UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАСЛЯНЫЕ РЕКИ В КРЕДИТНЫХ БЕРЕГАХ

Едва ли не единственным продуктом на винницких базарах, который в течение года практически не подорожал, было подсолнечное масло...

Автор: Светлана Кабачинская

Едва ли не единственным продуктом на винницких базарах, который в течение года практически не подорожал, было подсолнечное масло. Цена на него поползла вверх только с наступлением весны. Но не повышение температуры воздуха вызвало ее рост, а сначала тихий шепот всезнающих рыночных торговцев, а потом и хорошо слышный голос средств массовой информации: снова что-то не все благополучно в нашем масляном королевстве, снова всемогущие трейдеры вывозят семена подсолнечника, рапса и сои за границу, а наши перерабатывающие заводы останавливаются.

Базарные слухи имеют свойство сбываться. По крайней мере, на Винницком масложиркомбинате завод по производству масла остановился на ремонт не в обычное летнее межсезонье, а уже сейчас. Комбинат залихорадило именно из-за нехватки сырья, которого с введением вывозной таможенной пошлины в размере 23% вроде бы могло быть в родном государстве предостаточно. Но, как выходит в последнее время, то, чего у нас должно быть много, иногда исчезает почти совсем благодаря ловкости отдельных наших соотечественников. Для них родное государство ассоциируется с коровой, которую нужно не кормить, не поить, а только доить, пока не упадет. Эти ловкачи мастерски обошли грозную экспортную таможенную пошлину, начав вывозить семена подсолнечника за границу не на продажу, а вроде бы на переработку — что никакой таможенной пошлиной не облагается. А то, что наши перерабатывающие заводы при этом остановились, — это уже только их, то есть этих заводов, проблема.

А вежб действительно проблема. По крайней мере, для Винницкого масложиркомбината, прилагавшего на протяжении последних трех лет сверхусилия, чтобы остаться на плаву среди девятого вала, разрушившего отечественную экономику. Одно из крупнейших украинских предприятий такого профиля, где работает тысяча виннитчан, в конце 90-х оказалось в отчаянном положении, выходом из которого представлялось только банкротство. При 33 миллионах гривен уставного фонда — почти такие же долги перед кредиторами. При этом 54,57% акций принадлежало государству, а по закону объявлять банкротом не до конца приватизированное предприятие запрещалось. Да и для области лишиться такого плательщика налогов, переработчика сырья было очень убыточно, ведь тогда за границы края выводились бы значительные товарно-финансовые потоки. Поэтому закономерным было повышенное внимание областного руководства к комбинату.

— Решено было обратиться к кредиторам с таким тезисом: «Только работающее предприятие может вернуть долги», ведь его активов не хватило бы, чтобы разобрать по частям, — рассказывает руководитель предприятия Владислав Мормитко. — Но это требовало скрупулезной работы с кредиторами. А их — почти 70 юридических лиц, в том числе и государственные структуры. И многие из них были настроены все же забрать долги имуществом. Поэтому комбинат буквально спасло решение арбитражного суда о прекращении изъятия имущества и о разрешении комбинату работать. И пока закон о 23-процентной таможенной пошлине еще действовал, у нас появилась возможность понемногу становиться на ноги. Впервые за последние годы в 1999-м получили прибыль и начали рассчитываться с рабочими, вносить плату за энергоносители, платить налоги. Нам даже показалось, что самое страшное — угроза расчленения комбината, забастовки, конфликты в коллективе, вызванные простоями и невыплатой зарплаты, — уже позади. А впереди — не то чтобы светлое, но все же стабильное будущее.

Но кое-кому из кредиторов больше хотелось иметь синицу в руках, то есть изъятое с комбината конкретное имущество, чем призрачного журавля в небе из неопределенного комбинатовского будущего. С этого и начался для предприятия 2000 год. И снова комбинат был спасен — теперь новым законом «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Закон предусматривал возможность восстановления платежеспособности предприятия без прекращения производственной деятельности при условии прибыльной работы. При этом руководят предприятием кредиторы.

