UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хоровод у мусорки

Очередной скандал вокруг полигона промышленных отходов в балке Средней ожидался 26 июня. Тогда про...

Автор: Владимир Писковый

Очередной скандал вокруг полигона промышленных отходов в балке Средней ожидался 26 июня. Тогда проектом повестки дня 14-й сессии Запорожского облсовета предполагалось принять обращение к Министерству охраны окружающей среды, ГНАУ и Генпрокуратуре, а также к их региональным представительствам в связи с ситуацией на полигоне. Но в ходе непродолжительного обсуждения с воззванием решили повременить до следующей сессии, запланированной на август.

И вдруг 25 июля отложенный вопрос выносится на обсуждение внеочередной сессии облсовета, созванной по случаю перераспределения выделенной региону правительством субвенции. Вот тут-то и началось...

— Есть козлы отпущения, прошу прощения, которые должны проголосовать, как бычки, за ваше предложение, — столь непринужденно выразил один из депутатов позицию представителей фракций БЮТ, НСНУ и КПУ в совете.

Впрочем, в завязавшейся полемике определяющей была не столько партийная, сколько цеховая принадлежность. А роль непримиримых оппозиционеров исполнили депутаты, принадлежащие к высшему менеджменту металлургических предприятий.

После бурных дебатов в стиле «А за козла ответишь» обращение все же приняли подавляющим большинством голосов.

На то, что все закончится перебранкой на сессии, нечего было и надеяться. Вскоре председатель правления ОАО «Запорожсталь» Виталий Сацкий назвал отношение депутатов к металлургам беспрецедентным, а их решение — наглым.

Что касается беспрецедентности, тут и вправду не поспоришь. Прежде областной «парламент» смиренно шел навстречу пожеланиям индустриальных гигантов — будь то перенос сроков выполнения экологических обязательств или предоставление разного рода преференций. А вот с наглостью, пожалуй, все не так однозначно.

Не посвященный в детали конфликта вряд ли поймет, что же такого вызывающего в ходатайстве облсовета об обеспечении сохранности и неприкосновенности имеющегося на полигоне сырья до полного и всестороннего изучения ситуации и принятия решения по существу, о прекращении несанкционированной деятельности по геологическому изучению, разработке (в том числе опытно-промышленной) и добыче. Степень «бесстыжести» просматривается разве что в прось­бе к Генпрокуратуре опротестовать постановления Высшего арбитражного суда шестилетней давности, которыми признавался недействительным приказ Государственного комитета по геологии и использованию недр (Геолкома) об утверждении условий и проведении конкурса на право геологического изучения и промышленной разработки «Балки Средней». Особенно с учетом того, что полигон промышленных отходов в воззвании упорно именуется «техногенным месторождением минерального сырья», с чем промышленники категорически не согласны.

Тут самое время хотя бы вкратце напомнить, что же собой представляет эта балка Средняя, снискавшая скандальную известность не только в регионе и стране, но даже за рубежом.

Полигон шлаковых отвалов, именуемый в просторечии свалкой, возник за городской околицей в балке Средней еще в конце 30-х годов прошлого столетия одновременно с пуском Днепровского промышленного комплекса. За семь десятилетий территория отвалов разрослась на более чем 220 гектаров, заполнившись на 50—90% отходами металлургического производства четырех предприятий: комбината «Запорожсталь», заводов «Днепроспецсталь», «Запо­рож­кокс» и ферросплавного. По оценкам специалистов, из 300 млн. тонн содержимого свалки порядка 7% составляют металлы, пригодные к повторному использованию. На отдельных участках этот показатель превышает 20%. Сведущие люди утверждают, что добыча скрапа (шлака с примесью металла) обеспечивает до 10 млн. долл. месячного оборота. Теневого, естественно. Поэтому немудрено, что старательская деятельность на шлаковых отвалах одним позволяет сколотить капиталы, другим — просто заработать, если, конечно, судьба милует от прощания с жизнью под завалом шлака или от пули конкурентов, которые к сантиментам не расположены.

— То, что мы там увидели, было ужасно: десятки людей роют неизвестно что, прибрежная зона не расчищена, нагорная канава частично засыпана промышленными отходами, — делится впечатлениями от посещения полигона председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам экологии и природопользования Олег Сквирский.

Экологи утверждают, что вследствие хозяйственной деятельности на свалке создается угроза окружающей территории, подземным водоносным горизонтам и акватории Днепровского водохранилища. Наличие фенолов в нагорной канаве превышает допустимые нормы в 6 тыс. раз, магния, кальция, взвешенных веществ — вдвое. Общий ущерб земельным ресурсам в результате загрязнения исчисляется 17,6 млн. грн.

