UA / RU
Поддержать ZN.ua

Казна все стерпит

Совсем недавно мэр Одессы обнародовал возмутительные факты. Одно из городских коммунальных предприятий снабжало продуктами школы и детские сады по чересчур высоким ценам: мясо — по 64 грн...

Автор: Нина Перстнёва

Совсем недавно мэр Одессы обнародовал возмутительные факты. Одно из городских коммунальных предприятий снабжало продуктами школы и детские сады по чересчур высоким ценам: мясо — по 64 грн. за килограмм, апельсины — по 21, сосиски — по 46, картошку — 5,5 грн. Эдуард Гурвиц уволил уличенного директора КП «Питание» и направил материалы в прокуратуру о возбуждении уголовного дела, назвав разворовывание бюджетных денег беспрецедентным.

Печально, конечно, но озвученные факты новостью не назовешь. В последние годы способов разбогатеть за казенный счет развелось тьма-тьмущая. Придумано множество вариантов и схем откатов, с которыми никто не борется.

Во время первого антикризисного совещания в областной госадминистрации один из выступающих предложил на время кризиса прекратить брать взятки и откаты. Призыв потешил зал. И только.

На днях КРУ сообщило, что начинает ревизию бюджета-08. Будут проверены все городские управления. Уже выявлены нарушения.

КРУ всегда находило факты, но все больше мелкие и единичные. А потому такие проверки заканчиваются смехотворными штрафами.

Система казнокрадства в нашей стране, как жена Цезаря, вне подозрения. Схемы зарабатывания частного капитала на государственных ресурсах работают безотказно. Чем богаче казна, тем менее заметна бюджетная кормушка. И чем беднее, тем виднее ее «щедрость». Отчасти поэтому так контрастно выглядели два бюджета: городской и областной, рассмотренные на днях в Одессе.

В мэрии главный финансовый документ приняли без особого шума. Можно сказать, покорно и смиренно. А в областном совете — «прокатили».

Феерический бюджет, или Откуда железное спокойствие?

После принятия госбюджета стало ясно, на что может рассчитывать местное самоуправление. Впрочем, и без того было понятно, что в условиях финансово-экономического кризиса в городах и районах придется делить шкуру неубитого медведя, которого надо найти и пробудить от спячки. Но у города Одессы все получилось. На бумаге, разумеется. Бюджет «завален» суммами, и от круглых цифр рябит в глазах.

Почти 2,4 млрд. гривен — таков одесский бюджет-2009. До копейки совпадает доходная и расходная части. Если брать фактические поступления, то он превышает прошлогодние объемы на 710,5 млн. грн., или на 42,2%. На 27,8% вырос бюджет развития — до 477,7 млн. грн. Фактически по всем расходным статьям запланировано увеличение.

Объем делегированных полномочий в социально-культурной сфере Минфин установил Одессе на уровне 960,2 млн. грн. Это на 11,3% больше прошлогодних. Но город добавил свои ресурсы. В итоге расходы на образование выросли на 13,5%, на здравоохранение — на 15, физическую культуру и спорт — 18,5, культуру и искусство — 24%. В противном случае порядка 80% денежных средств съедала бы зарплата, коммунальные услуги и энергоносители.

А расходы по статье «социальная защита и обеспечение» город увеличил в 2,1 раза. На эти цели заложено 159 млн. грн. Минфин же установил объем финансирования на 10% меньше прошлогодних показателей.

Урезали в Одессе расходы лишь на ЖКХ. Это единственная статья, где запланированная сумма (243,4 млн. грн.) меньше прошлогодней на 90 млн. Но потери попытались компенсировать путем выделения средств на целевые программы. В минувшем году были повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. И теперь они, по заверению чиновников, полностью покрывают все затраты на ЖКХ, так что отпала надобность дотировать разницу. (Правда, качество и объем услуг, как и прежде, остались отвратительными.) Снята и дотация на вывоз мусора.

Ну а чтобы все одесситы смогли потянуть новые тарифы, власти заложили в бюджет две цифры: 80 млн. грн. на выделение одноразовой адресной помощи для малоимущих граждан и почти 8 млн. — на ежемесячную помощь для детей-инвалидов, сирот, семьям погибших милиционеров и некоторым другим категориям. Эти деньги предусмотрены в рамках городской целевой программы предоставления социальных услуг, на которую в целом выделено 194 млн. грн. — в 3,7 раза больше, нежели в 2008 году.

Власти утверждают, что почти каждый десятый житель Одессы получит ту или иную помощь. А 40 тыс. горожан по социальной карточке смогут приобрести медикаменты, дешевый хлеб и другие продукты питания.

