UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХАРЬКОВСКИМ ДОЛЖНИКАМ ГРОЗИТ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ?

Харьков в ожидании. После сообщения о том, что злостных неплательщиков за коммунальные услуги будут переселять из их многокомнатных квартир в однокомнатные малогабаритные, ситуация оживилась...

Автор: Антонина Мазница

Харьков в ожидании. После сообщения о том, что злостных неплательщиков за коммунальные услуги будут переселять из их многокомнатных квартир в однокомнатные малогабаритные, ситуация оживилась. Для этого горисполком якобы намерен закупить самые дешевые однокомнатные квартиры на окраине города, а теперешнее жилье должников продавать, чтобы таким образом рассчитаться с коммунальщиками. В мэрии говорят, что это последняя возможность заставить людей платить. А пока 70 тыс. харьковчан в этом году не заплатили ни единой копейки за потребленное тепло. Долг тепловикам в 90 млн. гривен ставит отопительный сезон под угрозу.

Горожане, многие из которых живут без зарплат, идею переселения встретили без восторга. Мария Денесенко, работница моторостроительного завода, на вопрос, что думает о переселении, отреагировала крайне эмоционально:

— Это элементарное скотство. Да, плачу не за все услуги. Нет денег. Пусть отдадут мне мои 4,5 тыс. рублей, что остались на сберкнижке, и выплатят 5 тыс. гривен не заплаченной зарплаты, а потом ведут разговор о переселении.

Ирина Ильченко, услышав о возможном переселении, расстроилась:

— Сейчас не работаю, не могу устроиться. Живем с мамой на ее пенсию. Чтобы как-то выкрутиться, подрабатываю консьержкой в одном из домов, получаю 50 гривен, кроме того, собираю и сдаю пустые бутылки. Жить не на что, наступает осень — время заготовки на зиму продуктов, так берем что подешевле, и все равно выходит дорого. Картофель покупаем размером с горох, его даже чистить нельзя, такой маленький. За квартиру платим с задержками.

Андрей Тищенко убежден, что переселение — не выход, и вначале нужно улучшить материальное положение пенсионеров:

— Тысячи людей стали нищими. Разве можно прожить на пенсию? Сегодня очень часто можно услышать: стариков должны содержать дети. Мы не лентяйничали, всю жизнь трудились. Пусть вернут нам наши украденные сбережения. Недавно как подачку ткнули нам по 50 гривен. Так за своими вкладами люди записывались, составляли списки, ходили отмечаться, месяцами не могли в Харькове получить эти деньги. За что такое унижение, издевательство? Ведь в очередях заставили стоять не 20—30-летних, а тех, кому под 70—80 лет. А старики стояли и в очередях обсуждали, куда направить эти деньги, — на уплату за квартиры. Мы еще и платим!? Если бы разрешили с замороженных сбережений рассчитываться по коммунальным платежам, многие бы и на год вперед заплатили, а лишать заработанных квартир — это неправильно. Многие, чтобы получить эти квартиры, в очередях по 15—20 лет стояли.

Светлана Мирошниченко настроена не так агрессивно. За квартиру ее семья рассчитывается своевременно, хотя платежи все растут и растут, и делать это становится все труднее. По мнению Светланы Николаевны, упор надо делать на поиск возможностей снижения тарифов, а уже потом думать о наказании. Хотя ситуация, по ее мнению, неоднозначна:

— Отселять надо, но злостных неплательщиков, тех, которые могут платить, но не хотят. Из-за них все беды. Сейчас в подъездах ничего не ремонтируют, подметают раз в месяц. Это обидно тем, кто платит. Тарифы высокие, но плюс к ним мы оплачиваем охрану подъезда из своих средств. Те, у кого есть деньги, говорят: «Не будем платить, а что они нам сделают?» Нет закона, который бы заставил их платить. А что происходит со льготами и субсидиями. Мои соседи пользуются имя, живя вдвоем в трехкомнатной квартире, их сын сегодня в России, хорошо зарабатывает, родителям помогает. А этажом выше, в такой же квартире — семья из четырех человек: пенсионерка с дочерью, у которой двое детей-школьников, так им субсидии не положены, почти год назад им свет отрезали за неуплату, а теперь еще могут и переселить?

Подготовка к зиме в коммунальной сфере Харькова началась с наступлением первых теплых дней, еще весной. Благо, прошлый отопительный сезон прошел без сбоев и аварий. Начать-то начали, но, когда в хозяйстве нехватка средств, сильно не разгонишься. Анатолий Пономарев, начальник жилищно-коммунального хозяйства области, считает:

— Сегодня практически за все услуги, предоставляемые населению, мы получаем меньше средств, чем расходуем. И, тем не менее, не стремимся повышать тарифы. Нередко эта разница погашается за счет зарплаты работников жилкома. Иными словами, решение одной проблемы за счет возникновения другой вряд ли можно считать выходом из сложившейся ситуации.

По признанию начальника управления, сегодняшняя позиция коммунальщиков заключается в том, чтобы снизить тарифы на свои услуги. Как это было в конце января этого года, тогда тарифы на отопление 1 кв. метра были уменьшены в Харькове для населения на 10 копеек, а подогрев 1 куб. метра холодной воды — на 30 копеек.

