UA / RU
Поддержать ZN.ua

Морковка с выставки

Перманентный характер продовольственного кризиса становится все очевиднее. Пожалуй, первым сигналом стало резкое подорожание хлеба после неурожая 2003 года...

Автор: Надежда Гоцуенко

Перманентный характер продовольственного кризиса становится все очевиднее. Пожалуй, первым сигналом стало резкое подорожание хлеба после неурожая 2003 года. Нынче цены несколько снизились, но не достигли и, наверное, уже не достигнут прежних величин.

Вслед за хлебом настал черед мясных продуктов. Ввиду того, что последняя волна подорожаний совпала с предвыборной кампанией, ей уделяется особое внимание, а меры борьбы далеко не всегда являются рыночными. Из властных кабинетов грозно зазвучало полузабытое слово «спекулянты».

Нелады с важнейшими продуктами питания отодвинули на второй план ситуацию с овощами. Между тем в этом секторе, по воле чиновников попавшем в разряд неконтролируемых, отданных на откуп частникам, положение ничуть не лучше.

В замкнутом круге

В Киевской области, окружающей столицу и, следовательно, имеющей прекрасный рынок сбыта, овощи трудно отнести к приоритетным культурам. Скажем, в нынешнем году из общих посевных площадей в области, составляющих 1,1 млн. га, они заняли лишь 21,1 тыс. га. Причем овощная отрасль в сельхозпредприятиях держится на 3,3 тыс. га. Остальные 17,8 тыс. га — в хозяйствах населения.

Такой перекос приводит к тому, что городские базары, не вмещая всех жаждущих сбыть свою продукцию, выплескивают толпы продавцов на улицы, часто — в самые неподходящие места, включая подходы к метро, подземные переходы. Противостоять стихии — дело безнадежное. В этом не раз убеждались представители милиции: через полчаса после проведения очередной акции все снова входит в привычное русло. Одним надо сбыть свой товар, другим — купить подешевле. Мелкие производители, действующие на свой страх и риск, порождают вот такой уровень торговли.

Нелишне заметить, что овощеводство в основном сконцентрировано в близлежащих к столице хозяйствах. Что касается глубинки, то там отечественный овощ перешел в категорию пасынка. Во время одной из выставок в Национальном комплексе «Экспоцентр Украины» все желающие могли полюбоваться витринами с изобилием моркови, свеклы, лука и прочих овощей. Увы, если для таких мощных районов Киевщины, как, например, Белоцерковский, подобное богатство — констатация факта, то для некоторых районов — всего лишь выставочный вариант. Из бесед с представителями из Таращанского, Тетиевского районов выяснилось, что большинство сельхозпредприятий овощами не торгует, производя их только для своих потребностей, да еще на выставку. В то же время собеседники — овощеводы, агрономы — рассказали, что в былые годы овощеводством занимались все хозяйства и выращивали не только для себя, но и на продажу.

Выпавшее звено

Зимняя цена заурядного продукта местного производства, например, яблок, уже достигла стоимости бананов. Казалось бы, одно лишь это должно подтолкнуть пребывающие в рыночном плавании предприятия, а также предпринимателей-индивидуалов проявить предприимчивость. Увы. Завалить потребителей дарами полей пытался не один энтузиаст, особенно из числа фермеров, но, собрав урожай, натыкался на непреодолимое препятствие: выращенное некуда сбыть. Да, собранные на собственном огороде полведра огурцов можно продать на ступеньках подземного перехода или на рынке. Но что делать с тоннами скоропортящейся продукции?

В советские времена худо-бедно действовала система заготовки овощей, которая включала огромные склады, овощебазы, овощные магазины. Нынче овощехранилища остались разве что в столице и в виде отдельных осколков — в других городах.

Овощебазы превратились в ОАО и коммунальные торгово-закупочные предприятия. И оказались в достаточной степени востребованными не только потому, что способствуют стабилизации цен на продукцию в зимний период. Не менее важно, что такие централизованные заготовки позволяют установить контроль за качеством. По словам заведующей лабораторией ОАО «Плодоовоч» Оболонского района столицы Надежды Панариной, около 20% овощей, поступающих на базы, бракуются. Как небезопасные для здоровья. Если бы закупки производились на неорганизованных рынках, то эти овощи (с превышением уровня нитратов и прочими вредными «добавками») попадали бы к потребителю со всеми неприятными для желудка последствиями.

Но сказанное не означает, что предприятия из былой заготовительной системы решают проблемы оптовой торговли. Нынешние хозяева овощебаз в основном занимаются переработкой заготовленного: засолкой, изготовлением разного рода закусок. И в меньшей степени — оптовой торговлей. Освободившиеся складские помещения оказались весьма кстати для хранения и накопления бананов, апельсинов, лимонов. Причем во многих городах, где отечественные овощи отодвинуты на периферию торговли, овощебазы, по неофициальным сведениям, заняты импортной продукцией более чем на половину.

Существование отечественной овощеводческой отрасли поддерживается преимущественно специализированными хозяйствами. На Киевщине это агрокомбинаты «Пуща Водица», «Тарасовский», агрофирма «Белогородка», сельхозпредприятия «Плоскивский», «Русановский». При некоторых различиях в ассортименте, количестве собранного их объединяет близость к столице.

Ну, а фермеры? Может, они способны решить проблему? Только в одном из близлежащих к столице районов — Бориспольском — около десятка фермерских хозяйств занимаются выращиванием овощей. Имеются у них свои наработки. Одни фермеры, дабы не зависеть от заготовителей, приобретают небольшие консервные заводики и уже производят не скоропортящиеся овощи, а консервы. Другие используют месторасположение своих участков и поставляют в киевские супермаркеты ранние овощи.

Но заполнить образовавшуюся в системе снабжения овощами нишу фермеры не могут. Только треть фермерских хозяйств в той или иной мере занимаются овощами: не выгодно.

— Я думаю, большинство фермеров занялось бы этим делом. Но сбыт выращенного не налажен. Недостаточная развитость оптовой торговли не позволяет надеяться на гарантированную продажу и расширять объемы производства, — говорит и. о. председателя областной ассоциации фермеров Александр Криштов.

Всюду импорт, господа?

В украинском селе исчезают отрасли, которые раньше обеспечивали львиную долю рабочих мест. Но если сокращение животноводства сопровождается шумными обсуждениями и разработкой хотя бы частичных мер для исправления положения, то овощеводство тихо хиреет. Если ситуацию не изменить, то вскоре крупные сельхозпредприятия будут заниматься исключительно производством зерна и подсолнечника. А поскольку эти отрасли нуждаются больше в тракторах, комбайнах и солярке, то сельские труженики вскоре и вовсе останутся без работы в КСП. Только и останется, что трудиться на собственном подворье.

В столичной области исчезли сотни огородных бригад, прекратили работу мелкие перерабатывающие заводики, дававшие заработок селянам и продукцию городам. На наших рынках все больше импортных продуктов и все меньше — отечественных. Причем это касается не только завозных экзотов, не растущих на нашей земле. Например, операторы рынка зафиксировали появление партий польского лука…

Осенние ярмарки — хорошее разовое подспорье для потребителей, но не решение овощной проблемы в целом. Потому что люди покупают продукты не раз или два в год, а каждый день, вне зависимости от сезона.

Страна, в которой никак не научатся заготавливать и хранить выращенные на ее плодородной почве овощи и фрукты, будет любоваться отечественной морковкой или свеколкой на выставке, а торговать чужими. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: потерей рабочих мест как в селах, так и в городах, дороговизной ходового товара на внутреннем рынке, огромными сезонными колебаниями цен.