UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как инвестор в Винницу сходил…

Если ты украл 1000 гривен — тебя посадят. Если еще раз 1000 гривен — ты уже вор-рецидивист. Если ты нагло присвоил целый завод — можешь объявлять себя «мессией»!..

Автор: Владимир Бутузов

Если ты украл 1000 гривен — тебя посадят. Если еще раз 1000 гривен — ты уже вор-рецидивист. Если ты нагло присвоил целый завод — можешь объявлять себя «мессией»! Во всяком случае, такое впечатление сложилось после того, как судьба свела меня с директором одного из украинских предприятий. К сожалению, история эта еще далека от завершения...

С Винницким заводом тракторных агрегатов (ВЗТА) я начал работать в 1992 году. Моя фирма, которая находится в России, закупала некоторую продукцию на заводах в Украине, большую часть продукции для продажи в России мы приобретали именно на ВЗТА. Одним из тех людей, с которыми я контактировал, был главный инженер завода Александр Заброцкий.

Уже через год он обратился ко мне с предложением выкупить завод на партнерских началах. Как мне тогда казалось, у нас сложились довольно доверительные отношения, и я вместе с еще двумя российскими предпринимателями принял положительное решение. Именно тогда был объявлен конкурс на приватизацию завода. Купив за свои деньги наибольший пакет акций винницкого агрегатного, в 1997 году я получил пост председателя наблюдательного совета, а Заброц­кий стал директором.

Основной моей целью было создать цепочку предприятий и организаций, завершающую весь цикл производства и реализации продукции на территории СНГ. И поскольку ОАО «ВЗТА» теперь входило в эту цепочку, мы с компаньонами решили, что Заброцкому тоже должно принадлежать 10% акций — чтобы он, как руководитель, мог себя чувствовать свободно. Его тогдашние личные доходы еще не позволяли ему оперировать такими средствами, поэтому я одолжил ему деньги на покупку акций, оформив ценные бумаги на имя его зама. Сейчас понимаю, что фактически подарил ему их. Но, очевидно, ему было этого мало, и инженерная мысль проявила себя во всей мощи.

К сожалению, как оказалось позже, мое видение развития предприятия не совпадало с планами новоиспеченного директора Заброцкого. Точнее, посвящать в свои планы меня, на тот момент главного партнера по бизнесу, он даже не собирался. За моей спиной, как председателя наблюдательного совета, и за спинами акционеров он принимает решение за средства завода выкупить государственный 25-процентный пакет акций. Хотя такая сделка противоречила как действующему законодательству, так и уставу ОАО «ВЗТА».

В июне 2004 года эти 25% акций ВЗТА таки были выкуплены за 3,5 млн. грн. — я еще раз подчеркиваю, за деньги завода. И это в тот момент, когда на предприятии не было ни одной лишней копейки, а была задолженность по заработной плате. А вскоре уже ОАО «ВЗТА» продало эти акции 14 близким родст­венникам и подконтрольным Заброцкому людям всего за 213,383 тыс. грн., то есть в 16 (!) раз дешевле. Таким образом, не только предприятию был нанесен убыток в размере более
3 млн. гривен, но до сих пор остается тайным механизм распределения полученных акций. Ведь, кроме людей из окружения Заброцкого, акции больше никто не получил. В числе счастливых обладателей акций оказались г-жа Городиская и г-жа Стратиенко. Последняя — племянница Заброцкого.

К тому времени я уже почувствовал опасность быть обманутым своим же партнером. И в преддверии очередного собрания акционеров ОАО «ВЗТА» отозвал свою доверенность, выданную ранее Заброцкому, согласно которой тот мог голосовать моим пакетом акций во время моего отсутствия. Перед началом собрания об этом была проинформирована и мандатная комиссия, и лично Заброцкий. Однако, воспользовавшись своим должностным положением, Заброцкий все же зарегистрировался моим пакетом акций и… исключил меня из состава наблюдательного совета моими же акциями. До моего сознания до сих пор не доходит, как такое могло произойти. Это же нонсенс! Называется, моим салом меня по губам…

Позже Заброцкий решил окончательно присвоить мои 23% акций. Ценные бумаги он переоформил на себя по передаточному поручению с подделанной(!) моей подписью. Согласитесь, я же не сумасшедший, чтобы просто так передавать акции человеку, который мне не только денег за них не заплатил, но даже по старым долгам не рассчитался. Позже факт подделки установила и почерковедческая экспертиза, что являлось свидетельством в суде (в решении №22-9033/07 от 27 ноября 2007 года). Естественно, если быть объективным, нельзя утверждать, что подпись была подделана лично Заброцким. В то же время, по логике вещей, кроме как Заброцкому делать это никому не было выгодно, потому что акции были переоформлены на него.