Как водится в подобных случаях, крайних не сыскать. Несмотря на то, что металлургические предприятия настойчиво утверждают о своем праве собственности на полигон и шлаковые отвалы.

Насколько бесспорна подобная декларация — об этом чуть позже. А пока стоит обратить внимание на методы, с помощью которых промышленники пытаются убедить общественность и власти в собственной непогрешимости.

Принятие облсоветом обращения вызвало ответную реакцию в виде конференций трудовых коллективов «Днепроспецстали» и «Запорожстали», а также митинга на ферросплавном заводе. Завершающей стадией действа стала объединенная конференция трудовых коллективов металлургических предприятий Запорожья, принявшая обращения к президенту и премьер-министру. Содержание этих документов практически идентично и сводится к обвинению коалиционного большинства облсовета в безответственном игнорировании предложений промышленников по улучшению экологической обстановки в городе. «Спекулируя беспроигрышными темами — экологией, наведением правопорядка, депутаты под маской патриотизма и беспристрастия незаконно вмешиваются в производственную деятельность хозяйствующих субъектов, что, в сущности, является рейдерством с использованием экологических рычагов и преследует цель элементарного перераспределения собственности», — говорится в обращениях.

Делегаты объединенной конференции полагают, что президент «в состоянии обеспечить конституционную законность и остановить правовой беспредел». А к премьер-министру «убедительно» обращаются «с просьбой в сжатые сроки положить конец нападкам» на их предприятия.

«Если заводы только на одни сутки лишить возможности принимать и перерабатывать шлаки в балке Средней — это неизбежно приведет к полной остановке производства». Так утверждают авторы обращений. Однако эту точку зрения, похоже, не разделяет один из четырех пользователей свалки — завод «Запорожкокс». Судя по тому, что протестные акции предприятие не поддержало.

Зато среди четырех подписантов обращений почему-то появился Запорожский алюминиевый комбинат, который к полигону в балке Средней не имеет совершенно никакого отношения. Да и судя по нынешнему состоянию дел на комбинате, ему вообще предпочтительнее быть тише воды и ниже травы.

Поэтому для публичного проявления корпоративной солидарности у алюминщиков должны быть достаточно веские основания. Интересно, является ли таковым тот факт, что ЗАлК на договорных началах пользуется запорожсталевским комплексом внеплощадочного шламоудаления в другой балке — Городыской? Ведь стоит собственнику лишить комбинат этой возможности, как остановка производства гарантирована практически моментально.

В целом же проведенные акции вызывают, откровенно говоря, смешанные чувства. Сложно, например, избавиться от недоумения, откуда это у современных капиталистов столь устойчивая партийно-советская манера разрешения хозяйственных споров? Зачем, спрашивается, с этими конференциями канителиться, пенсионеров сгонять? Ну, в смысле, делегировать.

Коль уж действительно невмоготу без страшилок о немыслимости житья без права собственности на свалку, надо было собственникам предприятий собраться. Конечно, там, где таковые в единственном числе имеются, не исключены сложности. А если их трое и больше, может, и кворум сладился бы. Одного бы председателем конференции определили, а остальные лозунг бы демонстрировали. Типа того, что в зале: «Досить грабувати Запорізький край»… Любопытная получилась бы картина, ничуть не уступающая по экстравагантности отклику на конфликт со стороны местных исполнительных властей.

— Я считаю, металлурги имеют право потребовать извиниться за принятое решение и предложить областному совету немедленно пересмотреть и отозвать обращение, — говорит городской голова Запорожья Евгений Карташов.

Подобное заявления Евгения Григорьевича ничуть не удивительно, если учесть его прошлую службу высокопоставленным менеджером «Запорожстали» и неравнодушие к комбинату до сих пор. А вот позиция областной гос­администрации представляется более эксцентричной.

Полтора года назад ее председатель Евгений Червоненко вдрызг рассорился с бывшим начальником УВД Виктором Ольховским. Причиной ссоры, по словам последнего, оказалось настойчивое желание руководителя области понудить милицию стать на сторону одной из фирм, занимавшихся добычей на балке Средней. Однако затея не увенчалась успехом. И 19 апреля прошлого года на пресс-конференции с участием руководителей правоохранительных органов Е.Червоненко, анализируя ситуацию на промышленных отвалах, заявил, что немногие могут разобраться, решения какого суда должны придерживаться участники конфликта из-за их огромного количества и, отчасти, некомпетентности. А раз так, то, опираясь на мнение министров промышленной политики и экологии, он подал предложение президенту о национализации промышленных отвалов как техногенного месторождения. Президент согласился.

