Вывод о том, что обилие рек и озер отнюдь не свидетельствует о достаточной обеспеченности пресной водой, к сожалению, имеет непосредственное отношение к нашей стране, где на каждого жителя приходится около 1000 кубометров в год. Объем, мягко говоря, скромный: среднестатистический европеец потребляет почти в пять раз больше. К тому же две трети украинской воды поставляется населению из открытых водоемов и водотоков, что с учетом неблагополучной экологии, изношенности очистных сооружений и сетей делает ее малопригодной для питья. По данным государственного НИИ «УкрВОДГЕО», 69% питьевой воды в стране не соответствует санитарным нормам — по химическому и бактериальному состоянию она классифицируется как загрязненная и грязная (IV—V класс).
Для Запорожской области эта проблема особенно актуальна, поскольку питьевая вода в регионе оценивается как очень грязная (VI класс качества). Но и эта, по сути, техническая вода с отклонением от нормы подчас до 80% для многих — дефицит.
Как утверждают в облгосадминистрации, жители практически половины из 918 сел региона не обеспечены водоснабжением и пользуются привозной питьевой водой. Эти данные остаются неизменными вот уже несколько лет подряд. В среднем на жителя области приходится 120—400 кубометров питьевой воды, что несравнимо меньше, чем в западных регионах страны.
Попытки изменить ситуацию в области предпринимаются столь же давно, сколь и безуспешно. Об этом, в частности, свидетельствует незавидная судьба программы «Питьевая вода в Запорожской области на 2007—2020 годы». Из-за отсутствия финансирования она остается всего лишь декларацией.
В течение последнего десятилетия строительство водопроводных сетей в регионе ежегодно составляет считанные километры. Исключением стал лишь 2004 год, когда область отрапортовала о сооружении 135 км водопроводов. А дело было так…
Еще в 1980 году был введен в эксплуатацию почти 130-километровый Каховский магистральный канал Р-9, подавший днепровскую воду на Запорожье и Херсонщину. Однако сам по себе он не решал проблему водоснабжения. Требовалось еще создать необходимую инфраструктуру — очистные сооружения, сети. Поэтому спустя пять лет было принято соответствующее решение Совмина СССР, и в 1986 году началось сооружение комплекса водоснабжения Бердянска. Помимо самого протяженного водовода в Европе (175 км диаметром 1200 мм), он включал в себя три насосные станции мощностью 100 тыс. кубометров воды в сутки и очистные сооружения. Сметная стоимость строительства на средства союзного бюджета исчислялась 50 млн. рублей.
С распадом Союза начались перебои с финансированием, темпы работ начали снижаться. И хотя к 1996 году объем вложений превысил смету почти в четыре раза, степень готовности объекта составляла около 80%. Лишившись средств, областные власти законсервировали стройку.
Через три года Запорожская облгосадминистрация утвердила проект достройки водовода, но поскольку необходимых для этого 14,8 млн. грн. найти не удавалось, срок сдачи в эксплуатацию откладывался. Даже несмотря на то, что тема окончания строительства усердно эксплуатировалась в ходе избирательных кампаний 1998-го и 1999 года, а в марте 2002-го президент Л.Кучма поручил тогдашним премьер-министру А.Кинаху и председателю обладминистрации Е.Карташову решить вопрос финансирования.
В феврале 2004 года эстафету подхватил премьер-министр В.Янукович — как-никак президентские выборы на носу, и лавры благодетеля 300 тыс. жителей южных районов области были весьма кстати. На этот раз из госбюджета все же выделили 3,5 млн. грн., и к сентябрю областное коммунальное предприятие «Запорожьеводоканал» отчиталось об успешном окончании работ.
На торжества по случаю пуска под лозунгом «Бердянці вдячні прем’єр-міністру України Віктору Федоровичу Януковичу за дніпровську воду!» прибыл сам премьер — кандидат в президенты. Правда, атмосферу всеобщего ликования несколько омрачали, по крайней мере, два обстоятельства.
Во-первых, для окончательной сдачи объекта в эксплуатацию требовалось 14,8 млн. грн. Поэтому подачу днепровской воды в Бердянск осуществили по так называемой упрощенной, или временной, схеме. Иначе говоря, водовод запустили со значительными недоделками. Как минимум на 5,3 млн. грн. Но высокий гость заверил: «Что касается правительства, мы обеспечим эту работу той частью бюджетного финансирования, которую наметили в этом проекте. Остаток работ по водоводу будет профинансирован на 100% и в срок. Специалисты могут спокойно продолжать работу».