Всего же в бюджете предусмотрено финансирование 29 целевых программ. На их выполнение заложено
253,3 млн. грн.

Сформировав социально направленный бюджет, городские власти стремились показать: не так страшен кризис, как его малюют. Казна готова накормить и обогреть. Но так ли это? Как наполнить казну в условиях кризиса — вот главный вопрос.

Власти хранят спокойствие. Хотя мэр города Эдуард Гурвиц отмечает: бюджет нынешнего года достаточно условен. Впереди — его корректировки.

В этом году доходная часть городского бюджета выглядит по-иному, чем в 2008-м. Заметно изменилось соотношение между делегированными и собственными доходами, теперь оно составляет 58,7:41,3. Разница в 300 млн. грн. Тогда как в прошлом году собственные доходы составляли 26,5%. Откуда же такой крен?

В структуре собственных доходов, которые запланированы в объеме
736,8 млн. грн., большая часть приходится на «иные поступления». А тут главная ставка делается на средства от застройщиков на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры города. Если в 2008 году бюджет получил 93,5 млн. грн., то в этом, с учетом долгов, запланировано аж 390 млн. Это — несмотря на кризис и снижение (согласно постановлению Кабмина) предельного размера отчислений. Ведь если раньше город брал 15—20% и больше от стоимости проекта, то теперь 5% — это максимум.

Еще большая проблема с делегированными доходами. Почти 90% — это налог с доходов физических лиц. Поэтому снижение неизбежно. Растут долги по зарплате, безработица и падают заработки. Но, учитывая рост минимальной зарплаты, город прогнозирует хоть и незначительный, но все же рост поступлений на 104%. А вот в областном финуправлении на этот счет иные соображения, менее оптимистичные. Их прогноз — 97,8% от прошлогоднего уровня. Разница — почти в 53,6 млн. грн.

В этом году в бюджеты городов, принимающих Евро-2012, будут зачисляться все поступления от налога с собственников транспортных средств. Одесса планирует получить 54 млн. С этой же целью город получит и 70% поступлений от загрязнения природной окружающей среды. А здесь суммы могут быть непредсказуемо высокими. Но пока запланированы 6,3 млн. грн.

Отметим, что до нынешнего года половина поступлений из этих двух источников шла в казну области. Так что сегодня для областного бюджета, напоминающего тришкин кафтан, это заметная потеря.

Бюджет выживания, или Кто кого «прокатил»?

Бюджет области депутаты рассмотрят повторно 28 января. С первой попытки главный финансовый документ принять не удалось. К тому моменту не был сформирован бюджет развития. И не определены целевые программы. Но причина не в этом. Тут виноваты и политика, и плохой бюджет.

Председатель облсовета Леонид Скорик фактически обвинил в непринятии бюджета депутатов от фракции БЮТ, которые, по аналогии с Верховной Радой, с его точки зрения, должны были проголосовать «за». Но не голосовали и витренковцы. Однако к ним претензий не было: они заранее заявили о своей позиции.

Впрочем, свое несогласие по некоторым расходным статьям высказали и депутаты от фракции Партии регионов. И тут не все дело в политике.

По ряду статей проект, внесенный облгосадминистрацией и рассмотренный депутатскими комиссиями, резко отличался от документа, розданного в сессионном зале. Его накануне откорректировали так, что возмутились и депутаты из числа регионалов.

Глава постоянной комиссии по вопросам здравоохранения Людмила Будяк (фракция ПР) заявила, что она отзывает свое согласование. Расходы на медикаменты по статье «здравоохранение» были неожиданно урезаны на 15 млн. грн. Председатель бюджетной комиссии Алексей Зотов «урезание» пояснил тем, что лекарства все равно не доходят до больных. По его словам, бесплатно достается лишь 10% закупленного за бюджетные деньги. Остальное врачи продают больным. «Я говорил со многими главврачами, спрашивал: действительно ли они нуждаются в медикаментах. Они сказали: лучше бы деньги выделяли на оборудование и аппаратуру».

В ответ Л.Будяк вынуждена была пояснить г-ну Зотову, что медикаменты — это не только лекарства, на которые денег давно не выделяется. Это реактивы, дезсредства, разовые шприцы, системы — словом, все то, что обеспечивает диагностический процесс. В прошлом году по этой статье расходов было заложено 30% от потребностей. А в этом году, получается, 20%...

Секретарь депутатской комиссии по вопросам науки и образования Николай Коваленко (фракция ПР) вообще принес в сессионный зал набор продуктов, чтобы показать своим коллегам, что можно купить на 13 грн. в день на одного воспитанника интерната. В прошлом году на питание было заложено по 27 грн. А на покупку лекарств в этом году предусмотрена вообще смехотворная сумма — 8 грн. на ребенка в год.

