UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто заказывает рейсы в небытие?

«Органы исполнительной власти обязаны обеспечивать безопасное и качественное обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования»...

Автор: Светлана Исаченко

«Органы исполнительной власти обязаны обеспечивать
безопасное и качественное обслуживание пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования».

(Статья 7 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»)

23 августа около четырех часов утра на 32-м километре автодороги Киев—Чоп, возле с.Гуровщина Киевской области в автокатастрофе разбился микроавтобус из Черновцов. На месте погибло 10 человек, в том числе дети. Еще один пассажир умер позже в больнице. Семья из Нижних Петровцев Сторожинецкого района потеряла сразу пятерых родных. Буковина несколько дней была в трауре по погибшим...

Любая трасса соткана из риска. Абсолютной безопасности не гарантирует никто. Вопрос в том, чтобы свести риск к минимуму благодаря четкой и безотказной, как швейцарские часы, организации пассажирских перевозок.

И организация, и контроль возложены законодательством на органы местного самоуправления и исполнительной власти — от Кабмина до райгосадминистраций. В конце концов, этим властным структурам только и остается неукоснительно соблюдать расписанное до запятой транспортное законодательство. Если бы они его действительно соблюдали, не было бы и речи о том, чтобы неопытные водители, работавшие на мелкого частного предпринимателя и неоднократно привлекавшиеся инспекторами ГАИ к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, осмелились вывести в ночной дальний рейс не лицензированный, на скорую руку где-то в полулегальных кустарных мастерских много раз переделанный и далеко не новый микроавтобус с 13 пассажирами.

Между прочим, пятнадцать лет назад Буковина пережила похожую трагедию. На горном перевале Нимчич в пропасть сорвался экскурсионный автобус с детьми. Проверкам не было конца. Слетели не только чиновники с высоких должностей, но и звезды с генеральских погон, хотя следствие доказало абсолютную вину водителя, решившего накатом с крутого спуска завести мотор. Сегодня же Минтранс даже не удосужился направить в Черновцы комиссию для выяснения всех обстоятельств, приведших к ДТП с многочисленными человеческими жертвами. (То же было и несколько лет назад, когда разбился микроавтобус, следовавший из Крыма, и из жизни ушли девять человек.) Не только для того, чтобы наказать виновных, а прежде всего — чтобы сделать невозможными такие аварии в будущем. Ведь система государственного регулирования сферы пассажирских перевозок, при которой на трассу у всех на виду кто попало направляет едва приспособленные, частично полуразваленные автобусы, продолжает успешно и безнаказанно действовать.

Эта система, в частности, и привела к тому, что один черновицкий частный предприниматель несколько лет подряд под маркой какой-то выдуманной, как утверждает прокуратура, фирмы «Спринтер» на двух своих микроавтобусах, превратившихся благодаря манипуляциям с автогеном и печатями экспертов из грузовых в пассажирские, преспокойно без каких-либо разрешений возил на заказ людей во все концы страны, преимущественно в Киев.

С загадочной фирмой-фантомом еще предстоит разобраться. Складывается впечатление, что кто-то слишком заинтересован, дабы после аварии на киевской трассе она бесследно исчезла. Возможно, «Спринтер» — черновицкий вариант «Рогов и копыт», и под «крышей» одной фирмы работало несколько частных перевозчиков. Куда тогда, спрашивается, смотрела налоговая? Ведь фирма имела офис в центре Черновцов, родственники погибших показывают реальные визитки с ее контактными телефонами (теперь они молчат), врученные им реальными рекламными агентами; никуда не девались газеты с ее объявлениями о предоставлении услуг по автоперевозкам, и отыщется немало буковинцев, уже воспользовавшихся этими услугами. Однако в реестре субъектов предпринимательской деятельности с правом пассажирских перевозок никакого «Спринтера» нет и как будто вообще не существовало.

