UA / RU
Поддержать ZN.ua

КРЫМ: «КРАКОВЯК ЭКОНОМИКИ» ВМЕСТО «ВАЛЬСА ОТРАСЛЕЙ»?

Нет сомнения, что рост ВВП на 8—9 процентов в Украине только частично «случился» благодаря центральной экономической политике...

Автор: Николай Семена

Нет сомнения, что рост ВВП на 8—9 процентов в Украине только частично «случился» благодаря центральной экономической политике. Большую роль сыграли сильные прогрессивные тенденции в регионах, основанные прежде всего на инициативе частного бизнеса.

Анализ Крыма как целостного экономического региона интересен потому, что, во-первых, полуостров с 4,3 процента территории и населения страны неоднократно претендовал то на особую региональную экономическую политику, то на собственную налоговую систему, то на одноканальный бюджет, то вообще на статус полигона экономических новаций в стране. Во-вторых, Крым — наверное, единственный регион, где введены свои собственные налоги. В-третьих, даже в пространственном понимании АРК является несколько обособленным географическим образованием, что способствует и замкнутости экономических процессов, а потому именно как регион она характернее и Донбасса, и Западной Украины...

«Переломный» год, умноживший несоответствия

Ранее считалось, что для преодоления кризиса Украине будет достаточно трех лет. На самом деле понадобилось значительно больше. Еще 2002 год в Крыму был отмечен спадом даже в промышленности — 6,5 процента, в то время как 2003-й дал прирост производства в этой главнейшей, по мнению экономистов, сфере — 18,9 процента. В прошлом году, рассказывает министр экономики Крыма Владимир Кулиш, в Крыму впервые применен такой интегральный показатель, как валовая добавленная стоимость (ВДС) для региона. Ее рост против 2002-го составил уже 7,6 процента, а это значит, что начавшийся комплексный подъем подготовлен в недрах всего предыдущего периода.

От спада до подъема (да и то далеко не во всех отраслях, рост еще не коснулся аграрного сектора) прошло не менее 10—12 лет. Почему же экономисты ошибались в прогнозах? Потому что полагали, экономика может быть сознательно управляемой из какого-либо одного центра, правительства, например. Но это оказалось невозможным. Все 90-е и начало ХХI века она живет уже по своим законам, и в ней больше действовали механизмы самоуправления, а не традиции приснопамятного Госплана. К таким рыночным механизмам можно отнести взаиморегуляцию спроса и предложения, развитие мелких и средних производств, кредитование частного бизнеса, постепенное наращивание потенциала частного производственного сектора...

Нетрудно заметить, что подобный механизм самоорганизации действует на уровне «спрос—производство товара», но на уровне взаимоотношений целых отраслей экономики между собой он часто бессилен выровнять диспропорции, поскольку «разогнать» целую отрасль — дело и дорогое, и громоздкое, и сложное технически. Это привело к тому, что некоторые отрасли и предприятия у нас двинулись вперед быстрее других. Крым одновременно демонстрирует такой перепад качества, как рост внешнеторгового оборота на 14 процентов и глубокая структурная и технологическая отсталость аграрного сектора, как увеличение иностранных инвестиций на 13 процентов за год и кризис традиционных для Крыма отраслей — табаководства, шелководства, овцеводства, эфиромасличной, рыбной и консервной отраслей.

Из-за нехватки ресурсов правительство вынуждено «вырывать» из спада экономику по частям: сначала несколько заводов, потом целую отрасль, потом согласовывать их темпы между собой. Если ГАК «Титан» (прирост 44,7 процента) развивается семимильными шагами, то ФПО «Море» и «Крымский содовый» обеспечивают показатель менее одного процента. В 2002 году в Крыму было 137 предприятий, снижающих производство, в 2003-м их стало меньше, но все равно еще много — 89.

Лучший регион по качеству жизни?

Нельзя сказать, что в Крыму на все процессы в экономике смотрят сквозь пальцы. Наоборот — пытаются ими управлять. Министр экономики Владимир Кулиш говорит, что «правительству удалось правильно расставить акценты». Как известно, в автономии разработана Стратегия развития до 2011 года, где основной целью определена амбициозная задача сделать Крым к этому сроку лучшим по качеству жизни регионом в стране. И в прошлом году впервые за последнее время обеспечен прирост производства товаров народного потребления — на 20 процентов.

Хотя без оптимизации структуры всей экономики повысить качество жизни крымчан нереально, правительство пока не может вплотную заняться структурными реформами. Идут лишь подготовительные процессы: постепенно сокращается число предприятий, допускающих убытки и сокращение производства, уменьшается число простаивающих предприятий (в прошлом году с 137 до 89), создаются недостающие производства (фабрика мороженого «Вико», например, что для курортного Крыма чрезвычайно важно).

Продолжается выравнивание производств в региональном измерении: если в 2002 году прирост давали семь районов полуострова, то в прошлом году — уже 14 из 25. На передний план выдвигается самое слабое звено — диспропорции между отраслями, внутри отраслей. Устранение их и будет тем «стартером», который запустит их внутренние «двигатели» для комплексного и интенсивного развития. Если сказать языком лирическим, то нынешний «прыгучий» и во многом «спонтанный» «краковяк экономики» должен смениться плавным «вальсом отраслей», главной целью и движущей силой которого будет качество жизни как интегральный показатель уровня развития всего общества, а не только его экономики.

