UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КОММЕРЧЕСКИЙ» ГУБЕРНАТОР?

В каждом уважающем себя предприятии нынче есть свой коммерческий директор. Но некоторым «везет» больше — на «коммерческих» губернаторов...

Автор: Сергей Селезнев

В каждом уважающем себя предприятии нынче есть свой коммерческий директор. Но некоторым «везет» больше — на «коммерческих» губернаторов. Не в смысле предприимчивости и гибкости вообще, что весьма похвально для чиновника в принципе. А в смысле коммерческой пользы для фирм.

Не берусь судить, сколь это законно, так как казуистика отечественного законодательства на сей счет дает весьма расплывчатые определения. Но то, что это для таких «везучих» регионов может быть накладно — это, похоже, факт. И его можно подтвердить примерами из жизни Луганщины. Хотя вполне может оказаться, что нечто похожее характерно и для некоторых других регионов.

Хотя участники последнего «энергонапряженного» заседания СНБО Украины и не намереваются вводить чрезвычайное положение в стране и в частности в энергоотрасли, они констатировали, что в значительной мере кризис отрасли спровоцирован неплатежами, в частности, за энергоносители. А свыше 50% долгов за энергоносители «накоплены в регионах с развитой инфраструктурой централизованных услуг коммунальных предприятий и высокой концентрации промышленности. Это Донецкая область — долг 1289,5 млн. грн. (или 18% от общего долга по Украине), Луганская — 884,4 млн. грн. (или 12,4%)». К тому же структура энергопотребления Луганщины такова, что 27% используемой в регионе энергии приходится на предприятия угольной отрасли, которые нельзя отключить, даже если они вообще не будут ни за что платить. Как нельзя отключить энергоподачу почти 1300 предприятиям, что запрещено решением правительственной и областной комиссий. Иначе и без того напряженная социальная обстановка в очередной раз может взорваться, и луганчане, месяцами не получающие зарплат и дотаций, в очередной раз могут пойти маршем на Киев. Общая задолженность по зарплате шахтерам и другим категориям тружеников достигла почти 600 млн. грн. Впрочем, луганчане недавно вполне однозначно выразили свое отношение к сложившемуся положению в области, а заодно и к власти, доведшей их до обнищания, и к лицу, олицетворяющему, по их мнению, эту власть — Президенту Украины, против которого в Луганской области на недавних выборах голосовало больше избирателей, чем в любом другом регионе, и который назначает своих уполномоченных представителей главами обладминистраций. Так что у председателя Независимых профсоюзов горняков Украины М.Волынца есть основания публично искать ответ на злободневный вопрос: «Почему нет денег на зарплату?»

Впрочем, не только шахтеры недополучили своих денег, а и госбюджет не досчитался от Луганской области около 710 млн. грн. Зато Луганский облсовет (по предложению обладминистрации) нашел в середине прошлого года средства, чтобы увеличить сумму, изначально предназначенную на содержание аппарата обладминистрации, более чем на 1 млн. грн. И вопрос даже не в законности такого решения, а, простите, в моральности уже самой этой инициативы. Бюджет ведь не бездонен. И коль уж откуда-то изыскали средства, чтобы в 1999 году увеличить содержание аппарата облгосадминистрации Луганщины с первоначальных 1315,9 тыс. грн. до 3570,8 тыс. грн., то, вероятно, были сокращены другие расходные статьи местного бюджета. Какие? Не берусь утверждать, что это прямое следствие вышеописанного увеличения суммы для аппарата, но почему-то оказалось, что вместо изначально предназначавшихся на льготы ветеранам войны и труда средств в 1142 тыс. грн. им в том же 1999 году не досталось ничего; а предназначенная для обеспечения социальной защиты населения области сумма была сокращена с 14973,4 тыс. грн. до 9633,5 тыс. грн.

