Апрель порадовал Донбасс исполнением давнишней мечты — наконец-то у него есть собственная энергогенерирующая компания.
Отныне три донецкие электростанции будут управляться донецким ООО «Восток-Энерго». Именно эта скромная фирма, уставный фонд которой составляет 11,8 тыс. грн., отныне поставляет половину потребляемой в Донецкой и Луганской областях электроэнергии. Тем самым всем сомневающимся было наглядно продемонстрировано, что если нельзя, но очень хочется, всегда возможны варианты. Даже если путь к этому занимает несколько лет.
Когда создавали украинский «Энергорынок», управление им «замыкали» на Киев. Там же делились поступающие деньги. Но по мере роста сил и влияния региональных бизнес-элит данное обстоятельство стало их сильно раздражать. Не случайно нет ни одной генерирующей компании, у которой какая-либо из облгосадминистраций не пыталась урвать электростанцию.
Естественно, что особо сильным давление было в Донецке. На территории области размещено пять крупных электростанций. В принципе четыре из них управлялись из местной же Горловки, но в условиях, когда более 75% акций принадлежало Минэнерго, роль Киева была все же велика. С точки зрения местных элит, даже чересчур.
Конечно, фактическое влияние региона росло, но все равно не так, как им бы хотелось. А чтобы оценить мощность финансового потока, достаточно вспомнить, что в 2001 году в Донбассе потребили электроэнергии на 4,2 млрд. грн. Это стимулировало желание изменить положение. Тем более, что еще до создания «Энергорынка», в начале 90-х годов предлагалось объединить в единую компанию «Донецкуголь» и тогдашний «Донбассэнерго». Тогда под одним крылом оказались бы шахты, ТЭС и энергораспределяющие сети.
Перед выборами 1994 года был даже издан указ Президента Украины «О дополнительных мерах по делегированию Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Луганской областным государственным администрациям полномочий по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности». Однако тогда выбрали «не того» президента, и указ был мгновенно забыт.
Через шесть лет, в январе 2000 года, донетчан снова осчастливили новым указом. На сей раз — «О мерах по развитию базовых отраслей экономики в Днепропетровской и Донецкой областях». Согласно ему планировали «отстегнуть» большой и сладкий кусок пирога. Среди прочего Кабмину поручалось в месячный срок «решить вопрос о передаче полномочий по управлению корпоративными правами, которые принадлежат государству, в имуществе ОАО «Днепрэнерго», «Энергетическая компания «Днепроблэнерго», «Донбассэнерго» и «Донецкоблэнерго».
Кстати говоря, Донецкой обладминистрации пообещали больше, чем Днепропетровской. Донецку пообещали передать права на управление «другими хозяйственными предприятиями, размещенными на территории области».
Тем же указом предписывалось изучить вопросы создания регионального энергорынка, в полномочия которого должно было входить «установление лимитов потребления электроэнергии, и обеспечение расчетов между региональными участниками «Энергорынка». Предполагалось и создание двух «сепаратных» железных дорог, грузопоток которых превысил бы половину общеукраинского. Словом, местные едва не получили все и сразу.
Но как раз это затем и насторожило Киев. Слишком уж огромный кусок уплывал из-под контроля. Тем более, что получить ту же энергетику обратно было бы проблематично. Одним из пунктов указа был пункт об отработке вопроса о создании региональных топливно-энергетических компаний (ТЭК). Реализация этой идеи вполне могла привести к ликвидации существующих четырех энергокомпаний и к созданию на их базе двух новых. Причем не скрывалось, что в состав «ДонТЭК» на правах акционеров войдут инвесторы, работающие на угольных шахтах. С учетом того, что таковых в Донбассе было всего два — корпорация «ИСД» и «АРС», — дело становилось занимательным.
Речь шла об образовании вертикально интегрированных компаний, контролирующих всю цепочку — от добычи угля до его превращения в электроэнергию, а с учетом контроля над облэнерго — и до ее распределения. Потом это все превращалось бы в ликвидно-экспортную продукцию, которую бы везли по «своим» дорогам, в «свои» порты.
