Анатолий Дейнека |
Существование земной цивилизации определяющим образом зависит от характера и особенностей взаимоотношений человечества и окружающей среды. Мостиком для сохранения зыбкого равновесия в системе «человек—окружающая среда» является лес, наше природное богатство.
Львовщина — одна из самых лесистых областей Украины. Леса покрывают 28% ее территории — 671 тыс. га. Почти половина из них — горные, украшение Карпат.
О проблемах и достижениях лесоводов Львовщины накануне их профессионального праздника — наш разговор с генеральным директором государственного лесохозяйственного объединения «Львовлес» Анатолием ДЕЙНЕКОЙ.
— Не раз доводилось слышать, что одна из причин бедствий в Закарпатье заключается в том, что в лесах хозяйствуют много лесопользователей. Какова ситуация на Львовщине?
— Леса Львовщины также находятся в ведении нескольких пользователей. «Львовлес» работает на площади 471 тыс. га. Треть же лесов — в распоряжении других пользователей, крупнейшие из которых «Галсильлес» — 150 тыс. (22%) и военное ведомство — 53 тыс. га (7,6%). Именно ведомственная разрозненность — один из негативных факторов в деле сохранения лесов. Нужно, чтобы все леса были сосредоточены в ведении специально уполномоченного органа — Госкомлесхоза Украины. Государственные лесохозяйственные предприятия должны стать постоянными пользователями всех лесов. Тогда в них будет наведен должный порядок, прекратится их уничтожение.
— Есть подозрение, что леса у нас вырубают слишком много.
— Рубка леса проводится в соответствии с расчетной лесосекой — научно обоснованной нормой, определенной государственным лесоустроительным производственным объединением «Укргослеспроект». Ее утверждают в Министерстве экологии, а на местах органы министерства непосредственно исследуют каждый участок для рубки леса. И только после этого Кабинет министров утверждает и доводит до областных государственных администраций лимит лесосечного фонда, а те в свою очередь распределяют его между лесопользователями. В этом году расчетная лесосека главного пользования в лесах «Львовлеса» составляет 346 тыс. кубометров. Для сравнения: в 1985 году вырубили 654 тыс. кубометров, а в 1950-м — 1028 тыс. Вывод, как видим, напрашивается сам.
— Лес ежегодно прирастает. Как именно это происходит?
— Каждый гектар леса Львовщины обеспечивает 4,2 кубометра прироста древесины. Мы же всеми видами рубок забираем 1,48 кубометра, что составляет 34% годового прироста. Для сравнения: Австрия вырубает 77%, Германия и Швеция — 82%, Швейцария — 84% прироста. В течение последнего десятилетия запас древесины в лесах Львовщины увеличился на 18 млн. кубометров и составляет сегодня 99 млн. В целом же в лесопользовании исповедуется принцип стабильности, равномерности, рациональности и неистощения.
— Катастрофические наводнения в Закарпатье нередко связывают с вырубкой горных лесов. Могут ли рубки на Львовщине привести к наводнению?
— Такие выводы строятся на домыслах и предположениях, я в этом уверен, т.к. существует анализ динамики лесопользования, лесовосстановления и лесоразведения, изменения таксационных показателей лесного фонда, наконец — результаты научных исследований по изучению водорегулирующей роли лесов. Бесспорно, леса — мощный климато- и водорегулирующий фактор. В то же время их водорегулирующая способность ограничена определенной емкостью, составляющей для букового леса 120—170 мм, елового — 130—175 мм. Когда же в течение двух дней выпадает более двух месячных норм осадков (примерно 2 млрд. кубометров), один лишь лесной покров такое количество воды задержать не в состоянии.
На недавнем заседании комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности при председателе Львовской облгосадминистрации обсуждался вопрос предотвращения стихийных бедствий, в том числе и наводнений. Решено осуществить систему мероприятий (строительство гидротехнических сооружений, дамб, водохранилищ, наведение порядка в вопросе строительства и т.п.). Подобный комплексный подход — залог предотвращения бедственных последствий природных катаклизмов, которые в связи с глобальным потеплением будут все чаще беспокоить человечество.
— Закон о моратории на проведение сплошных рубок на крутых склонах в пихтово-буковых лесах Карпат предполагает отказ от тяжелой гусеничной техники при трелёвке леса. Что делает объединение «Львовлес» для перехода на экологически безопасные технологии?
— Этот закон предполагает полный отказ до 2005 года от тяжелой гусеничной техники при трелёвке леса. Для перехода на экологически безопасные технологии в лесопользовании нам нужно 10,3 млн. грн. И хотя из государственного бюджета мы еще не получили этих средств, в течение последних двух лет горные гослесхозы закупили пять трелёвочных тракторов ЛКТ-81 на пневматическом ходу и восемь воздушных канатных трелёвочных установок для спуска древесины с гор. Эти технологии, кроме высокой производительности, гарантируют и соответствие европейским экологически безопасным нормам лесопользования. Значительную часть работ по трелёвке выполняют лошади. Радует, что разработкой канатных трелёвочных установок занимаются и отечественные товаропроизводители, а именно ходоровский завод «Полиграфмаш».
