Для подготовки «Стратегии экономического развития Донецкой и Луганской областей» Центр экономической стратегии изучал последствия российской агрессии для региональных экономик. Ниже мы подытоживаем вызовы, которые уже стали реальностью для Востока Украины и с которыми могут столкнуться другие регионы в случае эскалации. Этот опыт может быть полезен как местным властям, так и частным предприятиям.
Мы предлагаем регионам рассмотреть экономические последствия военной агрессии РФ на Донбассе по нескольким базовым направлениям и ответить на три основных вопроса.
- Является ли эта опасность существенной для нашего региона/громады в случае эскалации?
- Что можно сделать заранее для минимизации последствий и во сколько это обойдется?
- Как выходить из ситуации в случае реализации риска?
Это несложное упражнение поможет вам не только определить степень опасности, но и разработать по крайней мере предварительный план действий на случай кризиса.
Цепочки стоимости, торговля и промышленность
Из-за вооруженной агрессии РФ Донецкая область потеряла 40% промышленности, Луганская — 70%.
Были разрушены многие цепочки стоимости как в регионе, так и в Украине. Донецк и Луганск — важные рынки для фермеров и малых предприятий региона — остались под временной оккупацией.
Многие предприятия осталось без заказов и спроса на свою продукцию или без доступа к необходимому сырью и материалам.
Из-за боевых действий на промышленных предприятиях и инфраструктурных объектах могут происходить аварии. Особо опасны аварии на накопителях промышленных отходов.
Риски:
- отсутствие спроса на продукцию градообразующих предприятий, важных для региона отраслей;
- дефицит сырья для стратегических предприятий или важных для региона отраслей;
- техногенные катастрофы в случае аварий.
Сельское и лесное хозяйство
Масштабный разлив и сгорание горюче-смазочных материалов загрязняют почвы, вплоть до выведения из оборота части сельскохозяйственных земель. На землях размещают фортификационные сооружения, их минируют. Кроме экономических последствий, это создает узел юридических вопросов, в частности с налогообложением.
Война усложняет либо делает невозможной роботу лесохозяйственных предприятий и служб по чрезвычайным ситуациям. А значит, лесные пожары становятся более опасными.
Риски:
- загрязнение или разрушение почв до состояния, непригодного для сельскохозяйственного использования;
- размещение фортификационных сооружений и минных полей (физический риск для населения, появление юридических вопросов по земельному налогу для бизнеса и местной власти);
- опасность лесных пожаров.
Энергетика
С падением промышленности снижается потребность в электроэнергии, что приводит к разбалансировке систем и росту стоимости распределения. В ходе боевых действий были физически повреждены электрические сети. Возникали серьезные перебои с поставкой угля на мощности генерации из-за потери источников антрацита и проблем с железнодорожной логистикой.
Риски:
- разбалансировка системы поставок и подорожание услуг распределения электроэнергии;
- проблемы с поставками энергоносителей для производства электроэнергии;
- перебои в поставках электроэнергии на ключевые стратегически важные для области предприятия, объекты инфраструктуры, в энергообеспечении крупных городов;
- кризис неплатежей.
Водоснабжение
КП «Компания «Вода Донбасса» обеспечивает водой 289 населенных пунктов. Основной водопровод проходит через временно оккупированную территорию. Это ставит подконтрольную часть Донецкой области в жесткую зависимость. Кроме того, в местах разрушения инженерных сетей питьевую воду сложнее дезинфицировать, а неочищенная питьевая вода может содержать патогенные вирусы и бактерии.
Риски:
- зависимость части территории региона от одного источника водоснабжения, который потенциально может быть перекрыт;
- необходимость быстро обеспечить альтернативным водоснабжением ключевые предприятия, крупные города;
- снижение качества питьевой воды и появление в ней патогенных бактерий;
- кризис неплатежей.
Транспортная инфраструктура
Линия разграничения в Донецкой и Луганской областях разорвала важные транспортные артерии, а также оставила регион без авиасообщения. Регион не только потерял свое транзитное значение, также значительно усложнилась логистика между населенными пунктами внутри областей и связь с остальной Украиной. Мариупольский морской порт пострадал от снижения грузооборота не только из-за региональных проблем, но и из-за строительства Керченского моста.
Риски:
- изоляция части региона, где расположены крупные города, предприятия или стратегические объекты;
- изоляция части региона, где расположен важный транспортный узел (порт, аэропорт, важная развязка и т.п.);
- усложнение военной логистики и/или эвакуации населения из-за разрушения транспортных артерий;
- значительное подорожание логистики для всех субъектов хозяйствования.
Человеческий капитал
Периоды военно-политических кризисов разрушительны для человеческого капитала, сейчас речь идет даже об угрозе депопуляции отдельных населенных пунктов близ линии разграничения. Физическая опасность и угрозы здоровью — одни из ключевых факторов миграции. В обеих областях высокоспециализированные больницы остались за линией разграничения, и люди не имеют доступа к качественной медпомощи.
Проблемой Луганской и Донецкой областей стала безработица, намного более высокая, чем на остальной территории страны. При этом оставшимся в регионе бизнесам не хватает квалифицированных кадров из-за дисбаланса на рынке труда.
Многие люди стали вынужденными мигрантами. Им надо где-то поселиться, а в областях новое жилье почти не строится, старый фонд не ремонтируется. Этим людям нужна работа. Обеспечить ее сверхсложно в условиях высокой безработицы, потери рынков сбыта и падения производства.
Риски:
- физическая опасность для людей и усложненный доступ к медицинским услугам;
- резкое сокращение квалифицированных трудовых ресурсов с одновременным ростом безработицы;
- физическое повреждение жилья;
- необходимость разместить и трудоустроить многих внутренне перемещенных лиц.
***
Мы надеемся, что Украине никогда не понадобится воплощать в реальность план «Б», но считаем, что лучше иметь возможность подготовиться к негативным сценариям на базе уже существующего и весьма болезненного опыта.
Больше статей Мирии Репко читайте по ссылке.