Бытовые светильники отечественного производства сохраняли позиции на украинском рынке до 1994 года. И хотя полукустарное азиатское производство светотехники к тому времени уже приобрело широкий размах, но эта продукция еще не успела захватить украинский рынок. Начиная с 1995-го светильники для жилья с ярлыком «Made in Ukraine» заметно теряют позиции. Дешевые импортные средства освещения идут к нам неудержимым потоком. И огромное предприятие, один из гигантов бывшего Советского Союза — ОАО «Ватра» — последовательно «сдает» этот сегмент рынка: с 30—40 процентов в 1992—1993 годах скатывается до 5 процентов на рубеже 2001—2002-го.
А поскольку доминируют чужие бытовые светильники, то следующий ход —приход из-за границы комплектующих к ним. В настоящее время в Украине почти остановилось производство стекла, патронов из фарфора и других деталей. И, пожалуй, неудивительно, что нынешним приоритетом «Ватры» является выпуск осветительной техники для шахт, карьеров, объектов сельского хозяйства, улиц, стадионов...
Таким образом, рынок бытовых светильников для бывшего лидера в их производстве, считайте, потерян. В общей торговой сети изделий «Ватры» становится все меньше и меньше. Единичные фирменные магазины — словно болезненное воспоминание о широком ассортименте средств освещения, не выдержавших конкуренции. Но почему же украинский «свет» вышел из игры?
Дешевые бытовые светильники из Турции, Китая, Вьетнама, захлестнувшие Украину, рассчитаны на лампы накаливания. Их конструкция примитивно проста, а световой эффект очень низок. Это одна из основных причин дешевизны. Но именно она привлекает украинского потребителя.
Между тем большинство развитых стран используют энергоэкономную технику освещения. Судите сами — шесть-семь осветительных приборов с экономичными газоразрядными лампами потребляют столько же электроэнергии, сколько один с традиционными для нас лампами накаливания. Очень жаль, что таких современных светильников в украинских домах лишь 2—3 процента.
Даже скупые статистические данные могут о многом рассказать. Сейчас в Украине для освещения помещений используется почти 45 млн. штук светильников. Они ежегодно «съедают» около 6 млрд. КВт · ч электроэнергии, то есть почти всю, произведенную одним энергоблоком мощностью 1 млн. кВт. И поэтому экономия электроэнергии для освещения, прежде всего жилья, приобретает особое значение.
В производстве энергоэкономных средств освещения «Ватра» имеет все шансы конкурировать с импортным ширпотребом. Ее светильники обеспечивают до 30—40 процентов экономии электроэнергии по сравнению с распространенными в настоящее время приборами. Президент ОАО «Ватра» Роман Яремчук утверждает, что «в государстве нужно прежде всего изменить философию освещения и широко внедрять энергосберегающие технологии в быту — чтобы украинское население уходило от практики разбазаривания электроэнергии. И вместо того, чтобы просить у ЕБРР деньги на достройку компенсирующих мощностей на Ривненской и Хмельницкой АЭС, можно экономить на технологиях освещения».
Трудно в это поверить — ведь рынок потерян! — однако специалист с карандашом в руках доказывает, что «Ватра» может в достаточном количестве выпускать эффективную осветительную технику. А экономия от ее применения — год работы одного энергоблока-миллионника.
Однако украинские производители светотехники не позаботились об освещении своей деятельности. Они до сих пор не разработали собственную рекламную политику как составную часть маркетинга. Рекламы перспективных «ватровских» светильников не найдете даже в местной прессе, не говоря уж об общенациональных каналах телевидения или радио. Кроме того, тернопольской «Ватре» или львовской «Искре» стоит поработать и над современным внешним видом бытовых светильников. Ведь с устаревшим, «кувшинчиковым» дизайном рынки не вернуть.
Кроме того, трудно утверждать, что существует государственная поддержка производства энергоэкономного освещения. Да, Национальная программа энергосбережения в Украине работает, но она привязана к средствам, ежегодно закладываемым в госбюджете для Государственного комитета по энергосбережению. А объемы вливаний в этот локомотив энергетической безопасности государства зависят от индивидуальной воли, понимания его важности отдельными чиновниками Минфина, народными депутатами, депутатскими группами и фракциями.
Заместитель начальника управления промышленности, энергетики, транспорта и связи облгосадминистрации Лев Каминский напомнил позабытую идею:
— На Тернопольщине, не имеющей собственных генерирующих источников, можно реализовывать пилотные проекты энергоэкономного освещения, поскольку здесь есть уникальные возможности для объединения науки с производством — в Тернопольском государственном техническом университете имени Ивана Пулюя открыта учебная специальность «Светотехника и источники света», исследовательские лаборатории, а в городе — два известных производителя светотехники — ОАО «Ватра» и СП «Ватра-Шредер». Но этот потенциал почти не используется. Вскоре будет работать лишь один проект уличного освещения в городе. Кроме того, за последние два года удалось осветить энергоэкономными средствами по 13—16 учреждений бюджетной сферы области. Этого явно мало. Причина? Средства.
Государственные органы как бы и признают, что для электроэнергетики нужно разработать суровые правила игры и заставить придерживаться их всех потребителей. Однако на практике что-то не заметно стремление навести хотя бы элементарный порядок. Где просветительские программы по экономии энергоресурсов для населения и вместе с тем широкое внедрение приборов учета высокого класса точности, в частности электронных счетчиков, не позволяющих воровать электроэнергию? К примеру, у бытовых потребителей Тернополя их установлено не более сотни.
Президент «Ватры» Роман Яремчук не исключает и возможность введения льготных тарифов на электроэнергию для населения, если оно будет использовать энергоэкономные средства освещения. Но ясно одно: без системных стимулов для подъема национального производства светотехники любые единичные меры долго будут выглядеть детским лепетом...