UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОММУНАЛЬНАЯ «РЕВОЛЮЦИЯ» В ТРУСКАВЦЕ БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКИХ ГОРОДОВ

Кто же не знает, что Трускавец — это город-курорт на Львовщине, куда со всех концов некогда необъятного СССР съезжались страждущие подлечиться «Нафтусей»...

Автор: Людмила Носарева

Кто же не знает, что Трускавец — это город-курорт на Львовщине, куда со всех концов некогда необъятного СССР съезжались страждущие подлечиться «Нафтусей». Сегодня такую возможность имеют преимущественно граждане Украины. Но высоким качеством сервиса известный курорт похвастаться пока не может. Из-за скудности местного бюджета трудно решаются многочисленные, как и в каждом провинциальном городе, коммунальные проблемы.

Еще в 1999 году, после выхода Указа Президента «Об ускорении реформирования жилищно-коммунального хозяйства», городские власти Трускавца пытались разработать программу реформирования своего коммунального сектора. Однако особых успехов не добились. И лишь в 2002-м, когда мэром был избран Лев Грицак, дело сдвинулось с мертвой точки, и достаточно быстро появились первые результаты.

Этап первый: рождение «Нашого міста»

В Трускавце решили пойти нетрадиционным путем. Проанализировав ситуацию в хозяйственной сфере, здесь пришли к выводу, что нужно не разъединяться, а объединяться.

Большинство коммунальных предприятий города на конец 2002-го — начало 2003 года были убыточными, их долги превысили 11 млн. грн. Каждое из них имело собственную материальную базу и управленческий аппарат, что также влекло за собой дополнительные затраты. И тогда с благословения Трускавецкого городского совета было решено провести реорганизацию коммунального сектора города путем объединения большинства его предприятий в одном коммунальном — «Наше місто».

Объединение родилось 1 апреля 2003-го. Аналогов подобных структур в Украине нет. В отличие от пилотных проектов реформирования жилищно-коммунального сектора, к примеру, в Киеве (на базе одного предприятия), Донецке, а также в городах Одесской области — Котовском и Южном, коммунальное предприятие «Наше місто» в Трускавце состоит нынче из восьми филиалов. Они предоставляют горожанам услуги по водо- и теплоснабжению, обслуживают жилой и нежилой фонд и прилегающую территорию, занимаются благоустройством города и саночисткой, лифтовым хозяйством. Объединившись в единую структуру, и прибыльные, и убыточные предприятия имеют одинаковый доступ к общему автопарку и иной материальной базе.

Прошедший год показал: направление выбрано правильно. Вследствие такого объединения выровнялся баланс филиалов, есть немало и других очевидных преимуществ. За год «Наше місто» вышло на безубыточную работу, общая кредиторская задолженность, составлявшая более 11 млн. грн., уменьшилась почти на 3,5 млн. Разобщенные коммунальные предприятия задолжали своим работникам 527 тыс. грн. зарплаты, однако уже к 1 января с.г. долг был полностью погашен. Сегодня в «Нашому місті» работают 622 человека — практически весь прежний штат сохранен.

Предприятие постепенно погашает долги за тепло, воду, электроэнергию, газ и его транспортировку, в срок осуществляет текущие проплаты. Параллельно обновляется его материально-техническая база: на 1 млн. 200 тыс. грн. закупили добротной импортной техники для коммунального хозяйства города (машина для сбора мусора, асфальтоукладчик, экскаватор и т.д.). От инвесторов, работающих в Трускавце, по договору получили в бесплатную аренду две машины для уборки улиц.

С радостью показывает свое хозяйство генеральный директор «Нашого міста» Юрий Алиев. Он считает, что со временем техники станет больше и Трускавец в этом плане будет примером для других городов.

