Попытки навести порядок в использовании недр напоминают толчение воды в ступе. В данном случае речь идет не о газе, нефти или золоте, а об обычном строительном сырье — песке и камне. Вакханалия в добыче этих полезных ископаемых приносит территориям больше вреда, чем пользы. Несмотря на, казалось бы, жесткую разрешительную систему и целую армию контролирующих служб, богатства земли добываются по принципу «все вокруг народное, все вокруг мое».
Добытчики роют, где хотят и как хотят, варварским способом, оставляя после себя изуродованные земли, разбитые дороги и даже обмелевшие лиманы. И виной тому не только местные власти, но и Киев. Создав громоздкую разрешительную систему для получения лицензий, он тем самым расплодил добытчиков-временщиков, ни за что не отвечающих.
Кабинет министров ежегодно утверждает порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, меняя условия. Все бы ничего, но документ появляется на свет с опозданием на два-три месяца. А нынешний год бьет все рекорды: долгожданного постановления все еще нет. И на местах даже не видели его проект.
Учитывая, что для сбора документов и получения всех согласований уходит не один месяц, получение разрешения на добычу полезных ископаемых растягивается, как утверждают специалисты, на годы. А песок, камень, глина нужны строительному рынку сегодня. Поэтому даже те, кто стремится работать в рамках закона и пытается получить разрешение, начинают добычу, не дожидаясь благословения сверху, заручившись лишь поддержкой местной власти. Ну а те, кто таковой не имеют, роют, где придется, зная, что ничего за это им не будет.
По итогам недавно проведенной инвентаризации, на территории Одесщины проверяющие насчитали 332 карьера. Они занимают площадь почти в 2 тыс. гектаров. Из них порядка 1,5 тыс. уже отработаны горе-пользователями и брошены.
Только по одному Ивановскому району, который отличился незаконной добычей песка и камня, потери сельскохозяйственного производства от разработки карьеров, по самым скромным подсчетам, превышают 2 млн. грн. Здесь выведено из оборота свыше 100 гектаров земли.
Никто из пользователей не собирается возмещать ущерб сельским общинам за разбитые дороги и компенсировать вред, нанесенный окружающей среде. Один из предпринимателей развернул в Ивановском районе такую масштабную добычу песка, не имея на то разрешения, что для его вывоза даже соорудил дамбу через речку Большой Куяльник. Это привело к обмелению Куяльницкого лимана, ценного своими лечебными грязями. И ничего...
По данным, озвученным областной прокуратурой, только треть всех пользователей занимаются добычей полезных ископаемых легально. У части пользователей нет не только разрешения на добычу тех или иных полезных ископаемых, но и вообще какого-либо права пользоваться земельным участком. В целом по области обеспеченность документацией на право пользования землей, находящейся под карьерами, находится на уровне 13%. В десяти районах области, где велась добыча полезных ископаемых, земельные участки под карьеры вообще не выделялись.
О масштабах незаконного использования недр стало ясно после того, как Одесский облсовет вплотную занялся этой проблемой. Еще летом прошлого года вопрос рассмотрели на заседании координационного совета по вопросам местного самоуправления при председателе облсовета. Заговорили о потерях бюджета. О варварских методах добычи полезных ископаемых, которая не предполагает ни возмещения стоимости срезанного плодородного слоя грунта, ни дальнейшей рекультивации, ни возмещения убытков. Тогда же было поручено провести инвентаризацию всех карьеров и навести элементарный порядок.
После этого были обследованы три самых неблагополучных в плане использования недр района Одесщины: Ивановский, Раздельнянский и Беляевский. Больше всего незаконных карьеров оказалось в Ивановском районе — 36. Тут выявили 19 пользователей. А хозяев двух карьеров, площадью 7,5 гектара, установить вообще не удалось.
Но навести порядок оказалось не так-то просто. Прокуратура области взяла на контроль снос злополучной дамбы, приведшей к обмелению Куяльницкого лимана. Однако воз и ныне там. Когда в феврале текущего года координационный совет вновь вернулся к рассмотрению проблемы незаконной добычи полезных ископаемых, то заместитель областного прокурора констатировал, что злополучная дамба возведена вновь. Только теперь нарушители установили трубы для тока воды. И продолжают возить через нее незаконно добытый песок, добивая самосвалами и без того разбитые сельские дороги.
