UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мир — тарифам, война — потребителям?

Депутаты Тернопольского городского совета приняли весьма непопулярное и болезненное для многих ...

Автор: Роман Якель

Депутаты Тернопольского городского совета приняли весьма непопулярное и болезненное для многих простых смертных потребителей решение — не пересматривать действующие тарифы на содержание домов, сооружений и придомовых территорий. И хотя более трети городских избранников громко заявляли о том, что «люфт для снижения тарифов на эти услуги на 10% есть», и при этом пытались расписать его, для большинства депутатов самыми убедительными оказались доводы, приведенные заместителем городского головы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Николаем Мартынюком.

«Жилищно-эксплуатационные организации, — заявил заместитель мэра, — за услуги по содержанию жилого фонда и жилищно-строительных кооперативов в городе собирают 20 млн. гривен в год. Снижение тарифов на 10% означает уменьшение денег на зарплату персонала, на материалы и ремонт жилья. Если принять такое популистское решение, придется сокращать работников жэков и ухудшать состояние содержания жилья...»

Так что плата за жилье и услуги осталась в Тернополе на прежнем уровне. Осталась вместе со старыми болячками, которые продолжают гноиться.

Проблема расчета платы за содержание домов, сооружений и придомовых территорий в Тернополе уже успела обрасти колоритной историей. С 1 сентября 2005 года горисполком утверждает корректирующие коэффициенты 1,2 и 1,3 за квадратный метр общей площади для квартир в домах центральной части города. Жэки в течение нескольких месяцев собирают плату с жителей с учетом этих коэффициентов. Со временем решение опротестовывает прокуратура: установление коэффициентов при расчете тарифов на услуги не отвечает действующему законодательству. Тем не менее горисполком и пальцем не пошевелил, чтобы сделать перерасчет и вернуть жителям необоснованно уплаченные средства.

В сентябре прошлого года он принимает новое, более масштабное, решение — повысить с 1 октября размер платы за содержание домов, сооружений и придомовых территорий до 76 коп. за 1 кв. м общей площади для домов с лифтами и до 61 коп. — для домов без лифтов. Платите, горожане, за содержание жилья почти на 50% больше, чем раньше! Коммунальные службы города объясняли, что если тарифы оставить на предыдущем уровне, то в городском бюджете придется ежемесячно изыскивать 780 тыс. грн. для возмещения потерь, связанных с подорожанием энергоносителей, материалов для ремонта жилья, повышением минимальной зарплаты и тому подобного. Тем не менее аргументы организаций, обслуживающих жилье, кажутся не совсем убедительными.

Нормативная база для расчета тарифов на жилищно-коммунальные услуги довольно противоречива. Почему действующие приказы Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства не учитывают высокого уровня приватизации квартир (а таких в городе уже почти 90%)? Например, расчет персонала для обслуживания внутридомовых сетей остается старым, ориентированным на выполнение санитарно-технических работ в самих квартирах, хотя Закон Украины «О приватизации государственного жилого фонда» определяет содержание приватизируемых квартир на счет их собственников. Не учитывается и достижение времени — индивидуальное оборудование, которое в разных квартирах по техническим параметрам и стоимости отличается. Вполне логично, что санитарно-технические службы жэков должны были бы обслуживать только внутридомовые сети. Но кто обращает внимание на такой, казалось бы, незначительный резерв для снижения тарифов?

В городской общественной организации — ассоциации потребителей жилищно-коммунальных услуг — провели расчеты. И выяснилось: если новые тарифы (квартплату) сравнить с фактической себестоимостью услуг, то на момент принятия горисполкомом решения о повышении тарифов рентабельность услуг жэков приближалась к 30%, а на 1 января 2007-го — к 20% при установленном распоряжением председателя ОГА по согласованию с горисполкомом 10-процентном уровне!

Но даже при действующих тарифах нормативные затраты в разных жилищно-эксплуатационных организациях разнятся кардинально. В одних жэках фактические затраты на обслуживание лифтов за девять месяцев 2006-го составили 6 коп. за квадратный метр общей площади в месяц, в других — аж 13,1 коп. Плата за вывоз мусора тоже отличается значительно — 6 и 9 коп. А разница между «другими прямыми затратами» достигает десятка раз — 1,4 коп. и 10 или 12 коп.

Одна из причин заключается вот в чем. Админаппарат предприятий, предоставляющих услуги, на жизнь не жалуется. В структуре конкретных затрат конкретных жэков расходы на содержание админаппарата чрезвычайно высоки. Причем именно руководство «съедает» 40% фонда оплаты труда работников жэка, а на одном из предприятий — даже до 60!

Однако есть и другая причина роста фактических затрат.

Пять лет назад коммунальные жэки в Тернополе приостановили свою деятельность. Руководители массово регистрировали их как частные предприятия, чтобы стать свободными от долгов и начать работу с чистого листа. Новички становились инициаторами создания других юридических лиц, которые предоставляют отдельные виды услуг и работают с «главным» предприятием на договорных условиях: убирают дома и придомовые территории, выполняют текущий ремонт домов, вывозят мусор и тому подобное. Разумеется, подрядчики тоже хотят жить и работать неубыточно. Поэтому и раскручивается стоимость тарифа. А индивидуальных договоров жителей с жилищно-эксплуатационными организациями, где был бы четко выписан пакет услуг по содержанию жилья, в Тернополе очень мало, в целом он есть у каждого десятого потребителя. К тому же рожденные «по требованию времени» соглашения не отвечают действующему законодательству: их заключили на неопределенный срок, крайне усложнены условия расторжения и тому подобное.

Нынче городское жилищно-коммунальное хозяйство напоминает театр абсурда: в Тернополе жэк является балансодержателем и одновременно управляет жилым фондом, предоставляет услуги по его содержанию и в сущности сам контролирует их выполнение. Какой из жэков города сегодня отчитывается перед потребителями о начисленной плате и фактически выполненных роботах, которые финансируются за счет потребителей? А никакой.

— Наша организация впервые подняла вопрос о создании подомового учета доходов от так называемой квартплаты и затрат на содержание дома, — говорит председатель правления ассоциации потребителей жилищно-коммунальных услуг города Тернополя Петр Ландяк. — Предлагаем активнее привлекать к этому процессу домовые комитеты. Они должны участвовать в планировании текущего ремонта дома, а потом подписывать акты выполненных работ. Параллельно нужно внести изменения в Закон «О жилищно-коммунальных услугах»: управляющий должен назначаться не владельцем дома или его балансодержателем, а потребителями, которые оплачивают услуги. Таким образом нужно внедрить механизм участия и контроля жителей в предоставлении услуг...

Конечно же, расчет тарифов — это довольно мелкая проблема. Но когда в нее погрузишься, становится очевидным, что речь идет о больших деньгах, которые незаконно вынимают из наших карманов. И планируют вынимать в дальнейшем.