). В частности, эта финансовая структура намерена открыть кредитные линии для строительства высоковольт­ной линии Ривне—Киев, осуществления ряда транспортных проектов в столице, пятую часть вложений направить в финансовый сектор. Банкиров не останавливают даже сложности в металлургии и других экспортных отраслях. «Мы работаем со многими предприятиями, которые являются экспортерами. Сегодня один из самых больших рисков — это, конечно, неопределенность в том, как дальше будут развиваться рынки. Поэтому на сегодняшний день риски увеличиваются не потому, что экспорт будет уменьшаться, а потому, что не определено будущее», — отметила Анна Токарц, но тут же добавила, что это не повод отказывать украинским предприятиям в инвестициях ЕБРР.

Заявленная президентом (Ахметовым?) стратегия встречает горячее одобрение и региональных властей. «Помните, я с наших первых встреч говорил об отсутствии внутреннего рынка? Ринат Ахметов прав: инвестировать сейчас надо в тех, кто потребляет продукцию металлургического комплекса. Строительная отрасль и машиностроение — это сейчас те две отрасли, которые определяют развитие государства», — сказал нашему корреспонденту губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко.

В предыдущем номере, рассматривая ситуацию в металлургии, мы уже приводили мнения экспертов по поводу того, что собственники отечественного ГМК и других отраслей-экспортеров в какой-то степени сами виноваты в своих проблемах — пожадничали и не остановили вовремя свои заводы для проведения масштабных реконструкций и внедрения инновационных технологий. Но теперь жареный петух поет свою грозную песню, и промышленные магнаты бросились за помощью к лишенной внимания в лучшие времена науке. «Все происходящее доказывает: тот, кто хочет работать дальше, причем работать успешно, именно сейчас должен вкладывать в свой бизнес, в его обновление, чтобы в дальнейшем получать прибыль. Я думаю, такой курс будет поддержан и украинскими властями, причем очень скоро, хотя, конечно, это тяжелые задачи и трудные решения», — считает Джок Мендоза-Вилсон, директор по международным связям и отношениям с инвесторами компании «СКМ».

Единственная пока не решенная проблема — это отсутствие эффективных взаимосвязей между научными учреждениями и бизнес-объединениями. «И ЕБРР, и Варшавская фондовая биржа, и государственное инновационное агентство заявили, что деньги у них есть, и если на первой сессии некоторые ученые возмущались, что им не хватает денег, то на второй сессии возмущались уже финансисты, что, собственно, деньги есть, пожалуйста, приходите, оформляйте проекты, и мы дадим деньги, мы заинтересованы. То есть реализована идея саммита — свести научный потенциал региона (а он огромен) и финансы», — говорит один из организаторов саммита, представитель компании «Альтера-финанс» Михаил Жернов. Пока практическое воплощение эта идея нашла в подписании Соглашения о совмест­ной деятельности между властями региона, Госагентством по инновациям и донецким научным центром НАН Украины.

Тем временем предприимчивые азиаты были более конкретны. Компания из Гонконга на этом же саммите купила разработанную специалистами Донецкого национального технического университета (бывшего Донецкого политехнического института) технологию выплавки титана и ванадия. Сумма сделки не разглашается, известно только, что она составляет «несколько миллионов долларов», и китайцы намерены применить ее в своей авиационной отрасли и ракетостроении. «Наш университет делал эту разработку более десяти лет. И сегодня мы получили результаты, которые позволяют делать такие металлы, особо чистые, со специальными механическими свойствами. И самое главное — относительно дешево», — рассказал начальник научно-исследовательской части ДонНТУ Вячеслав Губайдуллин. По его словам, сегодня потенциальные покупатели присматриваются и к другой разработке ученых этого вуза — технологии перфораторного бурения скважин на газоносных шельфах.

Известно также, что неназванная швейцарская компания стала посредником в продаже концерну «Мерседес» технологии производства новых полимеров автор­ства донецких изобретателей.

Так что пока в Украине ограничиваются «пустой» (хотя и перспективной) декларацией, привычные к жестким условиям свободного рынка иностранцы уже скупают привлекательные разработки. Всего, по данным представителей власти, курирующих научные учреждения, донецкие ученые готовы выставить на продажу около 460 научных разработок — в основном, честно признаются эксперты, доведенные до конца идеи из еще советских «конспектов». В первом приближении схему отношений предлагают следующую: государство вкладывает в свои НИИ, а потом их разработки продает как бизнес-проекты. По некоторым мнениям, при правильном подходе через пару-тройку лет эта схема будет приносить в бюджет страны больше, чем все распродажи Фонда госимущества.

И все же, вдумайтесь, — десять лет. Десять лет «ботаники» из Донецкого техуниверситета проводили исследования, копались в лабораториях с образцами сплавов. И все эти десять лет металлургические заводы гнали на экспорт полуфабрикат по бросовым ценам, загребая сверхприбыли. Пока не грянул кризис. Но сейчас, видимо, и рак на горе свистнул, и дождичек в четверг прошел, и жареный петух коварно подобрался с тылу…