UA / RU
Поддержать ZN.ua

Есть у революции цена?

Казалось бы, что общего между революцией и ценами? Люди идут (и едут) на Майдан отстаивать убеждени...

Автор: Зоя Вишневская

Казалось бы, что общего между революцией и ценами? Люди идут (и едут) на Майдан отстаивать убеждения, идеалы, свободу — при чем тут какие-то бренные дензнаки… Только как бы ни был силен дух людей, защищающих право выбора, но и он нуждается в укреплении в прямом смысле этого слова — как минимум бутербродом и горячим чаем. И эти люди (или другие, всеми силами стремящиеся им помочь) направляются в магазин или на рынок за продуктами.

В нынешнем ноябре-декабре совпало много факторов: поднятые несправедливыми выборами сотни тысяч людей, заполонившие столицу, длительное политическое противостояние, горячечная лихорадка валютного курса и в результате волна снятия денег с депозитных вкладов в банках. По Киеву стали гулять слухи о неминуемом взлете цен, причем, как уверяют особо ретивые «глобы», практически на всё. Этому способствовал возросший в последние дни спрос на товары длительного пользования — в магазинах в спешном порядке стали раскупать электронику и бытовую технику.

Так что все-таки происходит с ценами? И готовит ли нам день грядущий (а точнее — будущий год) облегчение кошельков и ежедневных меню?

Спрос нечаянно нагрянет

За столь огромное увеличение количества людей в столице, пусть даже временное, не один работник торговли или частный коммерсант будет еще долго ставить Богу свечи. Такого «вала», даже с учетом приближающегося Нового года и Рождества, они не помнят давно. Но к чести нашего все-таки удивительного города: известную поговорку «Кому война, а кому мать родна» Киев в большинстве случаев опроверг. Несколько крупных сетевых предприятий общепита на Майдане и Крещатике, таких как «Швыдко», «Два гуся», не только не взвинтили цены, пользуясь случаем, а наоборот — снизили их. И все равно остались в выигрыше — благодаря обороту.

По той же причине «приветствуют» оранжевую революцию сотрудники «Картопляной хаты» на Майдане Незалежности: как рассказал мне один из них, за прошедший месяц ребята в буквальном смысле сбились с ног, приседая в течение суток один или два раза, но сумма полученного заработка приятно восхитила, убедив многих в истинности тезиса «по трудам воздастся». И руководству не пришла в голову мысль накинуть гривню-другую на цены. Пока что речь не идет об этом и в приближающемся году.

К слову, в Европе ценовая ситуация перед Рождественскими праздниками складывается как нельзя лучше для потребителей, радуя глаз всевозможными предпраздничными скидками и акциями. Некоторые семьи в течение всего года откладывают довольно крупные покупки, подгадывая их под Рождество и выигрывая на этом около 50, а то и 70% стоимости. Это при том, что уровень обеспеченности их среднестатистической семьи и нашей просто не сравнить. Эту весьма приятную традицию некоторые торговые учреждения пробуют перенести и на нашу почву. В основном это касается крупных компаний с иностранным капиталом, но к ним уже все чаще подтягиваются украинские. Возможно, в декабре 2004-го и киевские витрины пестрели бы объявлениями о скидках и распродажах, да вот, говорят, революция и сопутствующие ей экономические колебания затормозили этот процесс.

Впрочем, «помогли» этому и многие киевляне, все-таки не избежавшие легкой паники. Полки некоторых супермаркетов, особенно с крупами и другими товарами длительного хранения, уже недели две назад заметно опустели, да и на рынках муку, гречку, рис, растительное масло и даже спички разбирают значительно интенсивнее.

Но и среди производителей нашлись, к сожалению, «неевропейцы», посчитавшие возможным использовать сложившуюся ситуацию с максимальной выгодой для себя. В самый разгар событий на Майдане генеральный директор гипермаркета «Макси» в прямом эфире одного из телеканалов поведала о том, что их предприятие получило по факсу письма от поставщиков, в которых сообщается о повышении отпускной цены «в связи с хаосом в стране» (подчеркнуто нами. — З.В.) и предлагается соответственно поднять розничные цены на продукцию. Такие сообщения пришли, в частности, от торгового дома «Сандора» (производителя соков), Крушинского птицекомбината Васильковского района Киевщины (яйца), компании «Фудмастер» (молочная продукция торговой марки «Білосвіт»), «Лакталис-Днепр» (молочная продукция и сыры торговой марки «Президент»), «Донецкпродторг» (овощные и рыбные консервы), «Черниговрыба» и некоторых других. По мнению товароведов гипермаркета, частично оправдано только подорожание молокопродуктов, и объясняется оно уменьшением объемов производства и подорожанием сырья. Остальное — как говорится, на совести производителей, «ловящих момент».