Аналогичному, с позволения сказать, перераспределению доходов и расходов подвергся, кроме того, и бюджет областного центра. Городской голова Луганска А.Ягоферов вынужден был обратиться к прокурорам города и области в связи с неправомерными, по его мнению, действиями облфинуправления, которое 16 декабря 1999 года «выставило в безакцептном порядке платежное требование на снятие с бюджетного счета г.Луганска денежных средств в сумме 2 548 000 грн.» Мэр Луганска считает, что тем самым нарушены нормы закона «О местном самоуправлении», когда обладминистрация недофинансировала расходы Луганского горсовета на обслуживание делегированных ему областью полномочий. Речь о том, что у горбюджета просто не было из-за вышесказанного средств для финансирования льгот ветеранам, субсидий на коммунально-бытовые услуги. По утверждению мэра А.Ягоферова, из-за, мягко выражаясь, необязательности областной власти к 1 декабря прошлого года задолженность по обеспечению льгот только на коммунальные услуги, предоставленные с начала 1999 года, в Луганске достигла 16 210,5 тыс. грн., по субсидиям на коммунально-бытовые услуги — 2 637,1 тыс. грн. А задолженность по зарплате учителям и медработникам к 16 декабря прошлого года составила 1,6 млн. грн. Всего же, по информации мэра, задолженность по зарплате с учетом кредитов составляет 5,5 млн. грн, а общая задолженность по делегированным областью г.Луганску обязательствам — 24 млн. грн. Выходит, что областной центр вынужден расплачиваться за областной бюджет из своих доходов.

А вот областному бюджету, вполне вероятно, вскоре придется раскошелиться на иные затеи, если Высший арбитражный суд Украины не изменит уже принятого решения. Впрочем, уже бы раскошелился почти на 5 млн. долл. и 20 млн. грн., да за него, точнее — за налогоплательщиков и своих обнищавших избирателей взмолились перед Генпрокурором народные избранники.

История этого иска почти хрестоматийна. Как и нынче, в 1998 году для посевной и уборочной обладминистрация искала горючее. А посему и выступила посредником в поставках бензина и дизтоплива коммерческими фирмами. Поручителем по договору стала облгосадминистрация Луганщины в лице первого зама губернатора. Под урожай 1998 года фирма «Нафта-К» взялась за поставки дефицитных нефтепродуктов на Луганщину через СП «Дани». И поставила — почти на 5 млн. долл. Да только вот с урожаем не сложилось, а может, и что иное помешало, но до сих пор «Нафта-К» причитающихся денег за бензин и дизтопливо от СП не получила и в конце концов подала иск в высший арбитраж. К этому времени и пеня набежала — более 20 млн. грн. СП «Дани», похоже, такую сумму не способно вернуть. А это значит, что возмещать вышеуказанную сумму, скорее всего, по логике событий предстоит облбюджету. И как бы теперь не отнекивалась от своего поручительства обладминистрация, не зря же говорят, что договор дороже денег...

Впрочем, администрация губернатора Александра Ефремова имеет и другой опыт поручительства. Просто пока еще эта история не стала предметом непосредственно судебного разбирательства, что вполне возможно. В том же 1998 году Луганская обладминистрация подписала договор поручительства на сумму, если я не ошибаюсь, не менее 10 млн. долл. в адрес польского банка — Bank Handlowy S.A. Warszawa за киевское ООО «Клас», которое обязывалось поставить луганчанам трактора и плуги, а также запчасти к ним. Поставило ли это ООО сельхозтехнику и кому — точно пока не ясно. Между тем, по некоторой информации ООО «Клас» в настоящее время на грани возбуждения дела о банкротстве. И если это произойдет, то по его обязательствам перед польским банком, выдавшим в свое время кредит ООО «Клас» для закупки сельхозтехники, должен будет расплатиться поручитель — Луганская облгосадминистрация из средств областного бюджета. Так что не исключено, что луганчанам, рассчитывающим на финансирование облбюджетом, придется еще туже затянуть пояса.

А облгосадминистрация во главе с г-ном Ефремовым между тем успела в сентябре того же 1998 года, говорят — почти даром, передать в собственность еще одному ООО — «Коммунальщик» многоэтажное здание, которое новым хозяином было продано всего за 1,174 тыс. грн. КБ «Укркоммунбанк». Может, кто и знает, почему именно этому покупателю и почему за такую сумму продали некогда коммунальную многоэтажную собственность, но мне это не известно. Зато известно, что этому «благотворительному жесту» обладминистрации предшествовал перевод всех расчетных счетов администрации и органов местного самоуправления Луганщины из регионального отделения НБУ в... коммерческий банк. И кассовое исполнение бюджета было организовано в уже упоминавшемся «Укркоммунбанк». Если я не ошибаюсь, то это прямое нарушение постановления Кабмина от 21 января 1998 года. Но облвласти Луганщины на этом не остановились. И 15 мая 1998 года облсовет принимает решение «О вхождении облсовета в состав учредителей «Укркоммунбанке», попирая тем самым Закон Украины «О банках и банковской деятельности». Насколько известно, это в общем-то незаконное решение до сих пор не отменено.

