UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОРОД ПОГАСШИХ ОГНЕЙ

Тридцать лет назад здесь были необозримые свекольные поля. Но гидростроевцам, возводившим на Днестре каскад ГЭС, нужно было куда-то привезти семьи, где-то по-человечески жить, учить детей...

Автор: Светлана Исаченко

Тридцать лет назад здесь были необозримые свекольные поля. Но гидростроевцам, возводившим на Днестре каскад ГЭС, нужно было куда-то привезти семьи, где-то по-человечески жить, учить детей. И вблизи гидроэлектростанций вырос город. Не мудрствуя лукаво, его назвали Новоднестровским.

В его первых высотных домах смонтировали экспериментальные лифты. Они сразу же поломались. Но жители огорчились не очень: Новоднестровск был городом молодых и сильных романтиков. К тому же никто не знал, как ремонтировать эти лифты — произведение буйной фантазии конструкторов. О них просто забыли. А сейчас вспомнили — юность и романтика прошли, подниматься по ступенькам стало трудно. Но еще труднее найти 60 тыс. грн., чтобы запустить наконец давно сломанную технику.

Впрочем, лифты — честно говоря, сущий пустяк в массе проблем самого молодого города страны.

Почти у всех домов Новоднестровска плоские крыши. Их срочно нужно менять на шатерные, необходимость в которых особенно остро ощущается в сезон дождей и снега. Горсовет даже принял специальное решение по этому поводу, но не хватает средств воплотить его в жизнь. Только за жилищные услуги жильцы задолжали 400 тыс. гривен, что для маленького Новоднестровска — колоссальная сумма.

У городских коммунальных служб нет никакого механизма действенно повлиять на должников. Зато газовики с должниками не церемонятся. На нескольких многоквартирных домах появились объявления об их отключении от газоснабжения за неуплату. Жильцы в отчаянии, ведь многие отрезали батареи центрального отопления и поставили экономные газовые конвекторы. В случае отключения придется обогревать квартиры электрокаминами. Но, как ни парадоксально, с электроэнергией тоже трудности. (Между прочим, и с водой тоже, хотя город стоит на одной из самых полноводных рек Европы. Испорченный водопровод никак не дождется ремонта.)

Окруженный двумя мощными гидроэлектростанциями Новоднестровск прежде утопал в электрическом свете. Местные поэты во времена вдохновения любили называть его «городом сияющих огней». Он в самом деле светился как новогодняя елка, днем и ночью. Везде мерцали голубые вспышки газосварки. Сегодня же с наступлением сумерек город окутывает непроглядная тьма. Улицы освещаются фарами одиночных авто и несколькими рекламными вывесками. Малый и средний бизнес здесь развивается вяло. А крупный практически заглох.

О том, как пришли в упадок местные плодоконсервный, хлебный заводы, огромная организация «Днестргэсстрой», можно писать детективы. Правда, без ответа на главный жанровый вопрос: «Кто виноват?» Не родились еще вульфы и холмсы, способные отыскать истину в банковских счетах и бумажных кипах многочисленных дел о банкротстве. Зарабатывать деньги в Новоднестровске практически негде. Город, естественно, ощутимо опустел и по количеству жителей сейчас похож на большое село. Люди сначала бастовали, писали письма-призывы в Черновцы и Киев, требуя если не работу, то хотя бы зарплату, не выплаченную почти за год тяжелого труда. Но потом поняли, что все эти митинги напрасны. Немало квалифицированных строителей (а это наиболее распространенная в Новоднестровске профессия) поехали трудиться над обновлением столицы, сооружали знаменитую президентскую дачу в верховинских горах. Кому посчастливилось — нашли работу за границей. Но готовы бросить ее в любой момент и вернуться на строительство Новоднестровской ГАЭС, ради которой когда-то и приехали на эти днестровские склоны. Но необходимого для запуска станции финансирования у государства нет, и никто никого на долгострой не зовет.

Объемы промышленного производства в городе настолько малы, что перебои в последнее время в работе только бетонного завода сразу же снизили их на 20 процентов. Чтобы как-то вдохнуть жизнь в полузастывшую промышленность и такой же городской бюджет с двухмиллионным дефицитом, руководство Новоднестровска намеревается взять на свой баланс, привести в порядок и запустить чулочную и трикотажную фабрики. А то получается, что едва ли не все предприятия, находящиеся еще на территории города, ему не принадлежат, поскольку считаются за райцентром Сокиряны. Там оседают и налоги.

