UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кошелек в нокауте

«Кажуть, що поміст у пекло з добрих намірів зложився». Вряд ли кто-то в Министерстве аграрной полит...

Автор: Светлана Кабачинская

«Кажуть, що поміст у пекло з добрих намірів зложився». Вряд ли кто-то в Министерстве аграрной политики вспоминал эти крылатые слова Леси Украинки, проводя 18 января очередное совещание по вопросам согласования графиков поставки муки из государственных ресурсов и прогноза цен на хлеб массовых сортов. Потому что подчеркивалось на этом совещании очень строго: повышение цен на хлеб самых распространенных сортов не должно превышать 1,5—2% в месяц вплоть до июня этого года.

Не знаю, был ли участником важного собрания председатель президиума Всеукраинской ассоциации пекарей Михаил Стадник. Потому что ровно через месяц после этого он, уже как председатель правления общества с ограниченной ответственностью «Стиоми-холдинг», в состав которого входит Хмельницкий хлебокомбинат, сообщил СМИ: с 19 февраля цена на хлеб вырастет на 15%. Речь шла о хлебе хмельницкого производства — но в действительности, конечно же, о тотальном повышении цены на хлеб в крае. Ведь Хмельницкий хлебокомбинат фактически является монополистом по производству и продаже хлебобулочных изделий в областном центре и наполовину обеспечивает потребность в стратегическом продукте всей области.

И хотя ответственные за эту сферу чиновники любят поговорить о наличии в ней конкуренции, Михаил Васильевич иного мнения: «Мы реагируем только на тех крупных производителей, которые реально влияют на цену на рынке» А крупнее на Подолье, как ни смотри, не найдешь: можно учитывать разве что «Агробизнес», который занимает четверть хлебного рынка края.

Случается, правда, что первыми начинают поднимать цены мелкие пекари. Но уже действительно с оглядкой на крупных конкурентов. Рискнуть могут разве что такие на всю область известные качеством и ассортиментом пекарни из «глубинки», как красиловский «Мамин хлеб». Но они обычно тоже предпочитают не бежать впереди паровоза. Сейчас же, вне сомнения, вслед за хлебным магнатом рванут все.

Причины подорожания известны: на 30% нужно больше платить за газ, бьют рекорды цены на подсолнечное масло, да и мука растет в цене, словно на дрожжах, тоже подорожавших наполовину. Даже госкомрезервовские запасы для хлебопечения выросли с 1552 до 1873,7 гривни за тонну пшеничной муки высшего сорта и с 1350 до 1748,8 — за тонну муки первого сорта. И эти резервы открыты далеко не для всех производителей. М.Стадник однажды поведал журналистам, что когда он как депутат областного совета хотел узнать, кто взял дешевую муку из госзакромов, то в течение надлежащих 30 дней так никто из облгосадминистрации ему и не ответил.

Собственно, Хмельницкий хлебокомбинат, имея за спиной мощное сельскохозяйственное производство «Стиоми-холдинг», арендующее земельные паи в 150 селах области, в Госрезерв обращается крайне редко. И только за ржаной мукой: во-первых, ему нужны очень большие партии сырья, а не «крохи», во-вторых, возникает вопрос к качеству продукции, предлагаемой Госрезервом. Поэтому в государственные амбары комбинат заглядывает лишь в том случае, если возникает «политический заказ» от власти удержать на некоторое время низкую цену на хлеб.

Но отношение к таким заказам у бизнесмена Стадника крайне негативное: «Хлеб — это не забава для политиков. Цену на него регулирует рынок. А государство — только если оно коммунистическое. Если же наше государство проявляет заботу о неимущих, то пусть добавит им к пенсиям и пособиям «хлебные» деньги (на Хмельнитчине для этого хватит 15 млн. гривен). А не как у нас привыкли в высоких кабинетах: бабах кулаком по столу — и ценам «Стоять!», «Лежать!», «Подпрыгивать!»

Последняя фраза — из пресс-конференции М.Стадника, проходившей накануне предыдущего повышения цены на хлеб, 16 октября 2007 года. Тогда его стоимость увеличилась на 20%. Перед этим, как подчеркивал владелец хмельницкого хлебного монополиста, цена на хлеб не менялась четыре года. Теперь же прошло четыре месяца — и снова 15-процентный рост. И тогда, и сейчас среди причин называли повышение заработной платы работникам хлебокомбината — на 15 и 25% соответственно. Но и тогда, и сейчас подчеркивалось, что даже после роста цены продукция хмельнитчан будет стоить меньше, чем в соседних областях, а потому будет оставаться конкурентоспособной.

