UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК РАЗРЕЗАЛИ КРОШКИ ПОПОЛАМ

Бюджетный процесс на Тернопольщине напоминает старую сказочку о сороке-белобоке в худшем варианте: одному ребенку дала все, второму — половину, а третьего пустила с сумой по миру...

Автор: Роман Якель

Бюджетный процесс на Тернопольщине напоминает старую сказочку о сороке-белобоке в худшем варианте: одному ребенку дала все, второму — половину, а третьего пустила с сумой по миру. Доходы областного бюджета мизерны, расходной его части, даже с учетом госбюджетных дотаций, катастрофически не хватает, чтобы удовлетворить всех нуждающихся...

Все доходы областной казны утверждены в размере 263,2 млн. грн. Однако из них почти 80 процентов формируются за счет дотаций и целевых субвенций из госбюджета. В собственных доходах львиную долю — 30,5 млн. грн. — составляет подоходный налог с граждан, напрямую зависящий от зарплаты. А средняя заработная плата в области хоть и немного выросла за прошлый год — по официальной статистике, со 190 до 298 грн., — все еще остается самой низкой в Украине. В регионе даже поговорка появилась: «Нам заграница дает зарплату». Поскольку, по неофициальным данным, от 60 до 80 тыс. жителей области вынуждены зарабатывать деньги далеко за пределами родного государства. Это — каждый пятый-шестой гражданин трудоспособного возраста. Так на какое же бюджетное изобилие можно рассчитывать от заработков на родине?!

От платы за землю областная казна должна получить неполных 4 млн. грн. Эта сумма не идет ни в какое сравнение с масштабами потерь. Размер льгот, предоставляемых украинским законодательством при уплате налога за землю субъектам хозяйствования области, в прошлом году достиг 59,7 млн. грн. В нынешнем году земельные «индульгенции» прогнозируются на уровне 58 млн. Немного порадовать область может разве что плата за выдачу лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Поступления от нее запланированы в размере 2 млн. грн. Эти средства оставляют в регионе. Остальные источники доходов даже по тернопольским меркам слишком мизерны, чтобы о них упоминать.

Но распределения даже такой скудной доходной базы, наполняемой одним трудягой с сошкой, ждут семеро с ложкой. И хотя на 5,5 млн. грн., по сравнению с прошлым годом, увеличилось финансирование образования и более чем на 1 млн. — медицинской отрасли, немало иных расходов сложно считать достаточно обоснованными. Например, предусмотрено, что охрана админздания областного совета будет вооружена просто до зубов — на нее заложено 310 тыс. грн. в год. На ремонт этого учреждения запланировано 300 тыс. Растут расходы и на оплату сотрудников аппарата областного совета, поэтому в нынешнем году недепутатскому корпусу будет не так уж и плохо...

Однако этим расходы областного бюджета не ограничиваются. Например, производственное объединение «Киноднестр», то есть кинопрокат, в активе которого почти исключительно старые советские и индийские кинофильмы, получит 320 тыс. грн. Хочется также надеяться, что во время таяния льда и в летний период никто из жителей области не утонет в водоемах. Ведь если раньше на нужды областной спасательной станции закладывали в пределах 120—130 тыс. грн. в год, то в областном бюджете-03 фигурирует цифра 230 тыс. Возможно, с облегчением вздохнет и кто-то из предпринимателей. Впервые на кредитование малого и среднего бизнеса область выделяет 200 тыс. гривен.

А вот районам в текущем году придется туго — расходы местных бюджетов, в соответствии с нормативным методом, утвержденным Кабинетом министров, рассчитываются на одного жителя, а в сфере образования — на одного ученика. Например, в бюджете-03 собственные доходы Лановецкого района утверждены на уровне 2 млн. 71 тыс. гривен. Почти 8 млн. составляет дотация. Фонд заработной платы в бюджетной сфере района позволяет, начиная с января, в течение года выплачивать установленную законом на первое полугодие минимальную зарплату — 185 гривен с надбавками, которые стартуют от этой суммы. Этих средств хватило бы до самого нового года. Но в районе накопились долги по выплате заработной платы, которые на 1 января 2003-го превышали 900 тыс. грн. В прошлом году бюджетники вовремя получали свои кровные лишь на территории одного сельского совета, и теперь долги нужно погашать. Поэтому всей доходной части для финансирования выплаты заработной платы может хватить максимум на 11 месяцев, не говоря уж о повышении минимума с 1 июля до 237 грн.

Для пяти малых районов Тернопольщины самостоятельное формирование бюджета стало, из-за нехватки средств, настоящим бедствием. Скажем, в том же Лановецком менее 34 тыс. жителей. Почти половину расходов «съедают» учебные заведения. «Мы оптимизировали, все что только можно, — убеждает начальник райфинуправления Ирина Паламарчук. — Лишь в прошлом году сократили 112 педагогических должностей, а всех сотрудников сельских клубов перевели на четверть и половину оклада, библиотекарей — на четверть. Урезать заработную плату дальше просто некуда».

Особенности сети бюджетных учреждений, сформировавшейся на территории района, учтены очень слабо. Поэтому задолженность по выплате заработной платы остается одной из самых высоких среди районов Тернопольщины.

Схожая ситуация в Тернопольском районе, где численность населения вдвое больше. Основная его беда — в отсутствии райцентра. Здесь также идет сплошная оптимизация. В селах объединили в одном помещении клубы и библиотеки — по две штатные единицы, в большинстве своем работающие на полставки. Осталось укрупнить три-четыре школы, в которых менее ста учеников. Это — последний предел. Но чтобы выплачивать законодательно установленную минимальную зарплату, собственных доходов районного бюджета вместе с дотацией не хватит даже на 10 месяцев.

В средней общеобразовательной школе №1 поселка Лановцы педагогам и техперсоналу зарплату за январь, наконец, выплатили. Но не зарплата это, а издевательство. У 34 из 77 учителей — неполная недельная нагрузка. И их месячный заработок с надбавками (категория или звание, стаж, проверка тетрадей, классное руководство и т.п.) нечасто превышает узаконенные 185 гривен. В лучшей ситуации оказались школьный сторож и уборщица. Они подаренную законодателями минимальную зарплату получили полностью.

Парадокс: даже существенное увеличение доходной части местных бюджетов почти не влияет на благосостояние тех, кто нас выводит в люди, лечит. И бюджетные работники выезжают из глухих районов, а то и родину покидают. Едут туда, где их доходы не регламентируются нормативным методом.