UA / RU
Поддержать ZN.ua

Короли бензоколонок

Примета нашего времени — бензоколонка вместо вырубленного сквера. Потому как сквер — он вроде бы общий, то есть ничей, а вот доходы от бензоколонки вполне конкретны...

Автор: Константин Столяров

Примета нашего времени — бензоколонка вместо вырубленного сквера. Потому как сквер — он вроде бы общий, то есть ничей, а вот доходы от бензоколонки вполне конкретны. Причем для кого-то — от эксплуатации объекта, а для кого-то — и на этапе создания.

И страсти вокруг них кипят совершенно не детские. Лет пять назад при постройке одной из киевских заправок на Левобережье ситуация привела к человеческим жертвам.

Вот и сейчас в Высшем хозяйственном суде Украины слушается дело об одной из киевских заправок. При ее привязке были нарушены нормы целой группы законов Украины — «Об охране окружающей природной среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О планировании и застройке территории». А столичная прокуратура выяснила, что строительство «автозаправочной станции представляет повышенную экологическую опасность и может привести к негативным последствиям для здоровья, жизни, условий проживания жильцов прилегающих домов».

Самое забавное, что это еще далеко не самый вопиющий вариант: было, по крайней мере, решение городских властей о выделении. В других городах, при желании, обходятся и без этого...

Недавно в Верховную Раду поступило обращение из Днепропетровска. Суть дела — в центре города, в самом начале проспекта им. Газеты «Правда», началось строительство двух новых автозаправочных станций. При этом преспокойно обошлись без разрешений на такое строительство.

Да их бы и не выдали, так как размещение АЗС непосредственно возле моста создает угрозу как для самого сооружения, так и для людей, которые им пользуются. Что такое пожар в районе моста и сколько потом стоит его ремонт, — киевляне уже знают, а днепропетровцы не слишком горят желанием узнавать. У них и так под центральным мостом имеется здание ресторана «1001 ночь», в котором сейчас расположены игровые автоматы. Причем насчет получения разрешений как-то снова не сложилось.

В общем, относительно строящихся заправок прокуратура Амур-Нижнеднепровского района г. Днепропетровска возбудила уголовное дело по факту самовольного строительства сооружений на самовольно занятых земельных участках, по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 197-1 УК Украины. Ею было установлено, что «разрешения на строительство АЗС на земельных участках в начале проспекта им. Газеты «Правда» государственными органами не выдавались».

Более того, следователь прокуратуры, который вел уголовное дело, признал объекты строительства, уже построенные на захваченных земельных участках, «вещественными доказательствами» и поручил спецподразделению «Беркут» охранять их.

Прокурор Днепропетровской области М.Косюта в свою очередь отрапортовал перед народными депутатами, что «...в районе дома №1-Б по проспекту имени Газеты «Правда» г. Днепропетровска в нарушение действующего земельного и градостроительного законодательства неустановленным лицом без наличия правоустанавливающих документов на земельные участки и разрешительной документации на начало строительства проводятся строительные работы по возведению капитальных сооружений. Согласно расчету, выполненному специалистами Днепропетровского междугородного отдела Управления по контролю за использованием и охраной земель в Днепропетровской области, размер ущерба вследствие самовольного захвата вышеуказанных земельных участков составляет 109,5 тыс. гривен».

Казалось бы, закон восторжествовал. Ничего подобного, это всего лишь завязка.

Не прошел и месяц, как процесс строительства «несогласованных» АЗС продолжился с новой силой. Причем ведется оно среди белого дня на глазах у бойцов из «Беркута». Так сказать, нарабатываются вещдоки для уголовного дела. При этом «беркутовцы» безучастно наблюдают за проведением строительства, делая вид, что ничего противозаконного не происходит.

Ничего не делает и следователь прокуратуры. Хотя по действующему законодательству следователь наделен достаточными полномочиями для проведения любых действий по поддержанию законности, и такие действия в данной ситуации являются его обязанностью. Его объяснение на этот счет, по словам представителей гражданской организации «Ассоциация зеленых Украины», просто замечательно. Оказывается, он отдал материалы прокурору Амур-Нижнеднепровского района, а тот уехал с ними к прокурору Днепропетровской области…

Действительно, ну как можно запретить строительство, если нету в руках папки с тесемками?

Однако доклад как-то затянулся, а вот стройка шла как ни в чем не бывало. Высокие договаривающиеся стороны явно решили, что соблюдать закон можно и нужно, но… не в этом случае. И кто-то дал отмашку.

«Ассоциация зеленых Украины» в своем обращении даже назвала фамилию народного депутата из фракции «Наша Украина — Народная Самооборона» (выходца из местного УВД), который, по ее мнению, «курирует» вопрос. Об этом они заявили в обращении к народному депутату из той же фракции Игорю Палице.

Понимая, что это серьезное обвинение, они просят инициировать создание в Верховной Раде следственной комиссии по данному вопросу и о привлечении виновных лиц к ответственности.

А также разобраться с логикой действий местных прокуратуры и милиции. Ну и с «вещдоками», т.е. добиться прекращения строительства пресловутых автозаправочных станций в начале проспекта.

Однако проблема далеко не местная. Проблемы незаконного строительства давно вышли из-под контроля. Вместо четкой процедуры согласования объектов торжествует принцип «как договоришься». Результаты горожане постоянно чувствуют на себе. Согласно недавнему опросу общественного мнения, 91% днепропетровцев считает экологическую ситуацию в городе неблагополучной.

Как ни прискорбно, в сообщения типа «строительство автозаправочной станции… продолжилось, несмотря на распоряжение прокурора города о его приостановке… При этом документ прокурорского реагирования, приостанавливающий строительство заправки на упомянутой территории, все еще действует… Прокурор города внес документы прокурорского реагирования, в которых сказано, что строительство АЗС должно быть приостановлено до полного решения вопроса. И которые игнорируются…» можно подставить названия едва ли не всех городов Украины. Просто они нечасто поднимаются на уровень Верховной Рады. Днепропетровск-амурский случай оказался слишком уж вопиющим.

Может, все-таки пора начать не уныло констатировать факты, а действовать? Уже двадцать лет на всех уровнях непрерывно говорят о правовом государстве. Теоретически существует довольно стройная система выдачи разрешений на строительство объектов повышенной опасности. Вот только жаль, что те, кто ее нарушает, об этом не знают. Потому что строгие правила существуют по большей части на бумаге…

В результате и появляются заправки на месте скверов, детских площадок или вообще впритык к жилым домам. То, что это противоречит нормам действующего законодательства, их строителей не волнует. Работает принцип: «Были бы связи — прорвемся». И ведь действительно, нередко «прорываются». А это уже потом жители домов дышат бензином…

Был в свое время такой кинофильм — «Королева бензоколонки». Но нынешние короли пошли куда дальше.

Похоже, что единственным эффективным методом остановки таких строительных объектов становится их блокирование местными жителями. Ибо надежды на активные действия нашей Фемиды слабые. Причины разные и далеко не всегда сводятся к некомпетентности и незнанию обстановки. Вот и в своем обращении к И.Палице днепропетровцы просят разобраться с «признаками коррупционной деятельности». А может, действительно стоит?

В обращении к Верховной Раде были слова «о последствиях бездействия, попустительства и покрытия государственными служащими противоправных действий бизнесменов». «Мы уверены, — пишут заявители, — что в Украине власть принадлежит народу, и вы… приложите усилия для того, чтобы дать по рукам чиновникам, поставившим себя над законом». Неплохая надежда. Последняя?