Интересно, что до своего губернаторства А.Ефремов был председателем правления того самого КБ «Укркоммунбанк»...

Впрочем, господин губернатор всея Луганщины имел отношение не только к коммерческому банку. Как сообщил 25 января уже нынешнего года глава Государственной налоговой администрации Украины Н.Азаров в ответ на запрос народного депутата Г.Довганчина, среди учредителей небезызвестного на Луганщине ЗАО «Фонд» (зарегистрировано Луганским горсоветом 11 марта 1997 года) значилось «четыре мушкетера» — физлица. И первым среди них Н.Азаров назвал не кого иного, как нынешнего губернатора Луганщины А.Ефремова. И только 22 марта 1999 года г-н губернатор был выведен из числа соучредителей ЗАО «Фонд».

Но еще до этого, еще при соучредительстве губернатора, 15 августа 1997 года ЗАО «Фонд» в свою очередь стало соучредителем другого ЗАО — «Луганский энергетический альянс». Обе фирмы кроме прочего были если не газотрейдерами в чистом виде, то по крайней мере «газовыми» дилерами. Кроме того, «Луганский энергоальянс» занимался экспортом металлов, что по действующему законодательству не облагается НДС. Более того, такие экспортеры даже имеют право получать право на возмещение НДС из бюджета. По информации Н.Азарова, согласно заявленному налогу в налоговых декларациях за период 1998—99 годов ЗАО «Луганский энергоальянс» фактически получило из госбюджета 31 млн. 553,1 тыс. грн., причем 23 млн. 671,9 тыс. грн. — «живыми» деньгами. Вероятно, это самое масштабное возмещение НДС из бюджета Луганской области за весь прошлый год. Так что вряд ли стоит удивляться, что при таких выплатах коммерческой фирме Луганская область не могла изыскать 710 млн. грн. для выплат в госбюджет. А «Луганский энергоальянс» с недавних пор, как известно, стал чуть ли не монопольным, т.е. оптовым поставщиком газа для Луганской области. Причем газ этот уже не первый год ЗАО поставляет в том числе и через своего соучредителя — ЗАО «Фонд», которое получает за свои услуги по размещению газа 4% от перечисленных потребителями средств.

И в 1998-м, и в первом полугодии 1999 года, по данным Н.Азарова, «Луганский энергоальянс» поставлял газ по цене 80 долл. за 1000 кубометров и отдавал его, как выражаются, на комиссию ЗАО «Фонд». В 1998 году поставки газа исчислялись суммой в 18,8 млн. долл., в первом полугодии 1999 года — 7,2 млн. долл. ЗАО «Фонд» в свою очередь поставляло газ промышленным гигантам области, включая шахты. Остается добавить, что в то же время на рынке газа Украины нетрудно было найти куда более низкие цены (например, по 66 долл.), а на аукционах в прошлом году предлагался газ вообще по бросовой цене — 28 долл. за 1000 кубометров.

Но в Луганской области «Луганский энергоальянс» через ЗАО «Фонд», что называется, держал цену. И в 1998 году продал, например, ГХК «Краснодонуголь» газ по цене 88,7 долл. на общую сумму 564,77 тыс. долл. За что «Краснодонуголь» отгрузил «Фонду» 33,457 тыс. тонн угля на сумму свыше 3,4 млн. грн. Но еще к началу 1999 года (да и до сих пор) остается должным «Фонду» более 3 млн. грн. Так что о зарплате шахтеры могут только мечтать, как и бюджеты всех уровней — о поступлении налоговых платежей от этого холдинга. Теперь две шахты, входящие в госхолдинг «Краснодонуголь», по словам нардепов от Луганщины, объявлены банкротами... Справедливости ради замечу, что и «Фонду» потребители газа задолжали кругленькую сумму.

Такие вот присутствуют на Луганщине «коммерческие» истории, прямым или опосредованным участником которых то ли по доброй воле, то ли по стечению обстоятельств (если абстрагироваться от того, что слишком уж много совпадений) в той или иной мере является губернатор всея Луганщины, он же — полномочный представитель Президента Украины. И это, вероятно, отчасти объясняет, почему свой праведный гнев те же голодные шахтеры переносят на главу государства.

Валентин СЕЛЕЗНЕВ