UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кнутом и пряником вводят новые коммунальные тарифы на Хмельнитчине

А пряник медовый... 1 ноября горячая вода в хмельницких квартирах появилась в шесть утра и исчезла только в полночь...

Автор: Светлана Кабачинская

А пряник медовый...

1 ноября горячая вода в хмельницких квартирах появилась в шесть утра и исчезла только в полночь. 2 ноября хмельнитчане-«жаворонки» тоже могли наслаждаться теплым душем. Наконец-то смогли порадоваться ленивые и бедные, которые за долгих пятнадцать, кажется, лет неврастенического графика появления горячей воды в хмельницких кранах так и не смогли купить и установить бойлеры для подогрева воды; наконец-то они смогли похвалить себя за предусмотрительность и экономность. Таки дожил Хмельницкий до ежедневного горячего водоснабжения! Правда, пока еще не до круглосуточного. И никто еще не может сказать, что ожидает город после Нового года или следующим летом.

Да никто и не заглядывает так далеко вперед. Все опьянели от счастья. Как будто не горячая вода в кранах целый день, а что-то покрепче.

А горячая вода в трубах и батареях центрального отопления забулькала в хмельницких квартирах еще раньше. Не успели хмельницкие бабушки 15 октября сказать: «В прошлом году Приступа (бывший городской голова. — Авт.) в это время уже тепло дал, а Сергей (Мельник, действующий городской голова. — Авт.) что-то не спешит», как 16 октября отопительный сезон в городе начался. А в больницы, школы и детсады тепло пришло еще на несколько дней раньше.

И все же эта благодать в чем-то не дотягивает до полного счастья. Причина в том, что каждый житель, хоть и наслаждается удобствами коммунальной цивилизации, все равно в уме с дотошностью скряги подсчитывает, а во что же это ему выльется? И от этих подсчетов его прошибает горячий пот. Хорошо, хоть холодная вода в кранах круглые сутки...

А кнут бедовый…

Афоризм классика о том, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы каждая по-своему, на коммунальные удобства явно не распространяется. Поскольку все украинские города этими удобствами наделены по-разному, а вот с ростом цены на газ и соответствующим повышением тарифов на коммунальные услуги вмиг стали братьями по несчастью.

1 сентября с.г. цены на электроэнергию пошли вверх. Хмельнитчина, несмотря на собственную ядерную печь, которая кочегарит для всей Украины, — Хмельницкую АЭС, исключением не стала. «Вопрос регулирования тарифов является исключительно компетенцией НКРЭ», — скромно снял с себя какую-либо ответственность генеральный директор ОАО «Хмельницкоблэнерго» А.Шпак. Однако не удержался, чтобы не сравнить аппетиты энергетиков с другими поставщиками коммунальных благ населению: «Кстати, среднемесячное потребление электроэнергии одним бытовым абонентом в Хмельницкой области за период с 1 сентября 2005-го по 1 сентября 2006-го составляет 104 кВт.час, или до 1 апреля — 16,22 грн. в месяц, с 1 мая — 20,28, с 1 сентября — 25,33 грн. Это при том, что средняя месячная плата за пользование телефоном составляет 50 грн., за отопление и горячее водоснабжение для трех человек в двухкомнатной квартире — около 80 грн. и т.д.».

Вот беда, не сравнялись еще энергетики со своими коллегами в умении сдирать семь шкур с населения. На роскошные офисы и высокие зарплаты в течение этих 15 сложных, тяжелых и временами невыносимых для своих потребителей лет почти все эти службы сподобились, но исключительно за счет улучшения собственных экономических показателей, а не за счет народа. Действительно, откуда у народа такие деньги? Хотя... если народ по семейным сусекам поскребет и пометет, то коммунальщикам на услуги по себестоимости (о какой-нибудь рентабельности, кроме нулевой, почти никто и не заикается) должно хватить.

