Смена правительства и назначение нового министра транспорта и связи принесли морской отрасли очередные надежды и опасения. Наводить порядок новое руководство начало с кадровых вопросов. Уволены многие руководители предприятий, в том числе начальники таких крупных портов, как Ильичевский, Южный, Николаевский, Херсонский.
Не все кадровые перестановки связаны с ухудшением производственных и финансовых показателей предприятий. Как правило, смена руководства в высших эшелонах власти всегда влечет за собой перераспределение сфер влияния, что выливается в кадровые чистки в самих портах и «наезды» на предприятия совместной деятельности — частные структуры, которым удалось заполучить часть прибыльного портового бизнеса. Новый министр Николай Рудьковский назвал их фирмочками, у которых есть только стол, стул, но руководители портов почему-то отдают им в руки перегрузку. Более всего досталось Ильичевскому порту.
Но что дальше? Чего ожидать отрасли, которая нуждается в оздоровлении и реформировании?
Возвращение к пройденному
Практически всю первую половину этого года портовики не могли смириться с планами прежнего правительства и профильного министерства приватизировать убыточные и неэффективно работающие порты. Намерения Киева, с их точки зрения, привели к тому, что крупнейший Ильичевский порт чуть не превратился в убыточное предприятие, резко снизив свою доходность и прибыльность. При этом изъятие у госпредприятий 50% чистой прибыли воспринималось портовиками как акция, направленная на развал портов как государственных предприятий. Укрепляло в этой мысли и обложение НДС транспортных услуг, изъятие 70% получаемой арендной платы, закупка товаров на тендерной основе. «Чтобы купить веник, за разрешением надо ехать в Киев, — возмущались портовики. — Как в таких условиях предприятие может успешно работать и развиваться?»
Сразу после своего назначения новый министр заявил, что он — сторонник государственных портов. И попытался успокоить общественность заявлениями о том, что приватизации не будет. До тех пор пока государство не примет решение об изменении формы собственности. При этом, анализируя эффективность управления госпредприятиями, Николай Рудьковский заявил о необходимости создания единого органа управления портами — концерна.
Это сообщение прозвучало, как гром среди ясного неба, породив новую тревогу и массу вопросов. Портовики увидели в нем желание реанимировать не так давно упраздненное объединение «Укрморпорт» (созданное министром Кирпой), которое выкачало из предприятий немало денег. Кстати, по сей день непонятно, ликвидировано оно до конца или нет? И какие остатки денежных средств на счету имеются?
Никто толком не знает, что скрывается за идеей создания концерна и что он будет собой представлять. Совет Ассоциации портов Украины уже высказал свою обеспокоенность тем, что вопросы реформирования управления в отрасли решаются без участия и учета мнения специалистов-практиков, без предварительного обсуждения самой идеи централизации управления и до утверждения концепции развития.
Усиливает беспокойство и тот факт, что создание подобной структуры может быть закреплено законом. Сегодня в Верховную Раду поступили два законопроекта «О морских портах Украины», которыми оговаривается создание объединения портов и фонда для их развития. Специалисты считают включение данных пунктов неприемлемым и некорректным. В таком виде, как они предлагаются, они лишат порты юридической и финансовой самостоятельности. Как показывает наш украинский опыт, такие структуры нужны только отдельным министрам. Но никак не отрасли.
Более того, эти два пункта, наряду с другими, могут стать очередным камнем преткновения на пути принятия закона о портах. За десять лет было разработано с десяток проектов. Но ни один из них так и не увидел свет. Одними из наиболее спорных считались пункты, открывающие окно для приватизации. Разработчики проектов никак не могли прийти к единому мнению, как совместить в законе наличие в стране государственных и частных портов. Не могли сойтись в определении понятия, что такое порт вообще. Это предприятие? Какое? Государственное? Или комплекс? Или территория, на которой работают предприятия различных форм собственности? Разногласия существуют и теперь.
Свои замечания на этот счет высказала Ассоциация портов Украины. Правда, в Министерстве транспорта и связи считают, что принципиальной разницы, которая разводила бы разработчиков по разные стороны баррикад, нынче нет. Два законопроекта необходимо свести к золотой середине и спокойно принимать.
Между тем, эксперты отмечают, что при подготовке законопроектов не обошлось без выкручивания рук. В итоге документы, которые должны быть ориентированы на развитие рыночных отношений, подстраивают под интересы отельных лиц.