В Киеве решили, что это чересчур. Правительство Ющенко стало откровенно саботировать реализацию этой идеи. К тому и на Банковой тоже поняли, что явно перебрали, и указ благополучно «спустили на тормозах». Правда, прошлой осенью, накануне формирования предвыборного блока, Президент вновь, но не очень конкретно пообещал изучить вопрос. Но это, скорее, была вежливая форма отказа.
Впрочем, в Донбассе всегда знали, что не стоит только ждать милости сверху, надо и самим шевелиться. Уже несколько лет явочным путем создаются довольно солидные энергокомпании. К примеру, энергопредприятие ПО «Донецкуголь» приняло на свой баланс низковольтные сети донбасских шахт. В итоге по объему передаваемой электроэнергии она превосходит ряд облэнерго запада Украины.
Справедливости ради отметим, что работа с шахтами вовсе не была синекурой — сети были в ужасном состоянии и приведение их даже в подобие порядка требовало много усилий.
Опыт понравился, и вскоре Донбасс обрадовали появлением новой фирмы — предприятия электрических сетей (ПЭС) «Энергоуголь». Акционерами этой не очень известной, но тоже крупной организации стали возглавляемая Игорем Гуменюком компания «АРС», «Эмброл Украина» (акционер фирмы «Люкс»). Номинальным же держателем контрольного пакета является «Донгорбанк». Его возглавляет другой и куда более известный соучредитель фирмы «Люкс» Ринат Ахметов.
В общем процесс потихоньку пошел. И если первые две компании работали в основном там, куда облэнерго не особо и рвалось, то уже к лету 2000 года обстановка круто изменилась. В начале мая 2000 года высоковольтные сети «Донецкоблэнерго» были описаны за долги в размере 25 млн. В июне того же года их продали на аукционе Авдеевскому КХЗ (контрольный пакет у номинального держателя «Донгорбанк», фирмы Leman Commodities) и ООО «Сервис-Инвест».
Именно «Сервис-Инвест» и приобрел основные сети, ведущие на крупнейшие металлургические предприятия, став четвертой по величине энергоснабжающей компанией страны. Объявленный объем поставок электроэнергии — 7 млрд. кВт. ч. — это примерно треть общего потребления Донецкой области. Потребителями ее являются Донецкий МЗ, «Азовсталь», «Азовмаш», «Маркохим», Макеевский МК и проч. По его же сетям идет транзит на Мариупольский МК им. Ильича. Всего металлургам ООО планирует поставлять 86% общего объема электроэнергии. В район его поставок вошел и приличный кусок востока Украины (восемь районов Донецкой и два Днепропетровской областей).
В общем, с распределяющими сетями все было нормально. В самом «Донецкоблэнерго» процесс скупки акций льготной подписки шел достаточно неплохо. Представители донецкого горэнерго уже входили в состав наблюдательного совета облэнерго. Попытки киевских структур тоже прикупить пакетик пресекались корректно, но жестко. Это отчетливо показала история продажи на Донецкой фондовой бирже небольшого пакета акций облэнерго — кроме местного брокера все другие на торги просто не попали. И надо отметить, те намек поняли.
Однако распределение распределением, а ведь что-то и производить надо. В советские времена Донбасс производил электроэнергии больше, чем потреблял. И хотя сейчас район стал энергодефицитным, львиная часть электроэнергии все-таки вырабатывается на месте на своем угле. Тем более что к тому времени приватизация металлургии вышла на финишную прямую и надо было искать иное приложение сил. И генерация оказалась на первом месте. С учетом того, что финансовое состояние генерирующих компаний давно стало катастрофическим, повода долго ждать не пришлось.
В 2001 году по уже обкатанной «сервис-инвестной» схеме были куплены три местные ТЭС (Зуевская, Кураховская и Луганская) общей мощностью до 4 млн. кВт. В прошлом году эти станции дали 68% производства электроэнергии «Донбассэнерго».
