19 декабря руководство Луганской области отчитывалось перед СМИ о проделанной в 2000- м работе и обсуждало планы на следующий год. На пресс-конференции был обнародован ряд инициатив Луганской облгосадминистрации. Ожидается, что к концу января они будут конкретизированы в рамках программы деятельности, которая и определит развитие Луганской области на 2001 год.
Еще три года назад показатели социально-экономического развития области не блистали на фоне других регионов Украины. Во-первых, в области сложная демографическая ситуация. Луганщине принадлежит четвертое место в Украине по количеству пенсионеров: на 1000 жителей области их приходится 323. При этом уровень занятости населения области в возрасте от 15 до 70 лет составляет 55,6% (в среднем по Украине — 62,8%).
Во-вторых, доходы населения были относительно низкими по причине задолженностей по зарплатам в угольной отрасли, на предприятиях которой занято 36% работающих области. Еще 33% трудятся в металлургии и металлообработке — отраслях, не безопасных для здоровья и в которых долгое время допускались существенные задолженности по зарплатам.
Состояние бюджета Луганской области усугублялось тем, что из-за традиционно высокого травматизма на шахтах здесь живет много инвалидов, которые нуждаются в медикаментах, инвалидных колясках, слуховых аппаратах и другом специальном оборудовании.
Кроме того, в связи с реструктуризацией угольной отрасли в области высвобождается 23,1 тыс. человек. Им положены регрессные выплаты, а задача власти — трудоустроить всех этих людей на новых местах.
Эта непростая ситуация требовала от луганских властей действий.
Процесс пошел
Облгосадминистрация начала трансформации в области три года назад. В 1999 году был достигнут 10-процентный рост промышленного производства, увеличились зарплаты и были снижены задолженности по соцвыплатам. За 11 месяцев 2000 года рост промышленного производства составил 30%, а за два года — 42%. 10 из 15 отраслей промышленности, представленных в области, увеличили темпы роста производства. В топливной отрасли зафиксирован рост на 62,4%, в черной металлургии — на 17,7, химии и нефтехимии — на 20,1%. В деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности темпы производства возросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в пищевой — на 31,5%, в легкой и стекольной промышленности — на 47 и 25,8% соответственно. По темпам роста производства Луганская область опережает другие регионы с похожей структурой промышленности.
Экономический рост — понятие абстрактное и прямо проявляется разве что в отчетности статистических ведомств. Граждане могут почувствовать его на себе только опосредованно — через увеличение социальной помощи, рост заработной платы и расширение производства товаров и объемов предоставления услуг.
Экономический рост Луганщины позволил властям выполнить бюджет по доходам и расходам на 100% в денежной форме. Благодаря сбалансированному бюджету удалось погасить долги перед бюджетниками и по финансированию социальных выплат. Оживление экономики сказалось и на росте средних заработных плат на 16%. При этом официальные доходы на душу населения увеличились на 51%.
Сейчас в области создана деловая атмосфера с плодотворным сотрудничеством различных ветвей власти, предпринимательского корпуса, общественности, что и стало отправной точкой роста региона.
Постепенно происходит детенизация экономики Луганской области. Это зачастую не добровольный процесс, и переход бизнеса в официальный сектор осуществляется под давлением властей и силовых органов. В прошлом году от легализации теневого бизнеса бюджет дополнительно получил около 62 млн. грн.
На Луганщине идет борьба власти с преступными формированиями, а формирований — с властью. В 2000 году в области пресечен ряд попыток нелегального ввоза больших партий алкоголя. Возвращен в госсобственность пакет акций «Луганскоблэнерго». После этого в центральных СМИ появилась серия материалов, в которых критикуется политика руководства региона, а также предъявляется ряд обвинений в коррупции. Как отмечает глава Луганской обладминистрации Александр Ефремов, «мы понимаем, что активные действия по легализации экономики и пресечению коррупционной деятельности будут вызывать противодействие со стороны тех групп и лиц, незаконные интересы которых мы ущемляем».
На пресс-конференции в Луганске отмечалось, что главный результат проделанной в 2000 году работы — это снижение социальной напряженности и в первую очередь в шахтерских регионах.
Инициативы роста
Областные власти не идеализируют ситуацию и отмечают, что на сегодня решены далеко не все проблемы. Безусловно, большего внимания требует развитие частного сектора экономики региона и языковая политика, особняком стоят не до конца решенные проблемы реструктуризации угольной промышленности региона.
Администрация Луганской области объявила ряд инициатив на 2001 год, которые уже окрестили «инициативами роста».
— Наша задача состоит в том, чтобы удержать и на длительный срок обеспечить условия для стабильного экономического роста. Чем больше будет валовой внутренний продукт области, тем больше будет бюджет региона и реальные доходы граждан, — сказал Александр Ефремов.
На пресс-конференции было заявлено о необходимости интенсифицировать процесс банкротства по отношению к самым нерентабельным предприятиям области, прекратить участие бюджета в неденежных коммерческих операциях, проводить более активную презентацию предприятий и инвестиционных проектов области как в Украине, так и за рубежом. Не менее важным руководство области считает содействие активной и прозрачной приватизации крупных предприятий.
Область также включилась в обсуждение бюджета-2002 и принципов его формирования. 12 декабря в Луганске состоялось заседание всеукраинской ассоциации «Бюджет», на котором обсуждались проблемы и задачи совершенствования межбюджетных отношений при формировании государственного бюджета Украины на 2002 год. Инициатором мероприятия выступили власти Луганщины, а участие в нем приняли представители восьми областей. Большинство инициатив в бюджетной сфере направлено на гармонизацию отношений центрального и местных бюджетов. Поскольку Государственный бюджет на 2001 год уже принят Верховной Радой, необходимо загодя думать о годе 2002-м.
Объявленные на пресс-конференции инициативы пока несколько декларативны. Конкретизация их ожидается в конце января, когда руководство области выйдет с четким планом действий на 2001 год. К его обсуждению будут привлечены представители общественности, деловых кругов и независимые эксперты.
План действий луганских властей будет принят к концу января, после чего власти намерены ежеквартально отчитываться о его выполнении и обсуждать необходимые коррективы. По словам Александра Ефремова, в облгосадминистрации сознательно уходят от принятия очередной программы развития на пять или десять лет. Как показывает опыт, говорит г-н Ефремов, такие программы потом не выполняются и не учитывают изменений реальной ситуации.