В своей предвыборной программе мэр Трускавца Лев Грицак брал обязательство построить для нужд города асфальтовый завод, чтобы привести в порядок городские улицы и поддерживать их состояние на должном уровне. В прошлом году обязательство выполнено: на практически не работавшем в минувшие годы асфальтовом заводе в соседнем городке Стебник уже выпускают продукцию. В 2003 году в Трускавце было заасфальтировано 10 тыс. квадратных метров дорог из имеющихся в наличии 18 тыс. Теперь «Наше місто» может контролировать не только необходимое количество производимой асфальтовой продукции, но и ее качество.

Пригласил генеральный директор и в одно из объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) «Надежда», созданное менее года назад. В 36-квартирном доме по сегодняшним меркам — идеальный порядок, так как есть реальный хозяин, который индивидуально работает с каждым жильцом, знает проблемы той или иной квартиры. Задолженностей за предоставляемые коммунальные услуги здесь нет, также, как и по выплате зарплаты небольшому штату. Но уже за столь короткий срок «Надежда» располагает небольшими накоплениями. На повестке дня — ремонт теплотрассы к новому отопительному сезону…

Городские власти совместно с КП «Наше місто» нацелились на самое активное создание таких объединений совладельцев квартир, видя в них реальную перспективу реформирования жилищно-куммунального хозяйства города, содержания в надлежащем порядке жилого фонда. В начале 2002 года в Трускавце было всего одно ОСМД, и создавалось оно целых два года. Новоизбранному городскому совету под руководством Л.Грицака удалось за один только год создать 40 таких эффективно действующих объединений.

Дело было непростым, ведь несмотря на то, что жилому фонду Трускавца всего около 40 лет, здесь «наросло» немало коммунальных проблем. Все они учитываются при создании каждого нового ОСМД. В планах городских властей — дальнейшая работа с жильцами ряда домов. В скором времени таких объединений должно быть уже 70 — это при том, что в 24-тысячном Трускавце лишь 110 многоквартирных домов.

Создание отдельных домовых коммунальных структур помогло городским властям подступиться к проблемам лифтового хозяйства, насчитывающего 86 лифтов. Еще совсем недавно 14 лифтов были запрещены к эксплуатации, так как истек срок их службы (25 лет), однако ныне 13 из 14 «списанных» подъемников отремонтированы или же восстановлены. На эти цели «Наше місто» выделило 200 тыс. грн. Теперь постоянно «на ходу» 85 лифтов.

Решена и еще одна очень важная проблема — качество работы лифтов, то есть возможность постоянно ими пользоваться. В 40 лифтах установлены специальные терминалы (производства Беларуси стоимостью всего 196 грн. каждый), считывающие информацию со специальных карточек. Вставил такую карточку в терминал — и беспрепятственно едешь вверх, а если карточки нет, то лифт не движется. Многие трускавчане уже оценили эти услуги по достоинству и покупают карточки стоимостью всего 6 грн. на сто поездок. Для пенсионеров — половинная цена. Поэтому сегодня в Трускавце и лифты целы, и «бегают» они бесперебойно, и электроэнергия экономится. В ближайшее время терминалы должны быть установлены во всех многоквартирных домах.

В целом по единому коммунальному предприятию объем предоставляемых его филиалами услуг по сравнению с 2002 годом увеличился на 3,4 млн. грн., т.е. почти на 25,8%. Помимо приведения в порядок городских улиц начались работы по ремонту и замене водосточных систем. Совместно с инвесторами восстанавливается система освещения кольцевой дороги, не освещавшейся более шести лет. И это лишь одна из составляющих большой работы по реконструкции всего уличного освещения.

Заключен договор с украинско-бельгийским СП, выпускающим светильники для внешнего освещения. В прошлом году было заменено 75% всех ламп, в нынешнем планируется заменить остальные.

Этап второй: создание ИРЦ

Следующим этапом реформирования коммунального сектора Трускавца стало создание информационно-расчетного центра (ИРЦ), о котором многие украинские города, в том числе и Львов, только мечтают. Первым на предложение курортного города откликнулся Приватбанк, уже имевший опыт такой работы. 1 июля 2003 года Трускавецкий ИРЦ начал свою работу.