Для меня было просто шоком узнать, что этот человек поступил по отношению ко мне настолько нечестно и подло. В тот момент я понял: чтобы присвоить завод, он пойдет на любые шаги. Пострадал тогда не только я, но и мелкие акционеры, которые вложили в предприятие свои приватизационные сертификаты — все, что у них осталось от имущества Советского Союза. Боль­шинство из этих простых работяг отдали предприятию лучшие годы и не дали ему развалиться в сложные перестроечные времена.

Однако и на этом история не заканчивается. Вскоре мои сомнения в том, что на ВЗТА задумана сделка в частных интересах, развеялись окончательно. Иначе зачем ликвидировать один завод, чтобы вместо этого создать то же предприятие, только с другим названием? В это время люди Заброцкого учреждают два ЗАО — ЗАО «Завод силовые цилиндры» и ЗАО «Винницкий агрегатный завод». Последнее оформляется на племянницу Заброцкого — Людмилу Стратиенко. Наиболее ценные активы уже не принадлежат ВЗТА. Меня удивляет, куда смотрит местная власть? Областная администрация? Прокуратура? Ведь это на их глазах сегодня рушится экономика государства! И неужели центральная власть безразлична к тому, что происходит у нее в стране? Судите сами: хоть один разумный инвестор пойдет вкладывать деньги в экономику такого государства?!

А ведь еще в 2004—2005 годах ОАО «ВЗТА» подавало надежды в своей отрасли, было одним из крупнейших налогоплательщиков области. Сейчас завод представляет собой жалкое зрели­ще: его территория уменьшилась в несколько раз, завод «съежился». Там, где 130 лет работали станки, теперь вырастают очередные супермаркеты. Я не имею в виду те небольшие общества, на которые были выведены основные активы ВЗТА, но на основном предприятии из полутора тысяч сейчас осталось не более 50 человек. Винницкий завод тракторных агрегатов фактически существует только на бумаге, с 2008 года продукцию не выпуска­ет и не продает. И мне больно на это смотреть, я ведь не только деньги туда вложил, но и душу. Мы же когда начинали, рассчитывали на порядочность…

Насколько мне известно, на 11 января (в воскресенье, в рождественские праздники, когда обычно все семьи собираются за одним столом!) и вовсе было назначено собрание акционеров, одним из вопросов повестки дня которого была ликвидация ОАО «ВЗТА». Собрание назначалось не по месту нахождения предприятия, а почему-то в г. Белая Церковь. Вдобавок — в здании таможенного терминала на выезде из города. По непонятным мне соображениям регистрация начиналась в 6:00, что заставило акционеров выезжать из Винницы в 1:00 ночи.

Однако собрание не состоялось по причине отсутствия кворума. Как заявили акционеры в открытом письме, его проведению помешало присутствие журналистов, которые не были допущены на территорию таможенного терминала, но могли получить доступ к информации о происходящем на собрании.

И что же дальше будут делать те, кто хочет уничтожить некогда успешное предприятие? Очень может случиться, что на собрании, которое фактически не состоялось, якобы могли быть приняты решения о ликвидации ОАО «ВЗТА». Только об этом мы узнаем совсем не скоро, а уже тогда, когда все имущество предприятия будет окончательно распродано, сдано в металлолом.

Или же состоялось еще одно собрание. Но не в Белой Церкви, а, как и должно было бы быть, — по месту нахождения предприятия в Виннице. И об этом мы также узнаем тогда, когда уже ничего нельзя будет сделать. А может быть, то, что акционеры регистрировались для участия в собрании, по классической рейдерской технологии будет использовано как якобы их голосование «за» по пункту о ликвидации предприятия?

Вывод из сказанного напрашивается далеко не оптимистичный. Если вышеназванный сценарий завладения имуществом завода будет реализован до конца, это станет прецедентом для других, желающих поступить точно так же. Тогда любое предприятие, учреждение будет под постоянной угрозой смены собст­венника обманным путем. Но люди-то в чем виноваты, которые нам поверили? На агрегатном столько трудовых династий, традиции прекрасные. Нельзя разбивать такой замечательный коллектив! ВЗТА просто обязан восстановить прежние позиции.