Увы, гражданская позиция и голос директора гипермаркета не были услышаны. Никто из руководителей аналогичных торговых учреждений не пожелал подтверждать эту информацию. То ли не захотели портить отношения с поставщиками, то ли сработал жесткий закон конкуренции. Ведь прекращение поставок в один магазин означает их увеличение в другой...

…В «Мегамаркете» на ул.Сурикова в будний день ажиотажа покупателей не наблюдалось, отсутствия каких-либо товаров — тоже. Но администратор Владимир был не очень словоохотлив, ситуацию комментировать отказался, не объясняя причины. Обронил пару общих фраз о том, что количество продаж в эти дни возрастает, как всегда перед праздником, а цены они не поднимали. В тот же вечер моя соседка, сама того не подозревая, слова администратора опровергла, пожаловавшись, что еще неделю назад она платила за упаковку полуфабрикатных котлет (400 г) на 20 коп. меньше. Впрочем, других подобных примеров найти не удалось: покупатели не всегда запоминают разницу в 20—30 коп., а продавцам вряд ли есть резон сознаваться в повышении цен.

Зато менеджер гипермаркета «Караван» Анна Пробст ничего не пыталась скрывать, скорее, наоборот. Она охотно поведала, что с 10 декабря в их магазине грядет целая волна скидок, в основном на продукцию для праздничного стола: конфеты и подарочные наборы, деликатесы, мясо-молочные продукты, шампанское и некоторые другие алкогольные напитки, елочные игрушки и новогодние аксессуары. Но не только — в перечень скидок попало немало посуды, промышленных товаров. По сравнению с октябрем цены в магазине, заверила она, не увеличились.

В то же время средний руководящий персонал магазина электроники и бытовой техники «Мегамакс» (на той же ул. Сурикова) после моей просьбы прокомментировать ситуацию с ценами бросился чуть ли не врассыпную. Извинившись, один из администраторов сказал, что сам не уполномочен комментировать ситуацию, координат руководства дать не может, да и руководство, он уверен, не станет говорить с прессой на эти темы.

Факт сам по себе красноречивый. Есть что скрывать?

Наличествует еще одна тревожная тенденция: рост цен в одной сфере непременно образует расходящиеся по воде круги, и граждане небеспочвенно опасаются, что следующими «павшими» рубежами могут стать цены на транспорт, коммунальные услуги и проч.

Город не промолчал

На то и существует власть в городе, чтобы в критических ситуациях по возможности защитить интересы своих граждан. Пришлось ли столичным властям напрячься, чтобы сдержать неоправданный ценовой натиск? И да, и нет, считает начальник главного управления по вопросам ценовой политики Киевской городской госадминистрации Василий Яструбинский.

Надо отдать должное «отцам города» — несмотря на огромный приток приезжих в столицу, Киев в принципе удержал ценовую ситуацию на продуктовом рынке стабильной. Те сферы городского хозяйства, которые подведомственны исполнительной власти столицы, в не очень приличном желании погреть руки на революционном подъеме масс не замечены. По результатам мониторинга цен на продовольственных рынках и предприятиях торговли Киева, проведенного 20 ноября, 30 ноября и 7 декабря, цены на основные продукты питания остались неизменными, за исключением молокопродуктов, яиц и мясной группы. Впрочем, объясняет В. Яструбинский, это достаточно характерное явление практически для каждой осени и начала зимы. Тут и сокращение светового дня, на которое реагируют «производители», т.е. птицы и животные, и приближение праздников, когда значительно возрастает спрос. Такие сезонные колебания в розничной сети, оказывается, были даже и в старые «советские» времена. Ну, а на хлеб, крупы, вареные колбасы цены в течение последнего месяца в магазинах оставались практически неизменными.

Несколько иной оказалась ситуация на рынках в смысле традиционного для украинца, да еще перед праздниками, товара — сала и мяса. Обычно в начале зимы в селе массово забивали скот, увеличивалось предложение мяса и мясопродуктов, что влекло за собой некоторое снижение цен. В этом году, констатировал главный ценовой менеджер города, подобного спада не было. Такие продукты, как говядина, свинина, сало, за три недели поднялись в цене на 3—5%.

Готового объяснения, с чем это связано, у киевских начальников нет, но, скорее всего, на ситуацию повлиял как раз повышенный спрос. Ведь для многих митингующих самой желанной едой в «полевых» условиях оказывались как раз хлебушек с салом. Увы, частник-крестьянин не удержался от соблазна немного заработать на спросе. Впрочем, расценить это можно по-разному, в том числе и как некий «взнос» киевлян в дело помощи митингующим. Потому что непосредственных участников митинга те же рынки зачастую кормили бесплатно.

