— Домяукалась?!
— Докаркался?!
Диалог из мультфильма
В реальность бюджета 2009 года изначально верили либо слишком наивные, либо, как бы помягче выразиться, откровенно недалекие. Разработчики и апологеты документа ни к тем, ни к другим, судя по всему, не относились. Как, впрочем, и представители местных властей — от уровня области и ниже. Они быстро смекнули: сколь бы некомфортными ни были предложенные Минфином контрольные цифры основного финансового документа, незачем изводить себя протестными перепалками на сессиях. Во-первых, потому что, как свидетельствовал опыт прежних лет, это бесполезно. А во-вторых, будучи в здравом уме, прекрасно понимали, что даже никудышный, но утвержденный бюджет предпочтительнее перспективы ежемесячно довольствоваться одной двенадцатой частью прошлогодних расходов. Да и, честно говоря, в целом картина не казалась такой уж безнадежно пессимистичной.
По мнению запорожских финансистов, доведенные сверху показатели доходной части областного бюджета выглядели более-менее реалистичными — сокращение на 2% (по сравнению с прошлым годом) вовсе не походило на трагедию. Гораздо больше уныния вызывал план расходов. Еще в первом, сентябрьском, проекте он полностью не покрывал даже предстоящие затраты по заработной плате и расчетам за энергоносители, а на питание, медикаменты — и вовсе ни копейки.
Окончательный вариант оказался еще хуже: дефицит расходной части регионального бюджета увеличился с 200 до более чем 600 млн. грн., что напрочь лишало надежд обеспечить содержание бюджетной сферы хотя бы на уровне 2008-го. Тем не менее областные власти жестко настаивали на том, чтобы доходные части местных бюджетов были утверждены в рамках контрольных цифр Минфина.
Расчет был незамысловатый и, в общем-то, грамотный. Дело в том, что в случае невыполнения доходной части местного бюджета, если только он базируется на расчетах Минфина, законодатель гарантирует покрытие разницы за счет предоставления среднесрочных кредитов. Так что желающим увеличить цифру доходов популярно и доходчиво объясняли: делать этого не стоит. Иначе к четвертому кварталу денег не будет даже на зарплату.
Зато при разумном подходе вполне можно добиться перевыполнения доходной части. А как известно, по итогам квартала так называемые свободные остатки местные власти вправе расходовать по своему усмотрению. Если по уму — на покрытие неизбежно возникающих дефицитов. И как небезосновательно настаивали областные власти, делать это следует не раньше, чем через полгода, а то и вовсе по итогам трех кварталов. Тогда и влияние кризиса проявится отчетливее, и перспективы выполнения годовых финпланов территорий станут понятнее.
Так и порешили, лелея надежду, что и нынешний год удастся как-нибудь пережить. Увы, здесь самое время иронично воскликнуть — ха! Нет, даже не так, еще заразительнее: ха-ха! Наивно надеяться даже на ничью с партнером, испытывающим непреодолимое желание применить навыки картежного каталы.
Нет, поначалу все выглядело относительно пристойно. Ну, подумаешь, в конце января президент пожурил в телеобращении премьер-министра за срыв бюджетного процесса, сознательное завышение показателей и обещаний. Так ведь и визави за словом в карман не полезла — дескать, «обращение президента к народу — это смесь неправды, паники и истерии». И Госказначейство в лице его главы Татьяны Слюз тут как тут: «По оперативным данным, на 31 января государственный бюджет выполнен на 101%, поступления составили
12,2 млрд. грн.».
Правда, уже к концу апреля оптимизма в словах Татьяны Ярославовны явно поубавилось. А откуда ему взяться, если по состоянию на 28 апреля остаток средств на едином казначейском счете (ЕКС) составлял порядка 1,7 млрд. грн. На глазах всей страны разворачивалась настоящая финансовая драма. Кабмин распорядился из ЕКС финансировать расходы общего фонда госбюджета, покрывать хронический дефицит Пенсионного фонда и обеспечивать авансовые платежи НАК «Нафтогаз Украины» по расчетам за российский газ.
Проблема, однако, в том, что долго находиться перед правительством в позе «чего изволите» у Госказначейства не получилось бы даже при очень большом желании и «братской» помощи МВФ с его программой stand-by…
До поры до времени всеми этими перипетиями местные власти интересовались постольку поскольку. Первые тревожные звоночки начали будоражить слух примерно в середине лета. А началось все с того, что структурные подразделения Госказначейства стали осуществлять платежи бюджетных организаций с двух-трехдневной задержкой.
У большинства это вызвало лишь недоумение с легким намеком на недовольство. Конечно, если не считать Черкасс, где городской голова Сергей Одарич заявил, что «города Украины очутились на грани коллапса, поскольку Госказначейство прекратило перечислять средства городских бюджетов на другие счета». По его мнению, это — «целенаправленная политика правительства по вмешательству в местные бюджеты для перекрытия собственных кассовых разрывов, которые возникли при выполнении государственного бюджета».