Во-вторых, с учетом затрат на транспортировку стоимость воды должна была вырасти минимум вдвое. Зная об этом, городские власти попытались упредить неизбежное социальное недовольство. В ходе общественных слушаний специалисты доказали, что с приходом более дорогой днепровской воды расходы населения не увеличатся, а наоборот, снизятся. Ведь местная вода из Бердянского водохранилища и скважин даже после очистки с большой натяжкой отвечает параметрам технической. Она более жесткая, перенасыщена сульфатами и солями, а значит — требует повышенного расхода моющих средств, сокращает срок службы бытовой техники, не говоря уж о ее эпидемической опасности и вреде для здоровья.
Приведенные доводы бердянцев вроде бы убедили. Но во время торжественного мероприятия, приуроченного к пуску водовода, кто-то из присутствующих все же посетовал на предстоящую дороговизну. Тогда премьер возьми да и скажи: «Жители Бердянска должны знать, что цена на воду не вырастет», поскольку предусмотрен «комплекс мер, которые позволят нам снизить цену этой коммунальной услуги для жителей Бердянска и для промышленных предприятий». А чтобы совсем уж развеять сомнения, добавил: «Мы реально смотрим на жизнь и не занимаемся популизмом. Все, что мы говорим, что обещаем, мы выполняем».
Пока шумели предвыборные страсти, тариф на воду действительно не менялся. Но вовсе не из-за реализации «комплекса мер», которые на самом деле никто и не собирался предусматривать. Просто в разгар избирательной кампании из областного бюджета на всякий случай выделили 3 млн. грн. для компенсации убытков. Но уже со следующего года тариф на воду в Бердянске вырос почти в три раза. Само собой разумеется, средства на достройку водовода не поступили. Так что бердянским властям поневоле пришлось самостоятельно заняться спасением своего водоканала.
Выбор вариантов, как водится, изобилием не радовал. Включение в тариф инвестиционной составляющей сочли неприемлемым. К перспективе кредита Всемирного банка тоже отнеслись без энтузиазма. В конце 2006 года на сессии горсовета решили передать водоканал в концессию, начав переговоры с потенциальным претендентом — ООО «Чистая вода — Бердянск».
Но в дело снова вмешались выборы. Сначала — внеочередные парламентские, затем — городского головы, поскольку занимавший этот пост Валерий Баранов был избран народным депутатом Украины. Преемник и давний оппонент городского головы Евгений Шаповалов выступал категорически против концессии. Возможно, по этой причине у фирмы-претендента сменились учредители. Словом, все шло к тому, что идею концессии ждет забвение — если не всерьез, то, по крайней мере, надолго.
Тем более неожиданным стало известие о том, что в конце 2008 года Е.Шаповалов подписал договор о передаче водоканала в концессию ООО «Чистая вода — Бердянск» на 30 лет. Причем сделал это единолично, не удосужившись поинтересоваться мнением ни горожан, ни депутатов. А внеочередная сессия горсовета одобрила это решение большинством голосов.
Признаться, такой поворот событий невольно наталкивает на мысль, что должностные лица в детстве наслушались сказок настолько, что даже в зрелом возрасте продолжают надеяться на щучье веленье, двоих из ларца — одинаковых с лица и прочих добрых кудесников. Иначе как объяснить склонность облеченных властью людей к вере в то, что с передачей коммунального предприятия в концессию тарифы не повысятся в течение года, будет погашена кредиторская задолженность в сумме более 8 млн. грн. и поступит не менее 120 млн. инвестиций? Особенно если учесть, что уставный фонд фирмы-концессионера ограничивается 40 тыс. грн., а балансовая стоимость объекта — без малого 82 млн.
Бердянский договор концессии вызвал, мягко говоря, недоумение в Министерстве по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. «Помимо того, что в документе четко не прописаны все гарантии, в нем еще нет никакой цели», — заметил первый замминистра Александр Мазурчак. Ну, если считать случайностью, что вскоре после подписания договора городской голова обзавелся Cadillac Escalade (стоимость в базовой комплектации от 80 тыс. долл.), то цель, пожалуй, и вправду не просматривалась…
Впрочем, как бы то ни было, с апреля прошлого года концессионер приступил к управлению Бердянским горводоканалом. Дальнейшее развитие событий получилось резвым, но бестолковым.
Всего через полтора месяца с подачи первого заместителя городского головы Бердянска Сергея Ткаченко сессия горсовета расторгает договор концессии. Поводом стало прекращение подачи в город днепровской воды, а также непогашение концессионером старых и наращивание новых долгов. Эти претензии вскоре подтвердила и жилищно-коммунальная инспекция Министерства ЖКХ. Как оказалось, управлять водоканалом концессионер умудрился хуже предшественника — коммунального предприятия. Текущие долги облводоканалу за поставленную в Бердянск воду достигли почти
7 млн. грн., себестоимость производства повысилась, модернизация оборудования не велась.
