UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ГАЗЕЛЬ» ОБРЕТАЕТ НОВУЮ ПРОПИСКУ

Разрыв привычных экономических связей «положил на лопатки» большинство крымских предприятий, и е...

Автор: Лариса Кондратенко

Разрыв привычных экономических связей «положил на лопатки» большинство крымских предприятий, и если кто-то где-то еще жив, это справедливо считается заслугой руководителя: сумел, вопреки обстоятельствам, производство обеспечить, коллектив сохранить. Прошлого, естественно, не вернуть, а потому будущее за теми, у кого полнокровное настоящее. Одно из таких предприятий - акционерное общество «КрымавтоГАЗсервис» - выросло сегодня на окраине Симферополя, где начинаются лавандовые плантации и бесконечные поля смыкаются с горизонтом.

Четыре года назад здесь появилась станция технического обслуживания легкового транспорта, производимого Горьковским автомобильным заводом. Денег под строительство не было, их могла дать только коммерция, и скоро станция превратилась к технико-коммерческий центр Горьковского автозавода. Завод поставлял «Волгу», центр реализовывал автомобили, а выручку вкладывал в строительство и расширение производства. Дело попало в надежные руки, за 1 год и 8 месяцев предприятие было построено. Появились цеха, склады, а с ними - возможность разгрузить Агропром, забрав у него все, что было связано с Горьковским автозаводом, - агрегаты, запчасти, грузовые автомобили.

Когда на далекой Волге началась приватизация, технико-коммерческий центр стал акционерным обществом, одним из подразделений Горьковского автозавода. Учредителями, кроме базового предприятия, стали Заволжский моторный завод и Фонд госимущества Крыма. Сегодня Горьковский автозавод уже полностью приватизирован, остановка - за АО «КрымавтоГАЗсервис», запоздавшим по причине нелепого крымского моратория на приватизацию, к счастью, наконец отмененного. Горький торопит: приватизируйтесь немедленно, а иначе - на вольные хлеба.

Хотя 70 процентов стоимости основных фондов остается в собственности трудового коллектива и только 30 - будет принадлежать автозаводу, пускаться в вольное плавание боязно. Как ни самостоятельно крымское предприятие, даже балансовый отчет не предоставляет волжанам, а прервись эта связь - будет беда: все комплектующие - из России. Правда, Крым имеет право модернизации готовой продукции и, собирая автомобили, старается из каждого «конфетку» сделать. Такая «штучная» сборка резко отличает готовый сверкающий автомобиль от конвейерного варианта. Довести «Волгу» до уровня «люкс» позволяют и многочисленные контракты с фирмами Англии и Америки на ряд услуг и поставок.

Генеральный директор АО «КрымавтоГАЗсервис» Анатолий Лазарев, как всякий независимый руководитель, не ждет милостей от вышестоящих. Он из тех руководителей, отличительной чертой которых является обостренное чувство ответственности. Именно она, эта ответственность, как компас, ведет их по бурной рыночной стихии, заставляя работать на общую идею все, что попадается на пути. Едва, например, гора на семи ветрах была превращена в строительную площадку (после вывоза миллиона кубометров грунта!) и поставлена первая коробка, предназначенная под склад, как директора осенила счастливая мысль: а почему бы «КрымавтоГАЗсервису» не заиметь свою гостиницу?

Полтора года назад эта идея была воплощена в жизнь. И, надо сказать, немало именитых гостей повидали уже стены уютного, тихого, окруженного цветниками пристанища - от поэта-экономиста Евгения Сабурова с командой до в то время кандидата в президенты Леонида Кучмы, тоже с командой. В сравнении с «Волгой» все городские гостиницы выглядят заурядными казенными ночлежками. Неудивительно, что она, как и прочие подразделения «КрымавтоГАЗсервиса», рентабельна и приносит предприятию значительную прибыль.

Так, с помощью крепких, надежных людей, при поддержке премьер-министра крымского правительства Анатолия Франчука и мэра Симферополя Валерия Ермака Лазарев имеет на сегодняшний день в составе АО головную станцию технического обслуживания, базу материально-технического снабжения с огромным оборотом по всей Украине, автосалон с филиалами по Крыму и упомянутую гостиницу, рядом с которой возводится оздоровительный комплекс с тренажерным залом, сауной и бассейном. Есть в его хозяйстве и «дочернее» предприятие - в Керчи. Здесь на базе шасси горьковских автомобилей выпускаются различные спецавтомобили, есть станция технического обслуживания, цеха по ремонту тракторных и комбайновых двигателей, автомагазин. Созданы тысячи рабочих мест с хорошей зарплатой, с дивидендами, динамично развивается производство.

А развивать есть что. Идет интенсивная подготовка к сборке полуторок с легким названием «Газель».

- Принято решение о создании у нас мини-завода по выпуску грузовиков - рассказывает Анатолий Иванович. - В России рынок уже насытился этими автомобилями, но экспорт их в другие страны из-за таможенных сборов обходится неимоверно дорого. Автомобиль же, собранный из российских комплектующих в Крыму, обойдется потребителю на 30 процентов дешевле. Выпуск «Газелей» начинается уже в этом году, планируется собирать до 30 машин в сутки. Насытим Украину, начнем сами на внешний рынок выходить. Причем мы не собираемся только полуторкой обходиться. На шасси «Газели» будем делать и мини-автобусы, и машины для милиции, и «скорую помощь»...

Готовясь совершить новый скачок в освоении автомобильного производства, Лазарев все просчитал наперед и убедился: все комплектующие придется получать из Нижнего Новгорода только на первых порах. А затем - лишь основные узлы и детали: все остальное можно изготавливать здесь, в Крыму. Бывший авторемонтный завод им. Куйбышева, давно уже простаивающий, изъявил готовность выпускать кузова и рамы, евпаторийский завод «Вымпел» - пластмассу и электронику. Есть предложения от феодосийских заводов.

Плюсы от воплощения этой достаточно дерзкой идеи трудно переоценить - тысячи новых рабочих мест на предприятиях, удешевленный, удобный и экономичный автомобиль, нужный любому производству, и пополнение крымского бюджета, тридцатую часть которого уже сегодня обеспечивает «КрымавтоГАЗсервис». «Наша задача, - говорит Лазарев, - показать, что МОЖЕМ, и даже лучше, чем это делают в Горьком». Ну что ж - цели ясны, задачи определены...