Война за оплату потребленного тепла в Харькове длится весь год, и проигрывают ее пока тепловики. Радикальнейшей мерой казалось отключение должников от тепла и горячей воды, но ситуацию это не изменило. Антимонопольный комитет запретил теплосети отключать дома, где хотя бы один жилец своевременно рассчитывается за эти услуги. Владимир Шумилкин, мэр Харькова, утверждает, что нынешнее законодательство слишком мягкое, бороться за проплаты населения в таких условиях непросто:

— Мы сегодня максимально используем все возможности, но по некоторым позициям закон должен давать больше прав и должен более жестко спрашивать оплату за потребленные услуги. Пока у поставщиков тепла есть лишь одна возможность воздействия на должников — обращения в суд. По итогам прошлого отопительного сезона было подано 40 тыс. исков. Четвертая часть рассмотрена, 600 тыс. гривен удалось вернуть. Из 24 миллионов.

Переселение... У вас имеются другие предложения? В доме, где вы живете, наверняка есть одинокие старики, которые занимают двух-трехкомнатные квартиры (и зачастую владельцами этих квартир числятся другие, вполне работоспособные люди). Вам не нравится предложение переселять их в более скромное жилье? Нет проблем — оплачивайте их счета. Лично я тоже не в восторге от подобных вариантов. И мы будем предлагать, когда ситуация с платежами относительно прояснится, выделять из городского бюджета дополнительную компенсацию некоторым из тех, кто сегодня не имеет на нее права. Но такая компенсация, по оценкам специалистов, будет предназначена лишь пяти-семи процентам горожан. Пока же будем взывать к сознательности. Донецкие власти не без успеха прибегают к помощи руководителей предприятий, на которых работают должники. В странах Балтии справились с подобными проблемами за год — переселяя злостных неплательщиков. Практика показывает, что потенциал оплаты у харьковчан есть.

Харьковские правозащитники считают, что принудительное переселение должников из многокомнатных квартир в однокомнатные противоречит Конституции Украины. Они советуют тем, кого все-таки переселят, обращаться в суд. Вместе с тем правозащитники констатируют: неплательщики тоже неправы.

Из политических сил открыто свое мнение высказали пока лишь социалисты и коммунисты — они категорически против переселения и готовят акции протеста.

Алла Александровская, депутат Верховной Рады, лидер харьковских коммунистов, заявляет:

— Мы будем привлекать внимание горожан к позиции мэра, депутаты горсовета сделают соответствующие заявления, а я намерена подать депутатский запрос, чтобы мэр объяснил, на чем основано это его предложение, как он собирается его реализовывать и как это стыкуется с положениями Конституции Украины? Три созыва Верховной Рады голосовало против проекта Жилищного кодекса, который создавал предпосылки выселения людей. Мэр должен быть озабочен увеличением доходной части городского бюджета, чтобы решить все социальные проблемы города и горожан, но подходить к проблеме только с одной позиции — «выдавить» деньги из жителей, не думая о том, сколько рабочих мест создается в городе, как мэрия способствует их созданию. Это недопустимо. Мэр — представитель народа, живущего в городе, его избрали люди, чтобы он решал их проблемы, представлял их интересы. С чьих же позиций он выступает по этому вопросу?

Валентин Дулуб, заместитель харьковского губернатора, так прокомментировал заявление мэра:

— Я считаю, что на сегодняшний день городская власть должна использовать все законные способы для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность коммунальных предприятий. Переселение — это одна из самых крайних мер, на которые город готов пойти. Надо, чтобы мы привыкли, — за все, что потребляем, следует платить. Если мы придем в магазин, нам буханку хлеба в долг никто не даст, а коммунальные услуги кто-то получает в долг, я считаю, это неправильно. Городу надо этот узел долгов за коммунальные услуги разрубить, а для этого может быть кое-кого надо отправить и за черту города. Были самые трудные времена в жизни страны, мы их переживали, когда сплачивались вместе, вокруг идеи, вокруг конкретных лиц. В этом случае, я думаю, город должен сплотиться вокруг мэра. Надо вместе решить проблему. Может, не за счет отселения, но тогда найти другой способ, провести по этому поводу общественные слушания, узнать, что предлагают люди. Есть ведь проблемы и со сбором платежей, когда человек стоит по полдня в очереди, чтобы заплатить за коммунальные услуги, потому что у нас мало мест, где их можно оплатить, есть вопросы и к работе коммунальных служб. Люди не настолько виноваты, не настолько безответственны, как мы хотим это представить. Другое дело, что мы не можем достучаться до них, не умеем с ними нормально работать. С одной стороны, я поддерживаю то, что город хочет навести порядок, а с другой — думаю, что до столь жестких мер все-таки не дойдет.

Итак, вопрос — что делать и как быть с неплательщиками — остается открытым. Варианты решения предполагается рассмотреть на ближайшей сессии горсовета. А начало отопительного сезона приближается, и если харьковчане не захотят расплатиться с долгами, то, как заявляют власти, тепла в квартирах может и не быть…