А недавно над Новоднестровском нависла настоящая беда: он может потерять последний свой надежный налоговый источник — днестровские гидростанции. У Минтопэнерго есть серьезные намерения реализовать президентский указ двухлетней давности об объединении двух мощных энергетических компаний на Днепре и Днестре в единую Национальную акционерную компанию «Укргидроэнерго» и повысить таким образом эффективность управления гидроэнергетикой страны. В Черновцах проанализировали последствия этого объединения и с ужасом поняли, что они больно ударят по и так бедному Новоднестровску (а заодно и по области), который потеряет, по мнению аналитиков, почти 40 процентов товарной продукции, в полном объеме — местные налоги и сборы, а также гарантии осуществления инвестиционных проектов на сооружении второй очереди ГАЭС, поскольку его социальная сфера полностью завязана на темпах и объемах строительства этой станции.

Выслушав аргументы буковинских чиновников, в столице решили вопрос временно свернуть, оставив город с налогами, а гидроэнергетику — с проблемами.

Но даже налоги не решают все вопросы. Новоднестровск как будто считается городом еще и областного подчинения, однако до сих пор нет многих необходимых городских структур. Например, все денежные операции должны вестись только через отделение Госказначейства, а его нет. Нет и филиала Пенсионного фонда, что создает страшные неудобства для пенсионеров, которых здесь почти полторы тысячи. Каждый раз они вынуждены ехать в райцентр за 25 километров. Так же должны делать и те, кто хочет посмотреть областное телевидение, поскольку в Новоднестровск из Черновцов не доходит сигнал. Городскую газету, если продолжать тему, тоже давно не видели. Ситуация похожа на информационную блокаду. Чтобы ее исправить, мэрия запускает коммерческое радио и покупает для города отдельный телеканал.

А еще город на Днестре, куда летом приезжают отовсюду на отдых, мечтает о своем пляже. Он есть, однако официально размещен на территории соседнего сельсовета, который, при таком раскладе бумажных дел, должен о нем заботиться. Но пляж очень заброшен, у него нет необходимых служб, в частности и спасательной станции. Там постоянно происходят трагедии. Днестр — быстрая и глубокая река, нетрезвых шуток и неосмотрительности не прощающая. Город готов привести пляж в порядок, но, оказывается, не так просто изменить городские границы.

Вообще, здесь идеальные места для отдыха. Леса, горы, река, где водится даже форель. Новоднестровск вполне мог бы стать туристической Меккой, особенно для тех, кто любит рыбалку, экстрим и путешествия с погружением в историю. Вокруг — сарматские курганы, старинные пещерные монастыри. Кроме схимников, их облюбовали столичные бонзы с громкими фамилиями и высокими должностями. К сожалению, они строят только для себя дачи-дворцы, чешуйчатые черепичные крыши которых не в состоянии скрыть даже верхушки деревьев. Туристическую же инфраструктуру строить некому.

Можно было бы, конечно, привести зарубежного инвестора, но беда в том, что его негде поселить. Гостиница не готова принимать гостей, тем более иностранных. Из-за этого недавно болела голова у черновицких чиновников из облгосадминистрации, на которых возлагалась организация украинско-молдавской встречи на правительственном уровне по до сих пор несогласованным вопросам демаркации международной границы на днестровском фарватере. По протоколу члены делегаций должны были проживать в Новоднестровске, да еще и в одном помещении, с соответствующим уровнем комфорта. Но в назначенное время встречи не произошло: все силы МИД бросило на российскую дамбу возле Тузлы. Есть время (и, пожалуй, немалое) привести гостиницу в порядок.

— Наш город молодой. А всему молодому нужна поддержка, — говорит мэр Новоднестровска Анатолий Болдашев, которому новоднестровцы вторично доверили возглавлять городской совет. — Мы на нее надеемся, но и сами не сидим сложа руки. Вот открыли филиал Черновицкого национального университета. Пока только заочное отделение, но в следующем году для трех тысяч студентов заработают пять факультетов со стационарной формой обучения. На этот филиал город возлагает большие надежды.

Возможно, теперь молодежь не будет оставлять Новоднестровск. И здесь снова будут рождаться дети. Когда-то в современное, с хорошими специалистами родильное отделение городской больницы ехали рожать женщины из соседних сел и даже из райцентра. Сегодня же держать целое отделение экономически нецелесообразно: на месяц приходится только пять рожениц. Их везут в Сокиряны...

Эпоха романтиков, тридцать лет назад породившая на свекольных полях новый город, прошла. Эпоха прагматизма не очень охотно вписывает его в свои реалии. Но Новоднестровск не хочет чувствовать себя пасынком времени. Особенно сейчас. Хотелось бы идти в обещанное когда-то светлое будущее.