Три года прошло с того времени, как президентским указом на территории шахтерского города Нововолынск ввели специальный режим инвестиционной деятельности. Сложно было возразить против логичности такого шага, поскольку ситуация здесь полностью совпадала с определением Минэкономики для территорий приоритетного развития — неблагоприятные социально-экономические и экологические условия, неудовлетворительное состояние занятости населения... Специальный режим инвестиций как раз и преследовал цель положить этому конец, обеспечив налоговые, таможенные, иные льготы для субъектов предпринимательской деятельности и таким образом инициировать положительные процессы.
5 апреля 2000 года Верховная Рада приняла по этому поводу соответствующий закон. С начала существования ТПР зарегистрированы 10 инвестиционных проектов с общей сметой 4,15 млн. долл., на подходе еще четыре. Создано 500 рабочих мест. К тому же недавно начало свою деятельность ООО «Аркус-Ромет», специализирующееся на выпуске велосипедов, где будет работа еще для 200 человек.
Функционирование субъектов ТПР отрицательно не влияло на предприятия города, работающие в общем режиме. Наоборот, родственные структуры обеспечивают высокие темпы роста собственной продукции. В частности, ООО «Нововолынский молокозавод» и ЧП «Сэит-прод» нарастили в 2001 году объемы производства соответственно на 89 и 32 процента. Чего не скажешь обо всем городе: со времени создания ТПР часть выпущенной здесь промышленной продукции в общеобластном объеме возросла всего с 10,2 до 11,2 процента.
Плохи дела у нововолынских горняков. С начала закрытия шести угольных шахт города потеряно свыше 11 тыс. рабочих мест, негативные последствия сказались на инфраструктуре горных предприятий — она практически уничтожена. Это только так называемый социальный фактор. Производственный же — это будущий демонтаж зданий, рекультивация земель. Уже давно напоминает о себе подъем уровня грунтовых вод после затопления шахт: подтоплены отдельные производственные здания и жилье, все более неотложной становится потребность в строительстве дренажных систем и отстойников, которые бы сбрасывали неудержимо поднимающуюся воду.
Что бы там ни говорили о государственной поддержке или государственной политике в угольной отрасли, однако давно уже вызрели финансовые проблемы, вынуждающие горные предприятия самоликвидироваться, несмотря даже на то что много шахт еще не исчерпали запасов угля. Многолетний кризис, почти замороженное капитальное строительство и подготовка новых горизонтов, отсутствие технического перевооружения привели к передаче шахт «Укругольструктуризации».
С начала реструктуризации шести нововолынских шахт выполнены работы на 63,7 млн. гривен, а на строительство новой шахты № 10 в 2001 году направлены 10 млн. На 2002 год согласно программе «Украинский уголь» на это строительство предусматривалось выделить 25 млн. гривен капиталовложений. Однако постановлением Кабмина от 19 апреля с.г. сумму уменьшили в два раза. При таком финансировании шахта может разделить судьбу печально известной «Самсоновской-Западной», которую возводили 35 лет.
Долги за отгруженный уголь на нововолынских шахтах достигли 7,5 млн. гривен, долги по зарплате горнякам за минувшие годы — 8,3 млн., и при наличии устаревшей техники и высокой аварийности, невыполнении программы введения в действие новых лав не обеспечивается запланированный объем угледобычи (по программе 600 тыс. тонн, фактически — 418 тыс.). А поскольку шахтерская задолженность составляет 90 процентов в структуре долга по городу, можно представить себе уровень тамошнего социального напряжения.
Тем не менее, читая документ «О ходе выполнения в области постановления Кабмина Украины от 19.09.2001 года № 1205 «Об утверждении программы «Украинский уголь» и распоряжение бывшего председателя облгосадминистрации Бориса Климчука от 31.12.1999 года № 827 «О программе перспективного развития угольной промышленности в области до 2010 года», так и пестрит в глазах от слов «создано, направлено, получено, использовано, планируется, проплачено...» Ну чем не документ компартийных времен!
Как известно, 25 июня на Луганщине состоялось выездное заседание Кабмина, на котором присутствовали и представители угольной промышленности Волыни. В центре внимания стоял вопрос о мероприятиях по улучшению работы предприятий угольной промышленности, реальная отработка объективного алгоритма распределения между регионами средств на ее реструктуризацию. Речь шла и о том, что государство должно идти на выделение дотаций шахтерам. Ведь поддержка и развитие горного дела — это одновременно и поддержка энергетики и всей отечественной промышленности. Однако... Не все делается, о чем говорится, и это может стать последним гвоздем в гроб украинской и в частности нововолынской угледобычи.