— Насколько эффективно используется спиленная древесина?
— Следует отметить, что за древесину наши гослесхозы платят налог государству — так называемую попенную плату. В соответствии со стратегией использования древесины, определенной Госкомлесхозом Украины, в первую очередь обеспечиваем потребности отечественных лесоперерабатывающих предприятий, а также собственные лесоперерабатывающие мощности. Кстати, на Львовщине уже два года действует региональный заказ на поставку гослесхозами «Львовлеса» древесины предприятиям профессиональной ассоциации деревообработчиков Львовщины, утверждаемый главой облгосадминистрации. На остальную же древесину ищем потребителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Гослесхозы «Львовлеса» экспортируют около 20% заготовленной древесины. Кстати, на внешнем рынке цены на древесину и продукты ее переработки втрое выше, чем на внутреннем.
— Куда идут полученные средства?
— Платим налоги в бюджеты всех уровней, взносы в Пенсионный фонд, заработную плату, это само собой. А часть прибыли инвестируем в обновление основных фондов. В прошлом году закупили новейшие технологические линии по переработке древесины для ее транспортировки, а также для лесохозяйственных работ на 2 млн. долл. В целом же более 62% полученных средств направляем на ведение лесного хозяйства, ведь расходы из госбюджета покрывают лишь 24% всех потребностей. Поэтому для обеспечения расширенного воспроизводства лесных ресурсов считаем каждую копейку.
— Какова ситуация с лесовосстановлением? Ведь нередко видим в лесу вырубки, «лысые» склоны гор...
— Главнейшая задача лесоводов — охрана, защита, рациональное использование и восстановление лесов, увеличение их площадей. Работа в лесу начинается со сбора лесных семян — их мы ежегодно заготовляем более 30 тонн. Высеваем и выращиваем свыше 18 млн. сеянцев и саженцев для нужд лесовосстановления. Весной текущего года посадили лесов на площади 2287 га. А в целом ежегодно садим их на большей площади, чем вырубываем.
Кабинет министров принял программу увеличения площади украинских лесов на 2 млн. га. Лесоводы уже приступили к ее реализации.
— Очень часто поднимается вопрос бесконтрольной вырубки лесов. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Утверждаю, что в объединении «Львовлес» о подобном в настоящее время не может быть и речи, поскольку вырубка каждого гектара, каждого кубометра определена проектом организации и развития лесного хозяйства каждого гослесхоза. В течение года вырубить можно только определенную площадь и определенный объем леса, но не больше. Другое дело, что сегодня стали весьма распространенными самовольные рубки в лесах. Уже в этом году на Львовщине таким образом вырублено 9159 кубометров, из них в лесах «Львовлеса» — 1765. Намного больше вредят народному хозяйству самовольные рубки в лесах других лесопользователей, львиная доля которых, а именно 7364 кубометра, приходится на «Галсильлес». Здесь удается обнаружить лишь 12% злоумышленников, в то время как по «Львовлесу» эффективность этой работы значительно выше — 71%. В результате скоординированных действий Львовской облгосадминистрации, милиции, лесоводов ситуация с выявлением и привлечением к ответственности лесонарушителей улучшается, но еще далека от нормы.
— Как вы относитесь к вопросу приватизации лесов?
— В мире существует частная собственность на леса. И потому я допускаю, что в будущем и у нас часть лесов станет частной. Сегодня, кстати, законодательство позволяет передавать в пользование отдельные лесные участки площадью до 5 га, но пока не в частную собственность. Хотя я бы ставил вопрос иначе. В состоянии ли сегодня частный собственник вести хозяйство, четко придерживаясь требований лесного хозяйства и экологических норм? Ведь лесная отрасль специфическая, ею должны заниматься соответствующие специалисты. И, в соответствии с требованиями действующего законодательства, каждый собственник лесного фонда должен создать специализированное лесохозяйственное предприятие. А это пока довольно непросто. Следует учитывать и низкую правовую культуру населения, являющуюся одним из факторов, приводящим к самовольным рубкам леса.
— Каков ваш прогноз о будущем наших лесов?
— Считаю, что развитие лесного хозяйства будет базироваться на концепции устойчивого развития общества. Нет ничего удивительного, что сейчас проблемы украинского леса беспокоят широкую общественность. Это объективно и справедливо, ведь люди хотят жить в нормальных экологических условиях: дышать чистым воздухом, пить чистую воду. Лес как основной элемент экологической системы — определяющий в этом плане. Над его сохранением и приумножением работали наши предшественники. И мы, сегодняшние лесоводы, ежедневно трудимся во имя этого.