Как бы там ни было, желающих с ветерком добраться до столицы хватало. Садясь в автобус, вряд ли кто-то проверял у водителей лицензии и маршрутную документацию. Даже сомнений не возникало, что «фирма», легально и так громко себя рекламирующая, действуя чуть ли не под носом у областного СБУ, может работать нелегально. Для упомянутого частного предпринимателя дело оказалась супервыгодным при мизерном едином налоге, никак не учитываемых больших доходах и полнейшей бесконтрольности со стороны органов власти, в частности и правоохранительных. Только в мае прошлого года он легализовал свою деятельность, лицензировав транспортные средства и бизнес вообще.

Но двух машин уже было маловато. В июне предприниматель берет у своей знакомой по доверенности еще один бус — переоборудованный сэкондхендовский «Мерседес-Спринтер». Известный многим черновчанам гешефт: приобрести где-то на европейской свалке автобус, подкрасить, приварить сиденья, сдать в аренду под пассажирские перевозки и потом, плюя в потолок, регулярно получать за это солидные деньги. Кстати, владелица, проходя в августе техосмотр, письменно заявила, что будет использовать машину исключительно для собственных потребностей.

В тот злосчастный вечер нелицензированный бус выехал в рейс без каких-либо разрешительных документов, без страхового полиса. Теперь частный предприниматель всячески открещивается, что давал согласие на эту поездку, заверяя, что машину водители взяли без его разрешения, они же организовывали и пассажиров. Поверить в это сложно. Но он не мог не знать, какие «профи» работают у него на «фирме». Один из водителей (он управлял машиной в трагическую минуту) хорошо известен инспекторам ГАИ за неоднократные нарушения правил дорожного движения. Этот «опытный» берет в неблизкий и довольно сложный путь напарника, который только четыре года назад получил водительское удостоверение и не был с частным предпринимателем в трудовых отношениях. Он вообще нигде не работал.

Судя по тому, как разворачиваются события вокруг этой трагедии, всех собак повесят именно на водителей (они оба вышли живыми из этой мясорубки). Но кто даст гарантию, что сегодня вечером такой же водитель на таком же переделанном, дребезжащем, как детская погремушка, автобусе в погоне за наживой не соберет где-то под автовокзалом желающих поскорее добраться до Крыма или немецкого посольства в Киеве? Там, где есть спрос, всегда найдется предложение. Состыковать их в области в рамках закона с максимальными удобствами для потенциальных пассажиров и минимальным для всех риском как раз и обязана облгосадминистрация.

Для этого прежде всего должна быть сформирована облгосадминистрацией и утверждена сессией облсовета областная маршрутная автосеть общего пользования. От лица государства такую работу проводит соответствующее структурное подразделение — управление промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации, возглавляемое Александром Соломко, который в течение долгих лет держит сферу пассажирских автоперевозок края в своих руках. Но отвечает за все вопросы непосредственно председатель облгосадминистрации, на сегодняшний день Владимир Кулиш.

Владимир Иванович честно признает, что сегодня Буковина не имеет ни сформированной маршрутной сети (она стихийная), ни разработанных по всем требованиям автобусных маршрутов с надлежащей инфраструктурой, включая автостанции и автовокзалы (находящиеся в ужасном состоянии и до сих пор не аттестованные органом исполнительной власти области, как того требует закон), ни выдержанного в духе закона конкурса на маршруты. О распределении субвенций за перевозку пассажиров льготных категорий и распределении маршрутов, содержании в надлежащем состоянии проезжей части автомобильных дорог, контроле за выполнением условий договоров между государством и перевозчиком вообще лучше не вспоминать. Иными словами, Закон Украины «Об автомобильном транспорте» в области не выполняют. Прежде всего сам орган исполнительной власти — облгосадминистрация, которая (вот в чем парадокс) должна не только сама неуклонно соблюдать транспортное законодательство, но и требовать этого от всех остальных. К сожалению, именно с нее, а конкретнее — с управления Александра Соломко, и начинается цепь злостных нарушений, приводящих к страшным трагедиям.