Процесс тотальной зачистки этих сусеков начался с 1 ноября. Действовавшие до этого тарифы на водоснабжение и водоотведение, уже со времени введения в 2004 году убыточные на 26,5% (в 2005-м — на 33,9% в первом полугодии 2006-го — на 43%), возросли в 2,5 раза и отныне составят 3,02 грн. за кубометр (снабжение — 1,61, отведение — 1,41 грн.). Стоимость одного кубометра горячей воды увеличится в 2,3 раза и достигнет 8,28 грн. Без счетчика — 25,37 грн. (выше десятого этажа — 27,79 грн.) на одного жителя при норме 105 литров в сутки. Плата за отопление составит 1,04 грн. за квадратный метр общей площади летом и 3,12 грн. — зимой. Словом, за удобства не на улице, а в доме нужно будет ежемесячно раскошеливаться на 200 грн. за однокомнатную квартиру, 300 — за двухкомнатную и почти на 500 — за трехкомнатную.

В Хмельницком живет около 257 тыс. человек — 95 тысяч семей. Только 1463 семьи раньше получали субсидии (в области — 3%). Именно они, как ни парадоксально, совсем не почувствуют ценового удара: так и будут получать субсидии. Зато в очередь за ними выстроятся еще как минимум тысяч 11 семей (пессимисты говорят о 20—25 тысячах). Несмотря на это, паники в местных верхах не наблюдается. «В 1997—1998 годах, когда тоже резко возросли коммунальные тарифы, субсидии получали около 40 тысяч семей», — успокоил корреспондента «ЗН» городской голова Сергей Мельник. И добавил, что настоящую цифру получателей субсидий нам покажет только ноябрь.

А вот в чем никто не сомневается, так это в том, что под удар прежде всего попадут люди с так называемым средним доходом. Так называемым, поскольку о каком достатке говорить в области, где зарплата составляет от 305 до 829 грн. в месяц, пенсия — 360, а средний доход на одного человека в половине семей не превышает прожиточного минимума? Рост тарифов однозначно снизит уровень жизни большинства подолян. Особенно тех, все доходы которых «в ведомости» — о получении пенсии или зарплаты.

Словом, как всегда у нас: больше всего пострадают самые честные.

Кто что везет, тот то и грызет?

Как только речь заходит об очередном подорожании жизни, начинается поиск виновных. Или тех, кто от этого выиграет. И тем более тех, кто цинично наживается на народном горе.

Как нас уже убедил главный энергетик области, цинично, конечно же, никто. А вот по мелочам бывает. После волнений общественности по этому поводу были созданы компетентные комиссии. «Рабочая группа проверила все тарифы в соответствии с требованиями, — заверил корреспондента «ЗН» начальник областного управления градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Виталий Великий. — Рентабельность тарифов для населения или нулевая, или убыточная. К сожалению, не заложена даже инвестиционная составляющая, необходимая для поддержки тепловых сетей в надлежащем состоянии. Положение коммунальных организаций неминуемо ухудшится — ведь в бюджете новые цены не были предусмотрены».

Традиционная убыточность тарифов, покрывавшаяся преимущественно из местных бюджетов, приучила нас к инерции, которая иногда срабатывает до сих пор. Скажем, в одном из райцентров — Красилове фактические затраты водоканала не учли и при формировании новых цен. И только после вмешательства государственной инспекции по контролю за ценами в области местные власти повысили отдельные составляющие, что составляет ни мало ни много — 300 тыс. грн.

Но в подавляющем большинстве случаев проверки выявляют иное. «Под шумок» роста стоимости коммунальных услуг в состав прогнозируемых затрат вносят то материальную помощь сотрудникам и неизвестно чьи консультативные услуги, как в «Хмельницктеплокоммунэнерго», тем самым завышая сумму затрат на 137 тыс. грн.; то дважды учитывают налог на добавленную стоимость, как в Деражнянском ГП «Коммунальщик», что привело бы к обсчетам населения на 240 тыс. грн. в год. О том, что приведенные факты, к сожалению, не случайность, свидетельствует то, что из проверенных «ценовой» инспекцией на протяжении девяти месяцев этого года 86 предприятий жилищно-коммунальной сферы нарушения зафиксированы в 27 из них (31,4%). И предприятия, которые и так, по словам их руководителей, еле концы с концами сводят, вынуждены были уплатить 49,7 тыс. грн. штрафов. Однако уже сейчас, как утверждают заинтересованные стороны, все будет под особым контролем.