Об этом было заявлено в Одессе, где на прошлой неделе комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи провел свое первое выездное заседание с участием специалистов и руководителей предприятий морской отрасли. Народные депутаты-транспортники пытались продемонстрировать свою готовность усовершенствовать законодательство Украины, дать возможность морскому транспорту эффективно работать и развиваться. Для этого они приехали к морю, чтобы послушать специалистов-практиков и на месте ознакомится с перспективами развития трех крупнейших портов страны — Ильичевского, Одесского и Южного.
Порты «вне закона»
Реализация планов развития портов уже высветила существующие прорехи на законодательном и управленческом уровне. Точнее, заявила о себе во весь голос. В Одессе — громче всего. Концепция развития Одесского порта вылилась в серьезный и затяжной конфликт между портом и мэрией. Конечно, не последнюю роль тут сыграли непростые взаимоотношения руководства города и порта, из-за чего конфликт зашел слишком далеко. Но главная причина — в хаотичном развитии портов на фоне неурегулированности земельных отношений.
Суть спора в том, что мэрия наотрез отказывается согласовывать порту намыв дополнительных территорий в больших объемах для строительства мощнейшего контейнерного терминала — на 1,5 млн. контейнеров в год. Причина? Это центр города, в двух шагах от Приморского бульвара и рядом с памятником Неизвестному матросу. Власти подсчитали, что в город будет завозиться ежедневно порядка 5 тыс. контейнеров. Отсюда опасения, что возросшее количество автотранспорта навредит экологии города, а рост судозаходов и намыв огромных территорий — одесскому побережью и пляжной зоне.
Развитие порта, с точки зрения мэрии, возможно только в разумных пределах. А для строительства мощных контейнерных терминалов есть порты Ильичевский и Южный. Эта несгибаемая позиция города ставит под угрозу срыва инвестиционную программу порта на 800 млн. долл. и лишает его дополнительных грузопотоков, доходов и прибыли.
Выслушав мэра Одессы Эдуарда Гурвица, который был категоричен в своих высказываниях: «Этому никогда не бывать», депутаты признали, что ситуация вокруг развития Одесского порта весьма непростая. И им нужно время, чтобы в ней разобраться.
Выход из тупика предложил сам порт. Поскольку видимая часть проблемы лежит в плоскости земельных отношений, то с нее и надо начинать. Порт предложил депутатам урегулировать статус намывных территорий. Они должны быть отнесены к землям водного фонда и являться общегосударственной собственностью. Тогда отводом таких земель будет заниматься не местный совет, а Кабинет министров.
Правда, здесь есть свои проблемы. В частности, отсутствует процедура отвода таких земель под строительство объектов. Ее тоже надо будет разрабатывать в срочном порядке. Но дело стоит того, считают портовики.
Не секрет, что для расширения наших морских ворот практически не осталось свободных территорий. Земельный голод испытывает даже порт Южный, расположенный за пределами городской черты. Как оказалось, земли вокруг него давно розданы различным коммерческим структурам, не имеющим никакого отношения к портовой деятельности.
О необходимости резервирования земель для развития портов шла речь в конце прошлого года на совещании в Одессе с участием президента страны. Отмечалось, что земли вокруг портов и аэропортов должны иметь статус стратегических, резервных территорий, предназначенных только для развития инфраструктуры данных предприятий. Было заявлено, что Минтранс уже подготовил изменения в законодательство. И они должны быть приняты незамедлительно. Однако, судя по тем решениям, которые комитет Верховной Рады собирается принять по итогам своего выездного заседания в Одессе, Министерство транспорта и связи сделало немного.
Народные депутаты намерены предложить чиновникам определить потребности в резервировании земель для развития морских торговых портов согласно их генеральным планам и внести соответствующие предложения в Кабмин и местные советы. Заодно министерству будет предложено разработать отраслевую программу развития контейнерных терминалов в морских портах.
Кроме того, депутатам пятого созыва предстоит рассмотреть и принять в ближайшее время долгожданный закон о портах, призванный урегулировать многие вопросы, в том числе земельные. Этот закон должен закрепить и зарезервировать за портами землю и акватории.
Впрочем, для стабилизации дел в морской отрасли в целом и в портовом хозяйстве в частности, парламентариям придется потрудиться над усовершенствованием и принятием целого ряда других законов. Их перечень занимает не одну машинописную страницу. Речь идет о восстановлении нулевой ставки НДС на транспортные услуги, снижении ставки налогообложения прибыли портов, решении проблем, связанных с обязательными тендерными закупками товаров и услуг за госсредства, и многом другом.
Министр транспорта и связи Николай Рудьковский, принявший участие в выездном заседании комитета Верховной Рады в Ильичевске, выразил надежду, что парламент поддержит шаги министерства, направленные на реформирование и оздоровление морской отрасли. Однако, как видим, не все шаги министерства поддерживает сама отрасль.