Что успел комбинат только за прошлый год, лучше всего демонстрируют цифры. Они свидетельствуют об увеличении производства товарной продукции на 31,4 миллиона гривен, подсолнечного масла — на 31%, маргариновой продукции — на 73%, саломассы — на 21%. Загруженность производственных мощностей возросла с 35 до 58,2%. При этом освоены новые технологии переработки рапсового, соевого и даже такого экзотического для Украины продукта, как пальмового масла (а куда деваться — если наши семена вывозят, то что-то нужно и ввозить; вот и плывут из Малайзии в Украину танкеры, наполненные пальмовым маслом). Надо ли говорить, что при таком значительном росте показателей постоянно выплачивается зарплата (с долгами включительно), а в госбюджет перечислены свыше 5 миллионов гривен.

А вот выплатить долги кредиторам оказалось не так просто. Ведь, поскольку комбинат работает на давальческом сырье, то именно кредиторский капитал продолжает поддерживать его деятельность. Рассчитаться же с ним при условии, что часть прибыли нужно постоянно направлять на развитие предприятия, нынче практически невозможно. Однако есть интересные идеи по поводу того, как с честью выйти из этого положения.

— У нас есть проект восстановления платежеспособности, то есть санации комбината, — говорит В.Мормитко. — Одновременно останется ликвидным пакет акций, находящийся в государственной собственности. Это можно осуществить методом капитализации долговых обязательств. А именно — путем уменьшения номинальной стоимости пакета акций, принадлежащего действующим акционерам, и одновременной передачи акции на сумму долговых обязательств кредиторам, не изменяя при этом уставный фонд комбината. Если пойти таким путем, то появится возможность накопления оборотных средств за счет прибыли, полученной от производственной и коммерческой деятельности.

К такому предложению стоит прислушаться. Арбитражный суд назначил Владислава Григорьевича руководителем санации предприятия. Производственник-практик с большим стажем работы, он постоянно занимался еще и научной деятельностью. Сейчас кандидатская степень позволяет ему глубже видеть причинно-следственные связи многих процессов, основательно вникать в их суть. И пути решения многих вопросов он видит в современном подходе к устоявшимся вещам.

Ведь что сегодня главное для комбината? Прежде всего — сохранение функциональной целостности действующего производства. Сегодня оно объединяет три взаимосвязанных завода: маслоэкстракционный, гидрогенизационный и мыловаренный. Мощности первого из них позволяют переработать за сутки 450 тонн подсолнечного семени или 270 тонн сои, или 225 тонн рапса. И еще, кроме растительного масла, выпускать около 200 тонн в сутки тостированного шрота — ценного корма для домашних животных и птицы.

Расчеты совета кредиторов и специалистов областного управления сельского хозяйства показывают: обеспечивать сырьем такой большой комбинат вполне может сама область. Да и все, что предпринималось в последние годы для спасения и сохранения масло-жирового комбината, делалось не только с ведома, но и при самой активной поддержке областного руководства. Поэтому и закономерно, что совет кредиторов предприятия стремится придать фактическому состоянию дел юридический статус, то есть добиться передачи государственного пакета акций, нынче принадлежащего Фонду госимущества, под региональный контроль. Но эти вопросы — в компетенции Кабинета министров. А практически любые проблемы, постоянно возникающие на комбинате, все равно решаются на месте.

Кроме тех, которые и в самом деле можно решить лишь в столице. Поэтому с таким болезненным вниманием следят руководители комбината за парламентскими перипетиями вокруг ставок экспортной таможенной пошлины на семена подсолнечника, рапса, сои, переживая каждое депутатское решение как личную драму. Ведь от того, какая цифра появится в окончательном варианте закона, зависит не только участь Винницкого масло-жирового комбината, остающегося действующим предприятием только благодаря умным и патриотическим законам и почти героическим усилиям коллектива и причастных к его сохранению людей. Но и, по большому счету, от этого зависит судьба всей области. А, следовательно, и те цены на базаре, от которых каждый день зависит благосостояние каждого из нас.