Главная задача нашего центра — обеспечение высокого уровня платежей за коммунальные услуги, уменьшение задолженности населения и, как результат, бесперебойная и оперативная работа городских коммунальных служб. Если до начала работы ИРЦ существовала разрозненная система расчетов, при которой абонент должен был платить по нескольким расчетным книжкам и квитанциям и не владел полной информацией, то теперь все данные по каждой квартире отображаются в едином счете, единой квитанции, которую абонент получает на руки и должен оплатить. Кроме того, можно платить по частям, несколько раз в месяц, в зависимости от финансовых возможностей. Это стало возможным благодаря созданию общегородской базы данных.

С февраля 2004 года население Трускавца получило возможность рассчитываться по единой квитанции и за потребляемую электроэнергию. Сейчас идет подготовка к тому, чтобы присоединить к системе ИРЦ и начисления за газоснабжение, вывоз бытового мусора для жителей частного сектора. В перспективе к ИРЦ будут присоединены службы телекоммуникации и кабельного телевидения. Следующий шаг — выдача единой справки для получения субсидий...

Как видим, дело идет к тому, чтобы с помощью ИРЦ «закольцевать» всю коммунальную систему города. Благодаря автоматизации обработки данных финансовые аспекты деятельности коммунальщиков станут более прозрачными. Система будет работать в режиме реального времени, что позволит оперативно отражать изменения, происшедшие в общегородской базе данных. Сегодня мы уже можем вести речь и об использовании интернет-технологий, создании веб-сервера для размещения на нем полной базы данных — чтобы абонент смог контролировать состояние собственного счета, не выходя из дома или офиса, и самостоятельно распечатывать платежку.

Откуда деньги?

Начиная большую хозяйственную «революцию» в Трускавце, ее идеологи старались объединить все коммунальные службы города, наладить утраченное взаимодействие с потребителями, а главное — найти финансовые ресурсы для решения этих сложных задач. Как это удалось в условиях скудности местного бюджета?

На первом этапе пришлось сделать ставку на бюджетные средства — 1, 8 млн. грн, или 80% от всего городского бюджета. Кроме того, начали активно привлекать инвестиционные средства (или услуги) фирм, работающих в городе-курорте, благо, здесь действует СЭЗ «Курортополис Трускавец». Да и КП «Наше місто» не без поддержки городских властей демонстрирует примеры продуманной хозяйственной деятельности. Сегодня по масштабам работы и эффективности оно занимает второе место после ОАО «Трускавецкурорт».

В нынешнем году развитие коммунального хозяйства по-прежнему остается одним из приоритетов для городского совета. Из бюджета на эти цели будет выделено уже 2,2 млн. грн., для чего пришлось практически до максимума увеличить ставки местных налогов, стоимость аренды и прочее.

— Сегодня, помимо других, очень остро стоит проблема водоснабжения, ведь вода, как и во Львове, подается у нас по графику, несколько часов в сутки, — говорит мэр Лев Грицак. — Городской совет утвердил концепцию улучшения водоснабжения Трускавца, предусматривающую реконструкцию насосной станции, создание собственных источников водоснабжения, строительство нового водозабора, дополнительных резервуаров, чтобы создать замкнутый водный цикл от водозабора «Гірне». Для этого нужно провести также большой объем мелиоративных работ, заменить старые трубы на новые. В прошлом году на нужды водоснабжения из городского бюджета было выделено 1,2 млн. грн. (в 2001-м использовали всего 150 тыс.).

Кроме того, работаем над улучшением всей инфраструктуры Трускавца. В проекте — строительство аквапарка в нагорной части города, нескольких современных кинотеатров и развлекательного центра, совместно с канадской фирмой начато строительство большого торгового комплекса. Крупнейший проект — реконструкция санатория «Прикарпатье»: там заработает бассейн, будет построен современный подъемник в горы.

Недавно в городе был открыт сервисный центр «Укртелекома», несколько магазинов. Однако городские власти понимают, что инфраструктура Трускавца все еще отстает от уровня санаторных услуг, поэтому стремятся к тому, чтобы эти «ножницы» устранить.