Cегодня с задувки домны № 5 начался процесс запуска производства Макеевского металлургического завода. Что это означает для города с едва ли не самой низкой в регионе зарплатой, пояснять не требуется. Это — возрождение надежды для десятков тысяч человек, связанных с заводом. Для них сто дней простоя комбината были далеко не самым лучшим периодом в жизни.
Причина остановки — комбинат нуждался в срочном ремонте. Завод, без преувеличения, одно из старейших в Украине металлургических предприятий, построен еще в конце ХIХ века. Его оборудование всерьез не ремонтировалось и не обновлялось на протяжении последних полутора десятков лет, и в результате моральный и физический износ производственных фондов превысил все мыслимые и немыслимые нормы. В итоге уровень себестоимости на отдельных переделах здесь в полтора-два раза выше, чем на других предприятиях отрасли.
И когда весной начали падать мировые цены на металлопрокат, а в Украине обрушился курс доллара, выросли тарифы на энергоносители и грузоперевозки, завод стал ежемесячно приносить до 57 млн. грн. убытков. Уровень рентабельности продукции достиг –35%. При этом никаких внутренних резервов у предприятия не осталось: многочисленные «инвесторы» выжали его досуха.
Новые хозяева завода решили не плодить убытки, а капитально подлатать дыры, получить запас устойчивости, чтобы затем выйти на более высокий технологический уровень. Был проведен капитальный ремонт повышенной сложности пятой доменной печи, отремонтирована третья домна и модернизирован весь технологический комплекс первой мартеновской печи. В состоянии полной готовности к работе находятся четыре другие мартена.
Опробован и введен в эксплуатацию стан 350-1. На другом стане получены опытные партии новых видов проката. Всего в период остановки производственной деятельности завода проведены запланированные капитально-восстановительные ремонты на 36 объектах производственного назначения. Введена в эксплуатацию линия по производству нового вида подготовленного железорудного сырья, промышленное опробование которого планируется на доменной печи № 3. В результате с начала мая освоено инвестиций на сумму более 150 млн. грн.
Эти средства были получены от инвесторов ММЗ — структур Вадима Новинского, которому принадлежат Ингулецкий и частично Южный горно-обогатительные комбинаты. Начиная со второй половины 2004 года, именно они обеспечивают антикризисное управление Макеевским метзаводом. Совокупные обязательства этих компаний по приобретению корпоративных прав, погашению долгов и организации производства на Макеевке за последний год превысили 700 млн. грн.
Теперь впереди — пуск всей производственно-технологической цепочки завoда, а затем... Впрочем, о том, что произойдет затем, мало кто может сказать с большой долей уверенности.
За прошедшие десятилетия Макеевка накопила не только полный износ фондов, но и грандиозный финансовый «хвост». К моменту прихода структур Новинского кредиторская задолженность ОАО «ММК» составляла 3 млрд. грн., в том числе перед бюджетом и целевыми фондами — 87 млн., за потребленные энергоресурсы — 508,5 млн., Донецкой железной дороге за перевозку грузов — 42,6 млн., по заработной плате — 32,5 млн. грн. При том, что производственные мощности предприятия были задействованы в то время всего на 20%, задолженность предприятия была абсолютно безнадежной. Именно поэтому правительство с целью спасения производственного комплекса и трудового коллектива предприятия приняло план санации Макеевского меткомбината, предусматривающий создание нового юридического лица — ЗАО «Макеевский металлургический завод» (ММЗ).
Именно оно и функционирует с весны нынешнего года на базе мощностей комбината, обеспечивая заработной платой коллектив. Причем погасив возникшие до их прихода долги по зарплате, новые хозяева предприятия увеличили средний размер оплаты труда почти в полтора раза — до 960 грн. в месяц. Цифра, безусловно, не космическая, но заметно выше, чем в среднем по Макеевке.
Предполагается, что выполненные за время простоя предприятия мероприятия обеспечат снижение текущих убытков завода практически вдвое, однако выход хотя бы на нулевую рентабельность невозможен без дополнительной поддержки со стороны государства. Металлурги просят сохранить тарифы на природный газ и его транспортировку, а также оставить тарифы на железнодорожные перевозки хотя бы на уровне начала года. В этом случае, при условии улучшения конъюнктуры мирового рынка металлопроката, появляется хоть какой-то шанс на дальнейшую работу без убытков одного из старейших металлургических производств Украины и его дальнейшее развитие.
Для модернизации заводу сегодня необходимы сотни миллионов долларов. Но пока большая часть вкладываемых в ММЗ денег уходит на погашение убытков, а не на инвестиции в основные фонды. Если ситуация не изменится, завод так и будет балансировать на грани закрытия. Это прекрасно понимают в комитете Верховной Рады по промышленной политике и предпринимательству, который весной провел на ММЗ свое выездное заседание и дал свои рекомендации органам исполнительной власти. К сожалению, услышаны они не были.
Более того, пока что не решены даже текущие вопросы функционирования завода. Поставщики газа, воды и железнодорожники уже полгода не подписывают документы, обеспечивающие нормальную работу предприятия, ccылаясь на долги Макеевского комбината. ММЗ был вынужден обратиться в Антимонопольный комитет с жалобой на деятельность естественных монополий. Весной предприятие то и дело ограничивали в поставках газа, снижая давление более чем в два раза. В результате было потеряно более миллиона долларов только на этой внештатной ситуации. Цинизм происходящего заключается в том, что «Нафтогаз Украины» являлся предыдущим санатором Макеевки и прекрасно знает ситуацию, сложившуюся на предприятии.
Конечно, желание получить долги трудно назвать неожиданным — проблема лишь в том насколько это соответствует законодательству и здравому смыслу. Дело в том, что ЗАО «ММЗ» не является правопреемником ОАО «Макеевский металлургический комбинат», а следовательно, не имеет никаких правовых оснований для погашения его кредиторской задолженности последнего. Об этом знают и газовщики, и железнодорожники, и поставщики воды. Тем не менее с их стороны продолжаются попытки не мытьем, так катаньем принудить металлургов к заключению договоров на их условиях.
Однако в таком случае ММЗ даже не имеет смысл запускать: несколько миллиардов долгов, накопленных ММК за последнее десятилетие, вкупе с текущей нерентабельной работой завода моментально потянут его на дно. Правда, с мертвого предприятия уже никто не получит ни копейки...
Сейчас предприятие просит Антимонопольный комитет Украины рассмотреть факты и принять меры, направленные на соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции и восстановление законных прав ЗАО «Макеевский металлургический завод». Возможно, это и поможет… Во всяком случае, 10 тыс. работников комбината и члены их семей на это действительно надеются.