В ответ казначеи, пытаясь соблюсти хорошую мину при плохой игре, объясняли сложившуюся ситуацию «техническими неполадками в системе». Однако их доводам мало кто верил, поскольку «неполадки» приобрели ярко выраженную избирательность. В отличие от остальных, платежи по защищенным статьям выполнялись без задержек.
Спустя некоторое время события и вовсе стали развиваться, как в сказке, — чем дальше, тем ужаснее.
Бюджетные платежки стали застревать в подразделениях казначейства массово, надолго и без объяснения причин. Нужны примеры? Пожалуйста.
План поступлений в местные бюджеты Запорожской области по итогам трех кварталов перевыполнен на 4,6%, или на
77,8 млн. грн. И хотя у распорядителей средств имеются деньги на счетах, отсутствует просроченная задолженность по заработной плате, расчетам за энергоносители, коммунальные услуги, управления Госказначейства не выполняют платежи по незащищенным статьям. По состоянию на 21 октября в регионе эта сумма превышала 10 млн. грн. Примерно половина ее оставалась непроплаченной около двух недель.
Длинный перечень «замороженных» платежей включает в себя финансирование подготовки объектов соцкультбыта к зиме, приобретение топлива для скорой помощи и школьных автобусов, компенсационные выплаты малообеспеченным слоям населения…
На конец октября сумма невыполненных в срок по вине управления Госказначейства в
г. Запорожье финансовых обязательств государственного медуниверситета составляла без малого 600 тыс. грн. Вследствие этого нарушены сроки подготовки к отопительному сезону, проведения капитальных ремонтов зданий, под угрозой срыва оказалась организация учебного и научного процессов. А вдобавок ко всему возникли основания для предъявления университету штрафных санкций за неудовлетворительное выполнение договорных обязательств по оплате за поставленные товары и выполненные услуги.
Зачастую дело касается и вовсе мизерных сумм. Хотя… это еще как посмотреть. В масштабах страны, области и даже района 33,9 тыс. грн. — действительно копейки. Но для Новобогдановского сельсовета, трижды пережившего взрывы на артскладах, это целое состояние, необходимое для капремонта котельных в детских садах.
Пытаясь избежать скандалов, казначеи, ясное дело, не сидят сложа руки. Вот только их действия, мягко говоря, слишком своеобразны. Фантазии хватает лишь на то, чтобы вызывать бухгалтеров-бюджетников и настоятельно рекомендовать переписывать платежки, законный срок исполнения которых на исходе. А для пущей убедительности многозначительно намекать: «Вы ж смотрите, нам с вами еще работать».
Лично для меня подобные подходы ничуть не удивительны. Кому интересно, может познакомиться с публикацией девятилетней давности «Презумпция неприкасаемости» (not founded /).
Согласитесь, для столь уважаемого учреждения, как прокуратура, поводов для вмешательства — больше чем достаточно. Тем паче ситуация — проще пареной репы: вот платежки безосновательно просроченные, вот — «виновники торжества». Как говорится, сами напросились — получите и распишитесь. Казалось бы, элементарно! Но ведь есть же нюансы!
С одной стороны, имеется челобитная облгосадминистрации с просьбой «провести проверку законности действий органов Государственного казначейства по изложенным выше фактам, и в случае выявления нарушений — принять соответствующие меры прокурорского реагирования». А с другой… Нечто подобное уже сочиняли в июле черкасские горисполком и горсовет. И не кому-нибудь, а самому генпрокурору Александру Медведько. Реакции — ноль. Вот и получается неразрешимая загадка для истощенного борьбой с беззаконием правового интеллекта: а вдруг там, наверху, инициативу не поймут-с, самодеятельность не оценят-с?
Вон председатели облгосадминистраций петицию накатали — прекратите, мол, немедленно задержки или блокирование кассовых расчетов местных бюджетов, это же является «грубым нарушением со стороны органов Государственного казначейства как Конституции Украины, так и финансовой дисциплины». Вот пусть и разбираются. А там, глядишь, ситуация как-нибудь сама по себе и рассосется…
Оно бы, конечно, и неплохо, чтобы рассосалась. Да только, как сообщила Т.Слюз на октябрьском совещании с представителями местных властей в Кабмине, в госбюджете не осталось средств на бюджетные расходы. Поэтому местные средства изымаются в пользу центра. А как же иначе, если августовский план по доходам общего фонда бюджета оказался невыполненным почти на треть? В денежном исчислении это выразилось недобором свыше 6 млрд. грн.
Показатель сентября, по данным Госказначейства, был и того хуже — на 36,6% меньше, чем в августе. Всего 10,9 млрд. грн., абсолютный минимум в нынешнем году. И самое скверное, что улучшений не предвидится. ГНАУ, взимавшая налоги авансом, выжала с плательщиков практически все, что могла. Следовательно, бюджет обречен на неконтролируемый рост дефицита, полагают эксперты.
В общем, как говорят искусствоведы, картина Репина «Приплыли». Или я что-то путаю?