Облгосадминистрация, похоже, еще не поняла, в какой ситуации оказалась после аварии под Киевом, когда ее осознанные или неосознанные просчеты в транспортной политике стали слишком очевидны для многих. Она и нынче свои просчеты старается переложить на других — на налоговую, ГАИ, Главтрансинспекцию, самих перевозчиков. Они все получили суровый нагоняй от зампреда облгосадминистрации Георгия Шутака на очередном рабочем совещании по вопросам пассажирских автоперевозок.

Особенно Георгий Дмитриевич был возмущен тем, что 98% субъектов предпринимательской деятельности (такой цифры нет больше ни в одной области), работающих на пассажирских маршрутах Буковины, — мелкие частники с двумя-тремя переделанными бусиками, напоминающими разбившийся. Кто проверяет эти автобусы перед рейсом, кто отбирает водителей? «Наш резерв — юридические лица, которых власть должна всячески поддерживать», — отметил господин Шутак. Но свое справедливое негодование ему нужно было бы адресовать не налоговикам, а коллегам по власти, сидевшим рядом в президиуме совещания, — опытным специалистам в сфере транспорта Александру Соломко и его заместителю Любови Луценко. Они, как никто другой, хорошо знают, почему и благодаря кому развалились в области мощные АТП, а на их место пришли шустрые «Спринтеры».

Показательным в этом плане является недавний инцидент с АТП «Денисовка», которое именно облгосадминистрация в мае незаконно (есть разъяснение юристов Минтранса) лишила права участия в конкурсе на маршруты. Автотранспортные предприятия, кстати, будучи юридическими лицами, не только наполняли бюджет, но и готовили на своей базе водителей для пассажирских перевозок, внимательно следя, чтобы в рейсы отправлялись лишь опытные водители, прошедшие дорейсовый медицинский осмотр. Сейчас этим в области никто не занимается.

— Едва ли не во всех бедах власть сегодня обвиняет перевозчиков. Но ведь она сама установила такие правила, при которых на дорогах области свободно чувствуют себя нелегалы, владельцы старых и фактически неприспособленных для пассажирских перевозок бусов и водители-недоучки, — сказал на упомянутом совещании директор ЗАО «Укртранс-Черновцы», заслуженный работник транспорта Украины Петр Полищук. — Я так и не услышал от заказчика пассажирских перевозок, то есть от чиновников облгосадминистрации, что они конкретно собираются делать, чтобы в области наконец заработал закон и с транспортом был наведен порядок. В Законе «Об автомобильном транспорте» четко говорится, какое транспортное средство должно быть на маршруте. Почему эту норму закона заказчик не выполняет?

До сих пор все сходило с рук. Многочисленные нарушения не имели серьезных последствий, а следовательно, не было состава преступления. 23 августа подвело черту. По факту ДТП возбуждено уголовное дело. Если следователи поднимут вопрос о несоблюдении нормативов при переоборудовании автобуса из грузового в пассажирский (по данным черновицкой областной прокуратуры, машину переделывали где-то в пригородных частных гаражах), среди обвиняемых тогда окажется Министерство транспорта и связи, выдавшее разрешение переоборудовать бус и «добро» на его эксплуатацию. (Для Минтранса это давно стало очень выгодным бизнесом. Беря немалые деньги за подобные услуги и поставив их на конвейер, оно финансово заинтересовано, чтобы по дорогам страны бегали автобусы-«трансвеститы».)

— Можно сделать из мужчины женщину, но ребенка она все равно не родит. Так и с переоборудованным автобусом. Не будет он гарантировать пассажиру надлежащую безопасность, — говорит старший помощник прокурора области Виктор Вольский. — По Конституции, государство должно защищать своих граждан. В частности, заботясь о безопасности пассажирских перевозок. Мы предупредили перевозчиков и все причастные к транспортной сфере структуры своими проверками, проведенными несколько месяцев назад, о необходимости соблюдения законов на транспорте. Теперь будем наказывать нарушителей по всей строгости закона, без оглядки на чины и должности.