UA / RU
Поддержать ZN.ua

Импортная стратегия от Ахметова: разбор полетов

Спасать украинскую экономику взялись зарубежные консультанты. Одна из консалтинговых компаний, напомним, работает даже по заказу Кабмина. Вторая — по заказу бизнесмена Рината Ахметова.

Автор: Евгений Шибалов

Не мытьем, так катаньем… Жестокие уроки экономического кризиса наконец-то вывели из благодушной дремоты отечественных промышленников, которые резко осознали, что счастье, оказывается, не вечно, а «металлодоллары» — тем более. Спасать украинскую экономику взялись зарубежные консультанты. Одна из консалтинговых компаний, напомним, работает даже по заказу Кабмина. Вторая — по заказу бизнесмена Рината Ахметова.

В конце прошлого года «ЗН» сообщало о том, что ахметовский фонд «Эффективное управление» пригласил международную консалтинговую компанию Monitor Group для разработки стратегии повышения конкурентоспособности двух регионов Украины — Донецкой области и Львова. Первый этап проекта уже завершен, и настало время для разбора полетов, хотя бы предварительного.

Кое-что о логике миллиардеров

В начале проекта консультанты заявляли: «Мы сформулируем свое видение развития регионов на 10—15—20 лет. А также определим приоритеты и риски».

«В их предложениях, я уверен, будут выделены как минимум три-четыре кластера, которые позволят решать задачи диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности региона», — так сформулировал для «ЗН» свои ожидания от работы нанятых на деньги Ахметова консультантов председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк.

Однако вскоре после этого партнеры Monitor Group Эндрю Сворт и Курт Дассел стали жаловаться, что на их проект «возложены слишком большие ожидания». «Мы не собираемся искать секретную формулу, позволяющую спасти регион от кризиса. Я думаю, ничего радикально нового мы не сможем предложить. Мы хотели бы лишь конкретизировать, выделить несколько ключевых проблем, которые тормозят развитие экономики региона», — пояснял журналистам в Донецке г-н Дассел.

Однако статус консультантов с мировым именем все-таки обязывает оправдывать самые высокие ожидания. Зарубежных специалистов пригласили-то в Украину не от хорошей жизни, а как раз потому, что надеются получить от них варианты решения системных проблем региональных экономик. В конце концов, в это исследование вложены приличные, даже по меркам Ахметова, суммы (по данным из разных источников, бюджет проекта составляет от 5—7 до 10 млн. долл.). И еще каких-нибудь пятнадцать лет назад тот же Ринат Леонидович, ныне блистающий на публике безукоризненными по стилю речами, на подобные жалобы дал бы «чисто конкретный» ответ, двойного толкования не допускающий: «Пацаны, бабки надо отрабатывать».

Итак, приглашенные эксперты по завершению первого этапа исследований выделили в экономике Донецкой области два ключевых кластера, которые, по их мнению, должны стать «локомотивом» развития региона. Это металлургия и сельское хозяйство. Такие выводы были сделаны после анализа 20 кластеров региональной экономики.

Экспертная группа представила также свои выводы относительно рынков сбыта продукции донбасских металлургов. Специалисты Monitor Group предложили полуфабрикаты продавать в Европу для дальнейшей переработки, а продукцию высокого передела направлять на отечественный рынок. Наконец, ключевыми проблемами в металлургии консультанты сочли устаревшее оборудование, дефицит квалифицированных кадров и, опять-таки, отсутствие стабильных и прогнозируемых рынков сбыта (что особенно ярко проявилось в конце прошлого года, с началом мирового кризиса). Этим кратким резюме консультанты пока и ограничились.

Во время презентации вышеизложенных экспертных оценок автора этих строк, честно говоря, несколько удивило отсутствие в выводах зарубежных консультантов какого-либо принципиально отличия от того, что ранее заявляли о состоянии региональной экономики местные специалисты. В том числе и на страницах нашего издания многие отечественные экономисты разъясняли, сколь опасна зависимость от шальных «металлодолларов». Неоднократно говорилось и о том, что при такой энергозатратности производства и при таком технологическом отставании сладкая жизнь закончится одновременно с высокими ценами на мировых рынках. Так оно, в конечном итоге, и случилось. Суровая реальность быстро продемонстрировала, что единственными конкурентными преимуществами основных предприятий-экспортеров были дешевая рабочая сила и несравненно более мягкие, по сравнению с европейскими, экологические требования.

Впрочем, логику миллиардеров немиллиардерам понять тяжело, а тема принципиального отсутствия пророков в родном отечестве глубока и неисчерпаема. Теперь импортные консультанты за большие деньги расскажут то же самое, что много лет пытались донести донбасские эксперты: все заработанное в благополучные времена (в Донецке романтично названные «золотым веком сверхприбылей») надо было вкладывать в модернизацию производства, а не в политические проекты, безудержную скупку активов или административное лоббирование своего бизнеса.

«Менять нужно не кран, а всю систему…»

Что касается извечного вопроса «Как жить дальше?», то вариант ответа, предложенный американскими консультантами, местные эксперты подвергают довольно серьезной критике.

Так, губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко упрекнул экспертов компании Monitor Group в том, что те своим выбором ключевых кластеров, по сути, «консервируют» существующую структуру региональной экономики. Дело в том, что сам Логвиненко давно выступает за структурную перестройку экономической системы Донбасса в сторону уменьшения экспортной зависимости и создания полноценного внутреннего рынка в стране. Причем высказывал такие взгляды еще до назначения на пост губернатора. И даже разразился серией статей по этому поводу в специализированных изданиях и научных сборниках.

