UA / RU
Поддержать ZN.ua

Муниципальные инвестиции: ориентация на бюджет?

К сожалению, какие-либо инвестиционные форумы в Украине, независимо от уровня проведения, не приводят к реализации реальных инвестпроектов. Все понимают, что инвестиции стране необходимы как никогда, но ни заинтересовать, ни удержать потенциального инвестора не могут. Недавно в Кропивницком состоялся первый муниципальный инвестиционный форум "Time to INVEST", организованный городской радой.

Автор: Светлана Орел

К сожалению, какие-либо инвестиционные форумы в Украине, независимо от уровня проведения, не приводят к реализации реальных инвестпроектов. Даже если по их результатам торжественно объявлено о подписании соответствующих соглашений с иностранными компаниями.

Все понимают, что инвестиции стране необходимы как никогда, но ни заинтересовать, ни удержать потенциального инвестора не могут. Недавно в Кропивницком состоялся первый муниципальный инвестиционный форум "Time to INVEST", организованный городской радой. Очевидно, что ориентиры власти несколько изменились: инвесторов искали не иностранных, а отечественных, и проекты с масштабных и громких уменьшились до инфраструктурных задач. Вполне возможно, что такая тактика будет более эффективной и все же позволит городу не только соглашения подписать, но еще и реальные деньги увидеть. Если, конечно, город этого захочет.

Разговор об инвестициях... без инвесторов

Самой заметной внутренней инвестицией в этом году стало открытие нового литейного завода, входящего в холдинг ЧАО "Эльворти-групп". К группе относится ряд машиностроительных предприятий. Старый литейный цех одного из них давно не отвечал современным требованиям. Кировоградский же чугунно-литейный завод отдал богу душу еще в середине 90-х прошлого века. Поэтому объективная потребность (закупать литье в других краях дорого и невыгодно) подтолкнула производителей к созданию нового современного предприятия, что дало городу 200 рабочих мест. Вложено 120 млн грн, 108 млн из которых - на инновационное оборудование, соответствующее европейским стандартам.

Уже всем понятно, что наше желание получать иностранные инвестиции не совпадает с намерениями тех, кто мог бы их вкладывать. Причины известны и давно обсуждены на уровне государства. Понятно, что на местном уровне кардинально повлиять на них невозможно. Но вполне логичным было бы предложить предпринимателям города согласованные проекты, которые были бы выгодны и им, и громаде. Тем более что и сам городской голова Андрей Райкович, который до избрания на должность возглавлял ОАО "Мясокомбинат "Ятрань", интегрирован в бизнес-среду города, поскольку, собственно, является его ставленником.

Некоторая часть бизнесменов надеялась, что Райкович как городской голова сможет не только отстоять прежнее название города Елизаветград, но и сделать из Крепости святой Елисаветы прибыльный туристический объект. Этого не произошло. Проблема обустройства остатков земляной крепости, создания там туристической инфраструктуры актуальна до сих пор. Начальник городского управления культуры и туризма Анна Назарец говорила о необходимости реконструкции территории бывшей крепости, оформления въезда, постройки часовни и сувенирного магазина. Те, кто прилагал серьезные, в том числе и финансовые, усилия для доставки людей на митинги в защиту единственного, по их мнению, исторического названия города, лучше бы вложили средства в подобные проекты. Пока же о чем-то конкретном речь не идет.

Буксует и решение таких тривиальных проблем, как городское освещение. Например, вполне могло бы помочь ПАО "Научно-производственное предприятие "Радий", одним из направлений деятельности которого как раз и является производство светодиодных ламп. А работы здесь немало. Как отметил директор КП "Горсвет" Дмитрий Тоток, в Кропивницком установлена тысяча светильников со светодиодными лампами, а это только десятая часть из тех, которые следует заменить. Полная замена позволила бы экономить 65% электроэнергии и обошлась бы в
50 млн грн. При этом еще 40% улиц города остаются вообще неосвещенными. Часть денег на этот проект можно получить от Северной экологической финансовой корпорации NEFKO. Как заметил ее технический советник Андрей Каташов, для этого следует разработать бизнес-план и подписать соответствующий кредитный договор.

Конечно, подобный проект надо было тщательно продумать и проработать в управлении экономики, чтобы он стал максимально привлекательным для всех сторон. Но как раз накануне проведения форума начальник управления Елена Осауленко, отдавшая многие годы этой работе, уволилась с должности. Новый руководитель пока не назначен. И, очевидно, не только из-за этого на форуме отсутствовали представители большинства крупных предприятий города и области. О планах и проблемах слушали в основном работники бюджетных учреждений и коммунальных предприятий.

