Судя по едва ли не ежедневным выступлениям в прессе и на телевидении руководителей города и области, жилищно-коммунальное хозяйство Днепропетровска находится в плачевном состоянии. Все, начиная от начальника управления ЖКХ облгосадминистрации Леонида Турчина и заканчивая руководителями структурных подразделений, вменяют населению в вину злостное уклонение от оплаты услуг. Действительно, уровень проплат за потребленную, например, воду, составляет не более 60%. Корреспондент «ЗН» попытался разобраться в причинах столь низкой сознательности населения.
Оказывается, по данным Ассоциации защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг «Наш дом», предшественник «Днепроводоканала» — государственное коммунальное производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства Днепропетровска — в 2000—2001 годах завышало нормы потребления воды, установленные для населения действующим законодательством.
Действовали «водники» достаточно примитивно. Распоряжением главы Днепропетровской облгосадминистрации Николая Швеца от 6 апреля 2000 года были установлены нормы расхода горячей и холодной воды для жилых домов различной категории. Для стандартных многоэтажек с ваннами и душем нормы расхода холодной воды составили 160 литров на человека в сутки, горячей — 105.
Следующее распоряжение губернатора на ту же тему вступило в законную силу 13 декабря 2001 года, поскольку Николаю Антоновичу 160 литров показалось мало, и он увеличил норму потребления холодной воды до 195, оставив без изменений норму для «кипятка». Но поскольку последний в кранах был редким гостем, то его отсутствие должны были заменить дополнительные 74 литра холодной воды, подлежащие, разумеется, оплате. Полученные от нововведения средства предусматривалось направлять на обновление основных производственных фондов. Интересно, сколько их все-таки обновили, если, по мнению экспертов «Нашего дома», да и самого «Днепроводоканала», высказанному в феврале нынешнего года, износ этих самых фондов превышает 80%?
В общем, с апреля 2000 года до 13 декабря 2001-го норматив потребления горячей и холодной воды в сумме составлял 265 литров, а ежели первая отсутствовала, то 160. Но это на бумаге. Реалии таковы, что в этот же период горводоканал с одного жителя многострадальной многоэтажки драл «три шкуры». При наличии горячей и холодной воды взимал с каждого плату за 300 литров в сутки, а с июня 2001-го, когда народ грел воду для помывки тела на газовых и электроплитах, «ограничился» 269 литрами.
Сейчас завышением горводоканалом норм потребления и оплаты воды заинтересовались компетентные органы. Действительно, перебор с нормами и, как следствие, с оплатой выглядит внушительно. Например, по тарифам 2001 года только за горячую воду каждый жилец переплачивал 74 коп. ежемесячно. А с июня 2001 года, когда функционировал исключительно кран с холодной водой, переплата достигла 2,32 гривни в месяц. Несложно подсчитать, сколько положили на свой счет водники даже при низкой оплате населением, если в днепропетровских многоэтажках, без учета жилищно-строительных кооперативов, о которых чуть ниже, проживает более полумиллиона человек.
В своих хлопотах и заботах коммунальщики как-то упустили из виду жилищно-строительные кооперативы, которым не предъявляли к оплате дополнительные 74 литра холодной воды, когда горячая отсутствовала. Когда «Днепроводоканал» все же вспомнил о ЖСК, у каждого из них образовался «дополнительный долг» в несколько тысяч гривен. Забавно, но задолженность появилась даже у кооперативов, оборудованных общедомовыми счетчиками воды. Что, в принципе, невозможно. Кроме того, ЖСК заставляют оплатить «долги» выехавших и умерших жильцов.
С теми же ЖСК, которые пытаются разобраться и найти законное обоснование задолженности по каждому месяцу, горводоканал традиционно разговаривает с позиции силы. Например, у ЖСК № 387 дополнительные 74 литра холодной воды на человека в сутки создали почти за два года «долг» по дому в 9 тыс. гривен. Председатель кооператива возмутилась и в январе обратилась в «Днепроводоканал» с письменной просьбой аргументировать размер «задолженности». Ответа она так и не получила. Взамен 16 февраля на доске объявлений появилось анонимное предупреждение об отключении дома от холодной воды за долги. Оно стало реальностью на следующий день — часть дома действительно отключили.
Под угрозой отключения всего дома пришлось подписать договор о реструктуризации долга на восемь месяцев и гарантийное письмо об установке общедомового счетчика воды…
Буквально на днях Леонид Турчин заявил, что проверкой в каждом(!) ЖЭКе выявлено как минимум более тысячи неучтенных квадратных метров жилой площади. Когда автор этих строк поинтересовался мнением на сей счет у знакомой начальницы ЖЭКа, та недоуменно пожала плечами — бред какой-то…
После откровенного беззакония с кубометрами на языке так и вертится вопрос: что новенького?