UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто кого: тарифы против субсидий

В 2021 году тарифы значительно возросли, а бюджетное финансирование субсидий уменьшилось еще на 7%

Автор: Татьяна Кириленко

В новом году происходит весьма много изменений, влияющих на повседневную жизнь общества. Хотя, казалось бы, речь идет об улучшении материального обеспечения, связанного с повышением минимальных зарплат и прожиточного минимума, однако увеличение начислений за коммунальные услуги перечеркивает едва ли не все радужные ожидания.

Однако в Минсоцполитики уверяют, что государство покроет подорожание, увеличив размер компенсаций. Так что гражданам, которые не в состоянии платить по новым тарифам, советуют обращаться за помощью.

Но все ли сложится именно так? Получателям субсидий, а таких домохозяйств в прошлом году было свыше 3 миллионов со средним размером помощи в 1600 грн, выделили 39,4 млрд грн. А в этом году ожидают увеличение количества субсидиантов из-за упрощения процедуры получения этой помощи, расширения категорий претендентов и повышения коммунальных тарифов.

Однако на удовлетворение их потребностей выделили лишь 36,6 млрд грн. Этого должно хватить почти на 5 миллионов домохозяйств (затраты обсчитаны согласно фактической потребности и реальному количеству получателей этой госпомощи в 2020 году).

Марина Лазебная

Министр социальной политики Марина Лазебная убеждает, что суммы, заложенной в госбюджете-2021 на субсидии, хватит для прохождения отопительного сезона. Ее мнение разделяют и некоторые эксперты. Дескать, в прошлом году не вся выделенная сумма была использована, так что денег хватит. Но именно так ли будет, покажет время.

Сейчас же попробуем разобраться с теми многочисленными изменениями, которые периодически вносил Кабинет министров в некоторые постановления относительно порядка назначения жилищных субсидий, выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям и назначения госпомощи семьям с детьми, одиноким матерям и лицам, которым предоставляется помощь по частичной безработице на период карантина.

Это непросто, ведь только постановление Кабмина «Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива», одобренное в 1995 году, разные правительства подправляли более 60 раз (последняя редакция увидела мир в конце декабря прошлого года).

Так что отследить все изменения в постановления и порядки назначения выплат, которые содержат много отсылок к другим нормативно-правовым актам, весьма сложно. К тому же одни нововведения приветствуются общественностью, а другие вызывают сопротивление.

Вот лишь некоторые из них. Размер субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого топлива и сжиженного газа не учитывается в среднемесячном доходе.

Зато во время вычисления государственной социальной помощи для расчетов среднемесячного совокупного дохода за каждый месяц, в котором отсутствуют доходы, включаются как помощь по безработице, так и помощь по частичной безработице на период карантина.

У многих неудовольствие вызывает то, что при расчете размера жилищных субсидий, государственной социальной помощи малообеспеченным и помощи на детей одиноким матерям будут учитывать в среднемесячном совокупном доходе фактически полученные доходы. Принимается во внимание и ежемесячная компенсационная выплата, предназначенная неработающему трудоспособному лицу, которое ухаживает за человеком с инвалидностью первой группы.

Вместо этого предлагается другое послабление: помощь на детей одиноким матерям, а также государственная социальная помощь малообеспеченной семье назначается, даже если в ее составе есть лицо, которое не уплатило или за его не уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование суммарно на протяжении трех месяцев периода, за который учитываются доходы, но получало помощь по частичной безработице на период карантина. То есть в этом случае нивелируются требования относительно обязательной уплаты ЕСВ.

В позитив следует зачислить и изменения, которые касаются предоставления жилищных субсидий домохозяйствам, в составе которых есть лица, официально работающие за рубежом или находящиеся за рубежом в период ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Что же касается сроков назначения субсидий, то они останутся неизменными. Тем украинцам, которые ими уже пользуются, выплаты переназначат автоматически на следующий период, если доходы получателей существенно не возросли.

pixabay/jackmac34

А вот процедура подачи документов изменилась. С начала января управления социальной защиты прекращают личный прием граждан. Отныне нужно обращаться в соответствующие отделы территориальных громад, которые будут предоставлять 67 видов помощи. Документы можно отправить онлайн на официальный сайт, или через приложение «Дія», или прислать по почте.

И едва ли не самая существенная новелла — проверка получателей субсидий. И хотя в Министерстве соцполитики убеждают, что для граждан абсолютно ничего не изменится, поскольку другим станет лишь алгоритм проверки информации, многие опасается изменений.

Если по до сих пор действующей процедуре часть сведений предоставлял сам гражданин, заполняя заявление и декларацию, а часть орган соцзащиты получал самостоятельно в порядке обмена данными с другими государственными органами (фискальной службой, фондами соцстрахования и пенсионным), то с нового года Министерство финансов будет проводить свою верификацию через все существующие базы данных параллельно с органами социальной защиты.