Покупателем стало никому неизвестное ООО «Техремпоставка», заплатившее около 206 млн. грн. Интересно, кто их ему занял? Но так или иначе, это была большая победа региона. И именно так ее и воспринимали. Губернатор области Владимир Янукович, комментируя покупку ТЭС, сказал «что в результате.. энергетика региона может приобрести настоящего хозяина, который живет и работает в Донбассе. Энергетика является стратегической отраслью, и мы не хотим, чтобы развитие всего Донбасса зависело от доброй воли кого-нибудь в Лондоне или Париже». Или, добавим от себя, в Киеве...
В столице продажа вызвала легкий шок, заявления о происходящем, как о «подготовленных и тщательно спланированных мероприятиях», и судорожные обещания все отменить. А толку? После целой серии проигранных «Донбассэнерго» судов все успокоилось.
В декабре станции были сняты с баланса генерирующей компании. Месяца четыре «Донбассэнерго» арендовало свои же бывшие станции, а с 1 апреля на этом оборудовании уже работает новый хозяин — «Восток-Энерго». Оно на три года за 36 млн. ежегодной оплаты арендовало станции у «Техремпоставки».
Кстати говоря, арендная плата достаточно низкая, при ней, чтобы «отбить» затраченные деньги, понадобится шесть лет. И это без учета инфляции, девальвации и процентов. Очевидно, что рентабельность будут обеспечивать иным способом. К примеру, на тех же поставках топлива. Об этом уже говорил генеральный директор «Восток-Энерго» Игорь Глущенко (бывший когда-то замом главы «Донбассэнерго» по топливу). Он рассчитывает снизить себестоимость за счет работы с инвесторами, в том числе и по углю. Плюс еще заявленная модернизация ТЭС, на что тоже нужны деньги. А если потенциальные инвесторы (в Донбассе энергетическим углем занимается в основном «АРС», «ИСД» и немного концерн «Энерго») согласны, то Бог в помощь.
Сейчас почти семь тысяч рабочих станций перешли на работу в новую структуру, а «Донбассэнерго» осталось с двумя станциями. Одна из них, «Славянская», почти в безнадежном состоянии. Ее вообще можно занести в книгу рекордов Гиннесса — ТЭС годами работает на половинке последнего энергоблока. Ну, естественно, никуда не делись огромные, порядка 2 млрд. грн., долги генерирующей компании, их ей любезно оставили. «Восток-Энерго» начинает работу с чистого листа…
Кстати говоря, это довольно неплохой метод разгрузки станций от долгов. И в Кабмине вполне серьезно «гуляет» вариант по его дальнейшему тиражированию. А вообще все это — классический вариант восстановления производственно-энергетического объединения (ПЭО), где в одних руках сосредоточены как генерация, так и распределение электроэнергии.
Правда, все это может иметь и ряд любопытных последствий. Еще в 2000 году просчитывали схемы работы «ДонТЭК». Предполагалось запустить так называемый «малый круг» — добыча угля, сжигание его на донецких ТЭС, поставка потребителям, сбор денег, покупка новой порции угля. И все это без выхода на Киев. Деньги, кроме части налогов, крутились бы в регионе.
Однако оказалось, что электроэнергия будет стоить на 20% дороже, чем получаемая с «большого «Энергорынка». Из шести донбасских ТЭС четыре — старые, и совсем нет АЭС с дешевой энергией. Ну а сейчас и идея «малого круга» не реализуется — поставки по-прежнему будут идти через оптовый «Энергорынок».
Хотя не все еще и закончилось. К примеру, на территории области остается «неохваченная» и вполне современная Углегорская ТЭС (принадлежит «Центрэнерго»). Ее тоже неоднократно пытались выделить в самостоятельное юридическое лицо. К чему бы это? Возможны и другие варианты. С недавних пор донецкие структуры начали работать по поставкам оборудования на Запорожскую АЭС.
Да, и не стоит думать, что поисками собственной генерации в Донецке занимаются только эти структуры. Тот же Мариупольский МК в прошлом году поставил сам себе 2,2 млрд. кВт..ч. электроэнергии. Тем же занимался «Стирол» (0,68 млрд. кВт.ч). В общем кто ищет, тот и находит.
Что касается центра, то ему остается заниматься перспективами будущих продаж 65% ОАО «Донецкоблэнерго». С «Донбассэнерго» проще — его уже продали.