По мнению руководителя областной администрации, в долгосрочной перспективе ставку стоило бы сделать, в первую очередь, на машиностроение. «У нас нет внутреннего рынка, у нас экспортно зависимая экономика. А внутренний рынок можно и нужно развивать через машиностроение — металлургическое, угольное, сельскохозяйственное. На это государством ни копейки не выделяется, хотя мы вносили такое предложение к программе действий правительства. В этом смысле перспективно даже обычное вагоностроение, у нас дефицит грузовых вагонов», — отметил губернатор.

Он добавил, что нынешняя ситуация — как раз самое время для того, чтобы соскочить с экспортной иглы. «Кризис — это, конечно, беда, но нам предоставлена возможность эту беду использовать, чтобы навести порядок внутри страны», — считает Логвиненко.

Идея сделать ставку на машиностроение находит поддержку и среди донецких ученых. «Я в корне не согласен, что роль Донецкой области нужно сводить к двум кластерам… Сохранение за Донбассом только вот этих двух кластеров у меня сразу вызывает большие-большие сомнения. У нас ведь к концу советского периода появилась мощная отрасль, которая сейчас (надеюсь, временно) уступает металлургии по объемам производства, — это машиностроение. В советское время, на момент распада Советского Союза, доля экспорта в машиностроении была выше, чем в любой другой отрасли. Но мы об этом постепенно забыли. А забыли потому, что наше машиностроение стало неконкурентоспособным по многим причинам. Самая веская причина — нас «выбивали» с рынка и загоняли в неконкурентоспособное состояние», — заявил директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований, доктор экономических наук Юрий Мако­гон, который в свое время принимал участие в разработке стратегий развития Донецкой и соседней Луганской областей.

Более того, ученый высказался в поддержку восстановления полномасштабной промышленной кооперации во всех видах высокотехнологичного производства по «российскому вектору». По его мнению, кроме машиностроения, возрождение былых технологических цепочек могло бы вывести на лидирующие позиции в экономике Донбасса химическую промышленность и «оборонку», что в перспективе поможет вернуть донецким производителям традиционные рынки сбыта наукоемкой продукции в России и других странах СНГ.

Эксперт посетовал, что его мнение и выкладки его коллег так и не были по-настоящему услышаны донецкими властями и бизнесменами, которые предпочли прислушаться к мнению выписанных «из-за бугра» консультантов. «Я всегда говорил и говорю, что любое приглашение специалистов со стороны — дело малоперспективное. Точнее, приглашение зарубежных специалистов, может, и полезно, но обязательно в сочетании с местными кадрами и местным видением. Определенным кругам всегда почему-то становится неинтересно слушать одно и то же в нашем исполнении. Но я же не могу менять свое мнение как ученый и как человек в зависимости от того, кто меня приглашает или какая политическая сила у власти!» — заявил Макогон.

На прямой вопрос, следует ли из его слов, что зарубежные эксперты говорят то, что хочет слышать от них заказчик, ученый ответил: «Они говорят то, что откатали неоднократно. Есть схема, которую американцы везде применяли: Африка, Латинская Америка, Восточная Европа… Схема одна, но ведь условия-то разные!»

Говорить о полном единодушии донецкого научного сообщества по отношению к заключениям американских экспертов пока рано. Эксперт-экономист, кандидат экономических наук Игорь Должанский, к примеру, поддержал идею о развитии металлургии в качестве основного кластера. «В перспективе, конечно, можно мечтать и о полетах в космос, и о нанотехнологиях, и о строительстве космодромов. Об этом даже нужно мечтать, но с позиций сегодняшнего дня следует констатировать, что Донбасс остается металлургическим регионом, и любое его экономическое развитие неразрывно связано с горно-металлургическим комплексом. Но нашу металлургию нужно сделать по-настоящему конкурентной. По моему мнению, сейчас следует все, что заработано ранее, вкладывать в модернизацию производства и в уменьшение энергоемкости», — отметил эксперт.

Он добавил, однако, что не вполне согласен с предложенным распределением рынков сбыта продукции донбасских металлургов. «Да, европейский рынок всегда от нас «закрывался», за исключением поставок полуфабрикатов, но это не значит, что за него не нужно бороться. Как и за все остальные рынки. В конце концов, наша промышленность только выиграет, если будет поставлять, в том числе и в Европу, сортовой прокат», — резюмировал Игорь Должанский.

С окончательными выводами правильнее будет подождать до тех пор, когда нанятые Ахметовым эксперты из Monitor Group представят более полные результаты своих изысканий. Но на данном этапе можно выделить одну ключевую претензию: местных «потребителей» результатов этого исследования в большинстве своем не устраивает тенденция к «закукливанию» существующей структуры экономики Донецкой области. Возможно, именно в этом и будет основное несовпадение ожиданий. После жестокого «кризисного» урока в регионе преобладает мнение, что «не кран нужно менять, а всю систему», как говаривал один кремлевский сантехник.

Ясного видения экономического будущего Донбасса, надо констатировать, пока нет, но здесь начинают догадываться, что есть нечто сугубо неправильное в ситуации, когда промпредприятия «пыхтят» на старом оборудовании, а донецкие ученые продают свои разработки в Китай и Россию. Специалисты других консалтинговых компаний, ранее работавших над той же проблематикой в Донецке, неизбежно приходили к выводу, что выход стоит искать в создании эффективных взаимосвязей внутри четырехугольника «наука—деньги—производство—власть», причем без выделения «ключевых» кластеров, а, напротив, с постепенным увеличением степени диверсификации экономики.

…Козьма Прутков в свое время написал: «Да будет целью солдатской амбиции точная подгонка амуниции!». На что «г-н полковник» заметил: «У солдата могут быть и другие амбиции… Странно ограничивать цель стремлений».