О том, что по итогам января Хмельницкая область занимала в стране пятое-шестое места с конца по цене на самые популярные виды хлеба и пятое — на муку высшего сорта (а также пятое — по цене на сахар, седьмое — на макаронные изделия, сметану и сливочное масло, восьмое — на молоко, десятое — на манную крупу и 11-е — на подсолнечное масло), любит вспоминать не только бизнесмен Стадник, но и областные чиновники высшего ранга. А вот о том, что область там же, в хвосте, на
21-м месте в Украине по уровню средней зарплаты, все предпочитают молчать. И тем более обходят вниманием тот факт, что средний заработок в селе — около 650 гривен — почти вдвое ниже среднестатистических 1100 гривен (это на производстве) по области.

А вот хлеб практически во всех селах дороже, чем в крупных городах и райцентрах. Как и остальные продукты. Ибо, разводил руками на коллегии обл­администрации 1 февраля с.г. начальник государственной инспекции по контролю за ценами в Хмельницкой области И.Веселовский, почти невозможно проконтролировать правильность установления и применения цен частными предпринимателями, работающими по упрощенной системе налогообложения — а именно они в основном обеспечивают продуктами питания сельские магазины. Да и полномочия инспекции сейчас ограничены лишь контролем за ценами, на которые введено государст­венное регулирование. Но и потребительский союз, который должен был бы конкурировать с частниками и, следовательно, делать более дешевыми товары для крестьян, вместо этого повышает их стоимость. По словам председателя облгосадминистрации И.Гавчука, при проверке в Дунаевецком районе самое дорогое подсолнечное масло было именно в магазине райпотребсоюза.

И куда деваться бедному крестьянину? Не ездить же за продуктами в райцентр. А в подсобном хозяйстве тоже вырастишь не все. А если и вырастишь зерно (чем уже вынуждены заниматься некоторые крестьянские семьи), то еще попробуй найти в современном селе хозяйку, умеющую печь хлеб!

Вот и бьет его удорожание прежде всего по неимущим карманам, делая бедных еще беднее: ведь продукты питания съедают от 49 до 65% семейных бюджетов подолян. Поэтому, когда Хмельницкий хлебокомбинат — один из пяти крупнейших в Украине производителей хлеба — так существенно поднял цену, то областные статистики неизбежно зафиксируют еще больший рост инфляции. В январе она была на Хмельнитчине на 0,6% ниже, чем в целом по Украине — 2,3%. Цены на продукты питания выросли на 3,1%, но наибольшую «группу риска» составили овощи (так, выращенные крестьянами свекла и морковь достигли почти фантастических 6 грн. за килограмм, а за ними подтянулись и картофель, капуста и лук), а также подсолнечное масло, яйца, рис и сметана. А хлеб, мука и макаронные изделия, молоко и творог, а также мясо, рыба и продукты из них поднялись в январе в цене «только» на 1,1—2,9%. Что же, сейчас они наверстают свое.

Чтобы хоть немного влиять на неуправляемый процесс роста цены на хлеб, хлебобулочные изделия и другие основные продукты питания (относительно последнего ценового прыжка областное руководство было поставлено, по его словам, перед фактом), главное управление экономики облгосадминистрации обратилось в Министерство экономики с несколькими предложениями. Декларировать изменения оптово-отпускных цен на эти продукты, чтобы хотя бы прогнозировать и анализировать причины их роста; ввести типовую накладную производителя, что позволит отслеживать фактический уровень торговой надбавки (с учетом всех посредников) в окончательной цене; действие Закона «О ценах и ценообразовании» распространить на частных предпринимателей — физических лиц; разработать единую методику калькуляции себестоимости производства хлеба — чтобы при многоотраслевости производства предотвращать перекладывание затрат с других видов деятельности на выпуск сугубо хлеба и хлебобулочных изделий.

Вспомнилось, как в штыки встретил когда-то вопрос о калькуляции тот же М.Стадник: «Калькуляция — это советская власть. Рыночная экономика калькуляции не признает».

Что признает действующая отечественная экономика и насколько она административно-командная, рыночная или базарная, будет легко понять в этом году. В частности, если оправдается прогноз крупнейшего хмельницкого пекаря об очередном увеличении хлебных цен уже в мае-июне — именно тогда, когда истечет срок министерского вето.