Но как выяснилось впоследствии, большинство добытчиков вели свой промысел не совсем воровским способом. А на основе имеющихся договоров аренды земли, подписанных райадминистрациями. И даже платили за аренду 1—1,5 тыс. грн. в месяц. Это в то время, когда машина песка стоила 500 грн. (сейчас доходит до 1,5 тыс.). А в день вывозилось 40—50 автомашин.
После проверки все они были оштрафованы: кто на 85, кто на 340 грн. Правда, были открыты несколько уголовных дел. А одно даже направлено в суд. Но судебного наказания так никто и не понес.
Не удивительно, что после того, как возмущенный облсовет через три с половиной месяца вновь вернулся к тому же вопросу, опять пришлось констатировать: незаконная добыча песка продолжается. На этот раз те же нарушители — предприниматели Барановский, Петросян и Паносян (их имена чаще всего фигурируют в отчетах проверяющих), уплатив копеечные штрафы, взялись добывать песок на участках, которые им были выделены для ведения личного крестьянского хозяйства. Это в пойме речки Большой Кучурган. После рытья здесь образовалось озеро, из которого они с помощью мощного земснаряда круглосуточно качали песок.
Этот новый карьер две недели назад обнаружили не контролирующие службы, которые руководство облсовета обвиняет в бездействии. А рейдовая группа отряда по борьбе с браконьерством Черноморского гайдамацкого объединения.
Понятно, что к каждому добытчику контролера не приставишь. Но вместе с тем государственная экологическая инспекция в Одесской области почему-то палец о палец не ударит для выполнения своих прямых функций. Лишь после обращения председателя облсовета непосредственно к министру охраны окружающей природной среды она провела внеплановую проверку использования недр в Ивановском районе. Почему-то, когда закон позволяет налагать штрафы от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан и конфисковывать орудия производства вместе с наворованным, эту норму Кодекса об административных правонарушениях никто не применяет.
Почему-то районная прокуратура в направленных ей материалах о незаконной добыче полезных ископаемых обращает внимание не на факты, а на то, как они изложены. Прокурор Ивановского района дважды возвращал материалы о незаконной добыче камня-ракушечника райсовету, так как по форме они не соответствовали «акту проверки».
И наконец, почему-то районная власть, принимая решения о предоставлении земельных участков, ставит телегу впереди лошади, а потом ищет виновных в том, что она движется задом наперед. Ведь выделение земли — это самый последний этап. Вначале предоставляется специальное разрешение на пользование недрами, которое выдает Минприроды. Потом — акт горного отвода (это уже компетенция облсовета). И только после этого наступает черед районной власти.
В свое оправдание каждая из сторон сегодня приводит массу доводов, из которых ясно, что одними только карательными методами и запретами проблему не решишь. И бюджет не наполнишь. На нынешний момент Ивановская и Раздельнянская райадминистрации отменили распоряжения о выделении земельных участков. И что в итоге?
По словам районной власти, эти распоряжения появились после того, как предприниматели начали самовольно добывать песок и камень. И благодаря заключенным на их основе договорам аренды в бюджет ежемесячно поступало порядка 60 тыс. грн. Сейчас — ноль. А песок, хоть и наскоками, по-воровски, как добывали, так и добывают.
Координационный совет дал контролирующим службам и местным администрациям еще три месяца для работы над ошибками. Но, похоже, сколько бы ни заседали в областных кабинетах, итог будет примерно тот же.
Если суммировать все потуги и желание навести порядок в использовании недр, станет ясно, что именно действующее законодательство заставляет чиновников (в рамках своих полномочий) действовать по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». А добросовестных предпринимателей оно вынуждает работать нелегально. Ибо при всем желании очень сложно вписаться в законные рамки, учитывая громоздкий процесс получения разрешений. Их Минприроды продает с аукциона.
Раньше это не касалось месторождений полезных ископаемых местного значения, к которым относится тот же песок. Но в феврале прошлого года Кабмин своим постановлением внес коррективы. Ну а у тех предпринимателей, у которых было и есть право получить разрешения без аукциона (наличие комплекса по переработки сырья или добыча из месторождений с малыми запасами), ждут документов годами.
Одесский облсовет не раз обращался с письмами в Кабмин и Минприроды с просьбой упростить процедуру получения специальных разрешений на использование недр, в частности, строительного сырья: песка, глинозема, ракушечника. Согласно Кодексу о недрах, вопросы разработки и добычи полезных ископаемых местного значения — это компетенция областных советов. Поэтому Одесса в который раз просит Киев поделиться властью. И наконец принять методику начислений и возмещений убытков от незаконной добычи полезных ископаемых, чтобы было что взыскивать в бюджет.