То есть проверка претендентов на получение субсидий будет начинаться сразу после того, как они подадут соответствующие заявления. Данные о недостоверно предоставленной информации будут известны не на этапе получения субсидии, а перед ее назначением, что позволит избежать неправомерных выплат. Если же нарушения обнаружатся уже после получения выплат, то деньги придется вернуть.

Новая система аудита приведена в соответствие действующему законодательству. Порядок проверки четко выписан в Законе «О верификации и мониторинге государственных выплат». Согласно ему документы проходят трехэтапный контроль. Причем второй этап продолжается в течение всего периода получения государственной помощи, поскольку имущественное состояние может меняться.

Изменения в назначении социальных выплат и субсидий едва лишь вступают в действие, а общественность уже проникается тем, что подорожание коммунальных услуг не перекроют ни государственная помощь, ни увеличение минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Оснований для этого хватает.

pixaba/renateko

С 1 января повышена стоимость электроэнергии для населения. Механизм простой и якобы не должен раздражать, потому что это и не совсем повышение: просто отменили льготный тариф на первые 100 кВт·час (за 90 грн) и установили единый тариф для всех бытовых потребителей — 1 грн 68 коп за киловатт-час.

Как пустяк это оценивает и заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко. В эфире одного из телеканалов, комментируя повышение тарифов на электроэнергию, он сделал такой расчет: эта составляющая составляет лишь 5-7% в структуре всей платежки конкретного домохозяйства. Так что, дескать, предложенное повышение существенно не повлияет на нее.

Но у всех ли это так? А как быть тем, у кого электроплиты? У них сначала отняли право на дополнительные льготные киловатты, уравняв с другими потребителями, а теперь заставляют платить еще почти вдвое больше.

Кроме того, в коммунальной платежке уже полезли вверх тарифы не только на электроэнергию, но и на газ, воду, тепло…

Правда, волна протестов по всей стране заставили власть прибегнуть к радикальным действиям: отказаться от рынка газа и применить государственное регулирование на отопительный сезон.

Что касается остальных повышенных тарифов, то сейчас назад ничего не отматывается. Например, с 1 января 2021-го уже действуют новые цены для 23 предприятий, которые занимаются поставкой тепла населению. Средневзвешенный тариф для этих ТЭЦ и когенерационных установок после повышения составляет 1121,71 грн за 1 Гкал. Но он может быть разным: в некоторых случаях рост достиг почти 50%.

Общим у всех этих предложений было лишь то, что такой ценовой прыжок якобы обусловлен существенным снижением объемов производства и потребления тепловой энергии, повышением фонда заработной платы для лицензиатов, ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, подорожанием ремонтных работ, а также ростом затрат на услуги по распределению природного газа. Но легче ли от этого потребителю, и почему именно он должен за все это платить?

Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, приходиться упоминать снова и снова в связи с изменением других тарифов. В частности, речь идет об их росте для большинства крупных водоканалов страны и даже для ряда водоканалов в райцентрах.

В среднем подорожание составляет 20% (такой же рост уже был в прошлом году). Однако в некоторых городах суммы существенно отличаются и колеблются от 10 до 30%. Зато не отличается мотивация подорожания: рост стоимости и здесь объясняют повышением затрат. Дескать, сети изношены, реагенты и электроэнергия дорогие, зарплаты приходится увеличивать. Так что пусть потребитель и здесь подставит свое плечо.

Как все это скажется на нашем быте, даже думать страшно. Ведь рост стоимости энергоносителей обычно тянет за собой рост потребительских цен. Это подтверждают и специалисты департамента стратегического планирования и макроэкономического прогнозирования Минэкономики. Они прогнозируют, что в течение первого квартала 2021 года на уровень потребительской инфляции будут влиять несколько факторов.

Будут стимулировать рост цен факторы монетарного и административного характера (в частности, повышение тарифов на электроэнергию, природный газ). Также на цены будет давить высокая себестоимость производства под влиянием сезонности на продовольственном рынке.

Правда, строят заключения специалисты, население переориентируется на товары первой необходимости и будет удерживаться от лишних затрат на фоне пандемии COVID-19 (январского локдауна, продления карантина в феврале), что частично будет компенсировать действие инфляционных факторов.

От Нацбанка нет и такого сдержанного оптимизма. Там в начале года ожидают ускорение инфляции и рост девальвационного давления из-за бюджетных расходов в конце 2020-го. По данным НБУ, традиционно высокий объем расходов из государственного бюджета в конце года может усиливать инфляционное давление.

Больше статей Татьяны Кириленко читайте по ссылке.