В ответ концессионер утверждал, что инвестиции в горводоканал превысили 12 млн. грн., хотя ему всячески мешают работать и пытаются выжить из города.
Последнее утверждение вовсе не голословно. В октябре прошлого года Бердянский горсовет снова проголосовал за расторжение договора концессии, а заодно отменил утвержденное горисполкомом решение о повышении тарифа на воду. Однако и от повторной «денонсации» пользы было немного. Концессионер обратился в хозяйственный суд, который запретил исполкому и горсовету Бердянска, а также «другим лицам осуществлять действия по одностороннему расторжению договора концессии». Каковы перспективы разрешения спора, никому не известно. Но вряд ли кто сомневается, что разборки затянутся всерьез и надолго.
Впрочем, концессионеру это вовсе не сулит безоблачную перспективу. Коммунальное предприятие «Бердянский горводоканал» хоть и лишилось штата в связи с его переводом в ООО «Чистая вода — Бердянск», но статус юридического лица все же не утратило. То есть у городских властей сохранились возможности для обходного маневра. И осенью прошлого года ими не преминули воспользоваться. Работникам горводоканала стали настоятельно рекомендовать писать заявления о возращении в КП, хотя всего полгода назад их агитировали за трудоустройство в ООО. Несговорчивых припугнули статусом безработных. Тем более что гендиректор облводоканала Николай Никулин категорически отказался от сотрудничества с ООО «Чистая вода — Бердянск».
«Мы видим только одну перспективу — заключение договора с коммунальным предприятием «Горводоканал». Если этого не произойдет, я буду вынужден осушить водовод. Удастся ли его запустить весной — неизвестно», — заявил Н.Никулин. А вскоре его заместитель Владислав Черных сообщил, что перспектива стала явью: между обл- и горводоканалом подписан годичный договор на поставку в Бердянск днепровской воды.
Страсти удалось сбить лишь к концу года после вмешательства облгосадминистрации. Договоренность о возобновлении поставок в Бердянск днепровской воды была достигнута, но при условии, что концессионер будет ежедневно перечислять 60 тыс. грн. текущих платежей.
С наступлением нового года тональность высказываний руководства облводоканала радикально изменилась. Дескать, отношения с концессионером нормализовались, бердянцы получают и будут получать днепровскую воду. Возможно, опять сказалось влияние выборов или же в очередной раз приняли на веру обещание о погашении задолженности. Хотя, по большому счету, это и не суть важно по сравнению с нежеланием принципиально решать проблему, которая не поддается лечению ситуативными договоренностями хозяйствующих субъектов.
Собственником Бердянского водовода является коммунальное предприятие «Облводоканал». И хотя, по идее, магистраль должна снабжать питьевой водой несколько городов и районов юга области, фактически единственным потребителем выступает город Бердянск, ежесуточные потребности которого ограничиваются 43 тыс. кубометров. Да и то лишь в летний период. В курортное межсезонье спрос сокращается более чем вдвое. Тогда как проектная мощность водовода составляет 100 тыс. кубометров. Но ее так ни разу и не достигли. Отчасти потому, что объект, как известно, ввели в эксплуатацию по временной схеме, тем самым ограничив возможность реализации воды другим потребителям.
А те, кто способен получать днепровскую воду, сознательно от нее отказываются. Например, Мелитополь, потенциальные запросы которого летом составляют около 10 тыс. кубометров в сутки. Однако черешневую столицу не устраивает слишком высокая цена воды. Как, впрочем, и Бердянск. Но, в отличие от Мелитополя, там нет относительно качественных артезианских источников. А раз так, то городу-курорту не избежать все более ощутимого ценового диктата поставщика. Достаточно сказать, что за истекшие четыре года стоимость днепровской воды для горводоканала возросла без малого в 2,5 раза — с 0,92 до 2,26 грн. за кубометр. А для конечного потребителя цена определена в
4,67 грн.
Столь высокий тариф лишь отчасти обусловлен 40-процентными потерями воды в городских сетях. Основная причина заложена в технологической схеме водовода, согласно которой очистные сооружения находятся в начале магистрали. Поэтому вполне закономерно, что, преодолев почти 170-километровое расстояние, в Бердянск поступает вода, считающаяся питьевой лишь по цене, но вовсе не по качеству. Она требует повторной очистки, а следовательно, дополнительных расходов.
Наверное, нетрудно догадаться, что при таком принципе водоснабжения самый протяженный водовод Европы попросту обречен на невостребованность. И тут уж никакая сказка о концессии не поможет. Скорее всего, дело обернется суровой былью о незадачливом рыбаке и золотой рыбке — может, и памятной с детства, но явно не пошедшей впрок…