Диспропорции как тормоз экономики

В структуре валовой добавленной стоимости Крыма доля сферы услуг (52 процента) уже превышает долю материального производства — 48 процентов. Эта картина принципиально отличается от структуры советской экономики, в которой основой основ считалось опережающее развитие материального производства. Однако и нынешнее соотношение Владимир Кулиш не считает оптимальным. Ведь в странах с высоким уровнем жизни доля материального производства в ВДС составляет примерно 30 процентов, а доля услуг — 70. К 2011 году, если тенденции оптимизации сохранятся, долю услуг удастся повысить до 60 процентов, что все же недостаточно для Крыма: ведь понятно, что в курортной местности главным должно быть именно производство услуг. К тому же ВДС на душу населения в Крыму ниже, чем в среднем в Украине. Он сегодня составляет порядка 2,7—2,8 тыс. грн. в год.

Оптимизация в сфере занятости должна, конечно же, отвечать духу времени, и когда преобладающее количество занятых должно приходиться на частный малый и средний бизнес. В странах с развитой рыночной экономикой в сфере малого бизнеса занято всегда больше половины населения. В Крыму — только 28,5 процента. И темпы роста малого предпринимательства говорят о том, что сегодня именно оно является «локомотивом» социальной реконструкции. В среднем за год количество МП в Крыму растет почти на 16 процентов, сегодня на каждые 10 тыс. населения приходится 61 малое предприятие, а это второй показатель в стране, больше — только в Киеве. И если рост частной инициативы не будет заглушен новыми налоговыми притеснениями со стороны центрального правительства, как это случилось с единым и фиксированным налогом, то к 2011 году у Крыма есть все шансы довести удельный вес занятых в малом предпринимательстве до 40—50 процентов. Предполагается, что это составит ту критическую массу общества, которая станет гарантом не только его стабильности, но и дальнейшего прогресса.

Средняя заработная плата за девять предстоящих лет в силу оптимизации структуры экономики и занятости должна вырасти в 3,3 раза, то есть с 359 гривен в 2002 году до 1170 гривен в 2011-м. Реально ли это? Тот факт, что в 2002-м зарплата выросла по сравнению с предыдущим годом на 19,3, в 2003-м — на 18,4 процента, дает основания для оптимистических оценок.

Проблема в том, что при смене собственника не происходит адекватного изменения эффективности управления. Сегодня доля частной и коллективной форм собственности в основных фондах Крыма еще не превысила долю государственной и коммунальной и составляет 45 процентов. Согласно Стратегии, к 2011 году ее следует довести до 60 процентов. Но больше всего от указанной диспропорции страдает аграрный сектор. В Крыму в 2003 году частники произвели 86 процентов молока, 63 — мяса, 49 процентов яиц. «Однако как на государственном, так и на местном уровне так и не произошло смещение акцентов внимания в сторону крестьянских хозяйств и населения», — говорит Владимир Кулиш.

Ситуация в аграрном секторе сегодня почти критическая: крестьяне большей частью готовы к тому, чтобы успешно производить все, что требуется к столу, однако все тормозится из-за отсутствия современной кредитной системы, неразвитости сельской ипотечки, нехватки и неразвитости аграрных бирж и многого другого. Даже по срокам реформирование села Украина начала с восьмилетним опозданием: к передаче земли и имущества колхозов в частную собственность следовало приступить сразу же после обретения независимости, и если бы это случилось, то сегодня украинское крестьянство было бы уже самой зажиточной частью общества. Более того, в стране возникло катастрофическое отставание производства сельхозмашин от потребностей аграрного сектора.

Многие региональные проблемы технического обеспечения сельского хозяйства можно решить с помощью крымских промышленных предприятий. Сегодня на их счету уже 850 наименований запасных частей и 42 машины и механизма. Но потенциально они могут выпускать более 3 тыс. наименований запасных частей и 120 видов сельхозмашин.

Именно диспропорции остановили на полдороге и крымский курортный комплекс. Кажется, что сегодня его состояние не вызывает тревоги, но это поверхностный взгляд. Когда сегодня с ностальгией говорят о том, что Крым принимал раньше 8—10 млн. отдыхающих в год, то из одного этого следует, что всеукраинскую здравницу следует развивать вширь. Сейчас эти планы сводятся преимущественно к созданию круглогодичного курорта. В то же время освоенные курортные ресурсы автономии: Евпатория, ЮБК с Севастополем, Судак и Феодосия — это всего треть потенциала. Уже больше десяти лет развитие богатейших ресурсов Крымского Приазовья с его Арабатской стрелкой и грязями, Керченского и Каркинитского полуостровов — только на словах...

Да, в ту еще не освоенную «степь» необходимо проложить дороги, в том числе железную, нужны газопроводы, водопроводы, электролинии, масса строительного материала — но отдача будет кардинально иной, курортный потенциал Крыма увеличится как минимум втрое! И будущие курортники смогут сами убедиться, что озеро Чокрак стоит нескольких Сак, а будущие арабатские комплексы, возможно, затмят Ялту, но вкладывать все, как сегодня, в ЮБК — явный перекос…

Впрочем, перекос перекосу рознь. Есть безразличные для экономики, а есть критические, которые стоят поперек пути магистрального движения. «Сегодня можно говорить о многих приоритетах, но без устранения главных диспропорций между отраслями и внутри их нам будет невозможно дальше двинуться», — считает министр экономики Владимир Кулиш.