— Порядок на этой свалке будет тогда, когда владельцем там станет государство, — подытожил свою позицию председатель ОГА.

Но почему-то теперь его первый заместитель Александр Бережной заявил: «Позиция облгосадминистрации четкая, и она заключается в поддержке трудового коллектива металлургов. А решение, принятое сессией облсовета, не отвечает ни интересам экологии, ни интересам области и металлургов». Что, опять концепция изменилась?

Интересно было бы узнать мнение на сей счет самого председателя ОГА. Но, во-первых, в последнее время он общается преимущественно с представителями лояльных СМИ. А во-вторых, загруженность делами у Евгения Альфредовича настолько велика, хоть разорвись.

Немудрено, что в такой обстановке доморощенные аналитики выдвигают различные догадки относительно истинной подоплеки конфликта. Наибольшей популярностью пользуется предположение о том, что запорожский Клондайк забирают на финансирование избирательной кампании регионалов. Версия, признаться, не нова, если учесть, что в подобном грехе уже обвиняли нашеукраинцев, коммунистов и представителей некоторых других партий. Тут уж ничего не поделаешь — с этой выборной перманентностью страна, похоже, и вправду выживает из ума. Глядишь, дойдет до того, что частный случай заурядной диареи уже будет расцениваться не иначе, как следствие политических козней.

А пока подобного не случилось, самое время ознакомиться с ключевыми вехами борьбы за право собственности на запорожскую свалку.

Итак, до 1970 года включительно предприятия вывозили отходы производства на полигон в балке Средней скопом, без определения своих площадок. В ходе чудодейственного процесса смены формы собственности с государственной на частную, несмотря на имевшиеся акты об отводе участков свалки, металлурги не приняли их на свои балансы. И, соответственно, не включили в уставные фонды своих ОАО. Что вдвойне любопытно, никто из них даже не заикнулся о том, что свалка является неотъемлемым технологическим участком производств. Тогда непонятно, какие могут быть претензии к Геолкому, который решением научно-технического совета от 30 марта 1999 года признал полигон техногенным месторождением минерального сырья?

Год спустя распоряжением Кабмина, подписанным тогдашним премьером Виктором Ющенко, ставилась задача «срочно принять меры к обеспечению сохранности в государственной собственности отходов промышленного производства, накопленных на территории техногенного месторождения «Балка Средняя». А как же иначе, если метпредприятиям вздумалось силовыми методами препятствовать реализации результата проведенного Геолкомом конкурса на право геологического изучения и промышленной разработки техногенного месторождения, не дожидаясь вердиктов арбитражного суда.

Еще более фантастической представляется история с покупкой в конце 2000-го — начале 2001-го «Днепроспецсталью» и «Запорожсталью» земельных участков свалки (уже, между прочим, признанной техногенным месторождением) у сельсовета, на чьей территории расположен полигон. Вообще-то решительности отдельных представителей первичного звена местного самоуправления, которая подчас граничит с бесшабашностью, удивляться не приходится. Но чтобы, как говорится, с таким счастьем и до сих пор на свободе…

Поэтому, честно говоря, и не верится в искренность деклараций о соблюдении «законности в разрешении ситуации вокруг шлаковых отвалов», с которым так часто выступают причастные к свалке металлургические предприятия. Ведь сами же заключали договора с разного рода сомнительными фирмами на так называемое планирование отвалов, благословляя тем самым криминальные схемы хищнической добычи скрапа. Одна только история «Днепроспецстали» чего стоит.

В 1998 году завод на своем участке полигона создает цех по переработке скрапа, закупив для него оборудования на 3 млн. долл. В 2000-м это подразделение ликвидируется. Зато два года спустя предприятие объявляет тендер на разработку шлаковых отвалов, заявляя, что в нем примут участие и свои специалисты. Зачем, спрашивается, нужен какой-то конкурс, если завод вполне способен разрабатывать отвалы самостоятельно? Или все же не способен? Поскольку в 2005 году «Днепроспецсталь» целиком передает свой участок на свалке в аренду одной из фирм. Правда, ненадолго. Через два месяца завод инициирует расторжение договора с изящной формулировкой — «в связи со сменой собственника».

Сейчас же, поговаривают, «Днепроспецсталь» вновь намерена запустить комплекс по переработке шлаков в балке Средней. Вроде бы одна зарубежная компания уже и оборудование поставила. Его стоимость на этот раз — порядка 5 млн. долл.

Что ж, может, и вправду у богатых свои причуды. В конце концов, это их право. Пусть чудят. Только, чур — сами для себя.