Поживем — увидим.

Не говори «гоп» до нового года

Посреди октября в каждом почтовом ящике появились «мотыльки» от тепловиков с просьбой оплатить долг за октябрь, а у двери подъезда — длинный список должников, в котором были все квартиры дома. Причем суммы оказались в пределах полусотни гривен, только шесть из 124 ответственных квартиросъемщиков имели долг от 400 до 2 тыс. грн.

Вежливая сотрудница «Хмельницктеплокоммунэнерго» сообщила мне по телефону, что этот долг, собственно, и не долг вовсе, а сумма, которую мы должны заплатить за октябрь. Причем очень желательно уплатить ее еще в октябре. И терпеливо ответила на все вопросы «не по теме»: о зимних и летних ценах и о средствах влияния (через суд) на злостных (свыше 400 грн. долга) неплательщиков. Хоть и не знала, что разговаривает с журналистом.

Следует сказать, что такая вежливость была характерна для всей кампании, предшествовавшей введению новых тарифов в крае. «Не волнуйтесь, любимые потребители» — было ее рефреном. Общественные слушания, пресс-конференции, выступления ответственных должностных лиц по радио и телевидению, то есть все то, что сопровождает подобные непопулярные решения в цивилизованных странах, в Хмельницком было налицо.

Однако еще важнее то, что руководство на самом деле старалось смягчить удар новых цен. Скажем, в областном центре созданы семь дополнительных пунктов по приему граждан, нуждающихся в субсидиях. 7 млн. грн. долга тепловиков погашены путем предоставления займа из городского бюджета. По решению сессии городского совета выделены 2 млн. грн. (по миллиону на ноябрь и декабрь) для субсидий тем гражданам, в семьях которых доход на одного человека не превышает 800 грн., или в которых есть инвалиды, дети-сироты или одинокие пожилые люди. Власть активно призывает людей как можно скорее предоставить необходимые для получения субсидий справки.

Подоляне в большинстве своем добросовестно — 90,4% — платят за коммунальные услуги. В ответ, звучит нынче из уст власти, они должны требовать качественные услуги. Горячая вода в областном центре каждый день — из этой оперы. Как и своевременное начало отопительного сезона 534 котельными, обогревающими 4357 жилых домов. Тем не менее тревожная ситуация в Староконстантинове (долг в 1,7 млн. грн.) и Славуте, с которым до сих пор не заключен договор на поставку газа. Проблема возникла после того, как городское коммунальное хозяйство приняло на баланс 225 жилых домов бывших военных городков и из-за необходимости оплатить разницу в тарифах задолжало 9 млн. грн. В этом году долг увеличился еще на 1,4 млн. грн.

Как выкарабкается Славута из долговой ямы, не говорит никто. Хотя надеются на способность главы областного совета Ивана Гладуняка распутывать коммунальные узлы.

Но даже грамотные и опытные кадры бессильны перед «усталостью металла». Теплосети края изношены на 70%. В позапрошлом году в Хмельницком было 58 аварий на теплотрассах, в прошлом году — 52, а с начала нынешнего отопительного сезона — уже пять. Поддерживать рабочее состояние сетей становится делом доблести и геройства, и при этом ежедневном подвиге неуместными кажутся вопросы об энергосберегающих технологиях и мероприятиях, причем настолько, что «Хмельницктеплокоммунэнерго» даже не упомянуло о них при формировании новых тарифов. Хотя и средства на них выделяются — и из государственного, и из областного бюджетов. Но в этом году их хватило только на замену 31 котла. Если обновление коммунального хозяйства будет идти такими темпами, то тема о всех новых и новых ценах на коммунальные услуги будет неисчерпаемой.

Впрочем, с нового года она и так возникает с новой силой — как фонтан воды на месте очередного прорыва. Ведь цена на газ снова возрастет.