Однако, несмотря на то, что по многим статьям бюджет не дотягивает до уровня прошлого года, руководство совета попыталось втиснуть 10,5 млн. грн. для субъектов предпринимательской деятельности. В виде взноса в уставный фонд.

Из них 10 млн. грн. — для ЗАО «ФК «Черноморец». Хотя решение о взносе депутаты не принимали. Как им пояснили, деньги выделяются на реконструкцию стадиона в рамках подготовки к Евро-2012. А решение принято на основе выводов и рекомендаций депутатской комиссии по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта. Подписал его замглавы комиссии Олег Марус, который и возглавляет ЗАО «ФК «Черноморец».

Эта частная структура как надежный и безальтернативный инвестор без всякого тендера заполучила право вести реконструкцию стадиона и построить рядом с ним, а это в парке им. Т.Шевченко, две высотные гостиницы. Поэтому выделение ей 10 млн. депутаты от БЮТ назвали лоббированием ее интересов. Компания подконтрольна народному депутату, лидеру областной организации ПР Л.Климову, поэтому была уверенность, что 10 млн. пройдут незамеченными и не создадут помех для принятия бюджета.

Вторая структура, которой причитался 1 млн. бюджетных средств, — это КП «Облинвест-ресурс», созданное месяц назад по решению сессии. Для запуска этого коммунального предприятия, помимо взноса в уставный фонд в размере 500 тыс. грн., в бюджете закладывалось на возвратной основе еще 500 тыс. как кредит для обеспечения текущей деятельности. Что интересно — предприятие будет квартировать в здании областного совета. Цели и задачи у него настолько общие, что это дало повод депутатам в очередной раз назвать облсовет структурой для зарабатывания денег.

Такой ярлык совет заслужил благодаря своему управлению по имущественным отношениям. Депутаты называют его «государством в государстве» и питают к нему большую «любовь», которую они в очередной раз продемонстрировали в ходе бюджетной сессии. В текущем году на содержание этого управления заложено 5,3 млн. грн., что выше прошлогоднего уровня. Ни одно управление одесского горсовета не имеет такого бюджета — на такую сумму город содержит лишь свои районные администрации. Руководитель депутатской группы «Региональная инициатива» Антон Киссе предложил сократить аппарат управления по имущественным отношениям на 70%.

Надо сказать, что областное финуправление, учитывая рекомендации Минфина по экономии средств, заложило на его содержание 3,8 млн. грн. Кстати, на аппарат облсовета — 7,6 млн. Но после доработки бюджета руководством совета цифры были увеличены. Последняя выросла до 10,7 млн. грн.

Нынешний областной бюджет, по выражению самих депутатов, — это бюджет выживания. Он запланирован в объеме 2,2 млрд. грн. Из них 1,2 млрд. — субвенции из госбюджета. Их число сократилось с 19 до 8. На капитальные расхо­ды не выделено ни копейки. Но если отбросить трансферты для местных бюдже­тов, то доходная часть запланирована в сумме 726,7 млн. грн. По сравнению с прошлым годом она уменьшилась на 13,3 млн. грн., или на 1,8%. За счет сок­ращения объемов специального фонда. В этом году, как уже было сказано выше, для подготовки к проведению финальной части Евро-2012 поступления от двух сборов остаются в городской казне.

Областной бюджет не просто напряженный — он еще и не реальный. По данным областного финансового управления, доходы общего фонда Минфин завысил на 61,3 млн. грн. за счет налога с доходов физических лиц.

В целом по области финансисты прогнозируют снижение налога с доходов физических лиц на 11,5%. Особенно это почувствуют соседи областного центра — город Южный и Коминтерновский район. Реально область может собрать порядка 1,9 млрд. грн. Областной бюджет, в который зачисляется 25% налога с доходов физлиц, собранного в городах и районах, сможет получить порядка 486,5 млн. грн. Но никак не 547, 8 млн., как заложено в областном бюджете, согласно разнарядке Минфина. Эта сумма, считают финансисты, не подкреплена налоговой базой и макроэкономическими показателями развития региона.

Есть опасения и насчет второго по значимости наполнителя казны — налога на землю. Несмотря на увеличение ставок, значительного роста поступлений не предвидится. По расчетам областной налоговой администрации, долги по оплате земельного налога могут вырасти в связи с кризисом в два раза.

Естественно, на этом невеселом фоне расходы бюджета рассматриваются под увеличительным стеклом. Потому депутаты разглядели те миллионы, на которые при хорошей жизни они могли бы закрыть глаза.

Хотя, по большому счету, особой разницы между закупкой дорогой картошки для детсада и официальным выделением казенных денег коммерсантам для «поддержания штанов» — нет.