Энергоменеджер как энергоджайзер

В то же время в структуре управления экономики, как сообщил заместитель городского головы Александр Мосин, в ближайшее время появятся должность энергоменеджера и отдел по внедрению энергоэффективности. Такой совет в ходе форума дал эксперт программы "Европейские инициативы "Соглашение мэров" Оксана Кисиль. Странно, что без этой подсказки довольно острую для всей Украины проблему энергосбережения в Кропивницком почти не замечали. До сих пор какой-либо системной работы в этом направлении на уровне города не наблюдалось. Сейчас же Александр Мосин анонсировал объявление конкурса на проведение энергоаудита учреждений бюджетной сферы.

Довольно остро в городе также возник вопрос поиска новой системы теплоснабжения. Традиционно город отапливают два предприятия - КП "Теплоэнергетик" и ГП "Кировоградтепло" ООО "ЦНТИ УНГА". Первое постоянно нуждается в многомиллионных дотациях из бюджета, второе, находясь в аренде, работает стабильно. Но после последнего поднятия цен на газ и стремительного взлета тарифов многие люди, еще не установившие автономное отопление, обратились с заявлениями об отсоединении от централизованного отопления. Городская власть оказалась меж двух огней - можно понять тех, кто не может платить более 30 грн за квадратный метр жилья, но и массовое отсоединение парализует работу теплоснабжающих предприятий, которые и так сталкиваются со значительными трудностями. Некоторым выходом могло бы стать строительство модульных котельных для локализации обслуживания оставшихся абонентов. Но дело это недешевое, и за один отопительный сезон его не реализовать. Тем более только за бюджетные средства.

Между тем эту работу можно было начать еще в прошлом году, если бы городская власть согласовала участие ГП "Кировоградтепло" в проекте "Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения Украины", реализуемом Минрегионстроем совместно с Международным банком реконструкции и развития. Почти 30 млн долл. кредита на выгодных условиях позволили бы модернизировать технологическое оборудование, распределительные и транспортные сети, находящиеся сейчас в аварийном состоянии, адаптировать жилищно-коммунальный сектор к колебанию цен на энергоносители, уменьшить эксплуатационные затраты предприятия за счет повышения уровня энергоэффективности, применения современного технологического оборудования.

В свое время городская власть так же отказывалась от инвестиционных проектов по возведению мусороперерабатывающего завода. Его до сих пор нет, а городская мусорная свалка, уже многие годы находящаяся в критическом состоянии, продолжает деградировать. Но об этом на форуме речь не шла. Вместе с тем вспомнили другую болезненную проблему города - транспортное обеспечение.

Начальник городского управления транспорта Александр Вергун презентовал амбиционный муниципальный проект "Экологический транспорт", предусматривающий за два года увеличить количество транспортных средств с электрооснащением с 20 до 45%. Иными словами, троллейбусы в Кропивницком сейчас курсируют только по нескольким магистральным улицам. Не задействованы даже созданные ранее сети. Но они вот-вот могут заработать: в этом году городская власть выделила из бюджета 80 млн грн на приобретение 20 новеньких отечественных троллейбусов. Они должны были выехать на улицы города еще в середине ноября, но пассажиры до сих пор ждут новые машины. И все же даже если они выедут на маршруты, все равно не смогут охватить несколько микрорайонов, поскольку там нет троллейбусных линий. Прокладывать их дорого, поэтому в проекте предлагается оборудовать троллейбусы дизельно-генераторными двигателями с запасом автономного хода. Будет стоить этот проект 25 млн грн, очевидно, бюджетных.

Он необходим не только ради улучшения экологической ситуации, прежде всего - для разрушения монополий, сложившихся в сфере пассажирских перевозок города. Несколько владельцев множества маршруток, которые сейчас обслуживают кропивничан, почти игнорируют жалобы горожан: невозможно добиться обеспечения регулярного транспортного сообщения микрорайонов в вечернее время, не урегулирован вопрос льготных перевозок.

К сожалению, муниципальный инвестиционный форум фактически проигнорировал анализ возможностей, которые открывает в этой сфере децентрализация, и тех рычагов, которые и сейчас доступны местной власти для более масштабного привлечения инвестиций. Красноречивый факт: тех, кто нуждается в инвестициях, на мероприятии было больше, чем тех, кто их реально может предоставить. Очевидно, что бизнесу до сих пор очень сложно и невыгодно сотрудничать с властью.