А по поводу нескольких дней ажиотажного спроса на крупы и иные продукты длительного хранения В. Яструбинский высказал большое сожаление. Ажиотаж вызвали, считает начальник управления, непродуманные, мягко говоря, заявления некоторых высоких должностных лиц о том, что в стране сложилась нестабильная ситуация, со дня на день разразится экономический кризис и проч. Обиднее всего, что люди даже не понимают, что, поддавшись необоснованной панике, они просто помогают оборотистым предпринимателям заработать на них лишнюю копейку. Доподлинно «лишнюю» — потому что далеко не все запасы подлежат многомесячному хранению, многое вскоре придется выбрасывать.

Гораздо большую обеспокоенность у городских властей вызвало неоправданное, по их мнению, взвинчивание цен на товары длительного потребления — сложную бытовую технику, компьютеры, мебель, особенно импортного производства. По мнению В. Яструбинского, здесь корни проблемы произрастают из действий Национального банка. Как только предприятия почувствовали проблемы с перечислением средств и покупкой валюты, это сразу переросло в инфляционные ожидания. И производители, пользуясь тем, что наше законодательство практически не регламентирует порядок ценообразования на данную группу товаров, тут же начали закладывать в цену ожидаемый инфляционный курс как доллара, так и евро. Не все, но многие, особенно сетевые магазины, быстро сделали переоценку: цены в них повысились на 5—10, а иногда и до 30 %. Что вызвало многочисленные нарекания, вплоть до обращения к городским властям.

Однако полномочий города для сдерживания и «очеловечивания» этого процесса, увы, недостаточно: ни горадминистрация, ни Государственная инспекция по контролю за ценами, т.е. правительственный орган, не имеют права даже провести мониторинг цен на эту группу товаров, поскольку здесь цены регулируются только спросом и предложением. Проблема вынудила киевского городского голову А.Омельченко обратиться на днях в Антимонопольный комитет с просьбой изучить ситуацию на рынке с тем, чтобы защитить граждан от своеволия торговых организаций. Поскольку действующее законодательство не дает права местным органам исполнительной власти исследовать, контролировать и регулировать цены на товары народного потребления длительного пользования, Киевская горадминистрация считает, что в соответствии со статьей 6 Закона о защите экономической конкуренции поведение субъектов предпринимательской деятельности в данной ситуации можно трактовать как антиконкурентные согласованные действия.

Конечно, вряд ли можно доказать, что торговые организации сели за стол и договорились. Но исходя из результата — новых цифр на ценниках, и не в одном, а в большинстве магазинов, — городские власти и пришли к выводу, что согласованность таки имела место.

Дало ли письмо А. Омельченко такой результат или же послужило оно только толчком, однозначно утверждать трудно. Однако уже подготовлен совместный соответствующий приказ Антимонопольного комитета, Государственной инспекции по контролю за ценами и Госкомитета по стандартизации, сертификации и защите прав потребителей о том, что с 8 декабря начинают работать мобильные бригады, изучающие ценовую ситуацию как раз в разрезе этих групп товаров. Вскоре станет известно, был ли рост цен связан с инфляционным ожиданием, о чем говорил В. Яструбинский, повышением торговой надбавки или же каким-то повышением таможенных цен на новые партии товаров. Последний аспект, кстати, очень неоднозначен, но это тема отдельного разговора.

В письме киевского городского головы выражается настойчивое пожелание, чтобы вследствие действий Антимонопольного комитета цены вернулись к уровню третьей декады октября 2004-го. Впрочем, В. Яструбинский считает, что административными мерами, да еще и в отношении нескольких предприятий, немногого можно добиться. Необходимо, чтобы и правительство, и особенно Нацбанк убедили предпринимателей, что курс гривни имеет все основания стабилизироваться, и чтобы ограничения на покупку валюты были сняты. Тогда здоровая конкуренция вынудит предпринимателей вернуть цены на прежний уровень. В предпраздничный период торговцы смогут получить желаемую прибыль за счет увеличения объемов реализации. А нынешние действия, направленные на дестабилизацию, не принесут пользы никому. Более того, могут обернуться ощутимыми убытками.

Зато киевляне, волновавшиеся по поводу цен на проезд и жилищно-коммунальные услуги, могут расслабиться и спокойно встречать Новый год. Василий Яструбинский заверил, что в ближайшее время все тарифы останутся неизменными. Да, городской бюджет недополучает от этого значительные суммы, необходимые для обслуживания того же автобусно-троллейбусного парка и коммунального хозяйства. И в конечном счете от этого страдают все столичные жители, не получая услуг надлежащего качества.

И потому оба вопроса останутся актуальными в следующем году, и Киевсовет к ним вынужден будет вернуться. Но пока что (как минимум, в течение первого квартала) они пребывают «на точке замерзания». Зима все-таки…