Космонавты говорят, что Украина ночью чернее черного, в отличие от Европы, которая в темное время суток вся в огнях.
Не знаю, как там космонавты, но каждый нормальный водитель не любит ездить по украинским дорогам с наступлением сумерек. В особенности — по населенным пунктам, когда слепят фарами встречные автомобили. Наши города и села в такое время суток будто покрыты непроницаемым войлоком, на фоне которого неразличимы фигуры людей. Улицы практически не освещены: фонари разбиты, сети изношены, провода порваны — словом, темень. Оттого и аварии, а следовательно, и повышенный уровень опасности как для пешеходов, так и для водителей.
Казалось бы, неужели так сложно — осветить улицы? Оказывается, да. Не случайно вопрос о восстановлении электрических сетей внешнего освещения населенных пунктов Хмельницкой области так и не голосовался на последней сессии Хмельницкого областного совета как не подкрепленный финансово. Поскольку деньги нужны немалые, и эти деньги должны выделяться из местных бюджетов. А где их там взять?
Может, и не нужно искать? До освещения ли улиц, когда еще столько дыр необходимо заткнуть? Так что пусть фонари не мигают, а попросту погаснут, терпеливо дожидаясь праздника на своей улице. Пардон, света на своем столбе.
В областном совете и обладминистрации все же рассудили иначе. Область — транзитная: почти все дороги из Киева в страны Европы пролегают через Хмельнитчину. Ну разве не стыдно, что область, где работает Хмельницкая АЭС, встречает транзитных путешественников (о своих не будем, они привыкли) сплошным мраком? Нехорошо это, не по-европейски. И даже и не по-нашему, поскольку и у нас бывали лучшие времена, когда освещались не только города, но и села. Хотя бы те, что вблизи трасс.
«Движение к свету» началось еще в прошлом году. В области было освоено свыше 4 млн. грн., выделенных на реконструкцию существующих и строительство новых электросетей, установку счетчиков, оснащение улиц и дорог искусственным освещением. В Красиловском и Каменец-Подольском районах для этого даже привлекали средства частных предпринимателей и малых предприятий. В областном центре, кстати, частникам вменяется в обязанность освещать территорию возле своего учреждения.
Но то было лишь начало. На восстановление и модернизацию уличного освещения в этом году требовалось хотя бы 15 млн. грн. И уже в первом квартале активно велись работы. Сдерживала их лишь нехватка финансирования.
Хорошенько пошарив по бюджетным сусекам и ничего лишнего там не найдя, решили: на первых порах взять миллион из мусора. Точнее, из средств, за которые планировалась закупка мусоровозов — хотя бы двух на каждый район. Оставили на нее лишь 663 тыс. грн., надеясь, что со временем, при уточнении бюджета, что-то еще «капнет». Конечно, вопрос предстоит обсудить на следующей сессии, тем не менее, предпочтение все-таки отдано освещению. Поскольку дело стоит свеч, то есть светильников.
Протяженность сетей внешнего освещения в области составляет 1273 километра, или 9% от общей протяженности коммунальных дорог городов, поселков и сел. Их освещают 28 тыс. фонарей. И 80% из них сияют в городах областного подчинения. Сколько остается для сел, поселков и городков? Всего ничего — пять с половиной тысяч. Если поделить это количество на почти 1450 населенных пунктов Хмельнитчины, то получим неполные четыре лампочки на точку. Хоть, ясное дело, в большинства сел их днем с огнем не сыщешь. Разве что изредка в придорожных селах, а также в райцентрах, поселках. Так что роботы — непочатый край.
— Выполнение программы по освещению будет продолжаться до 2009 года, — говорит начальник управления градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Хмельницкой облгосадминистрации Виталий Великий. — Планируем осветить не только города, но и села. Поскольку хочется, чтобы сияли огнями основные транспортные магистрали, пересекающие Хмельнитчину. Средства на это будут выделяться из местных бюджетов и поступать за счет инвестиций «Хмельницкоблэнерго». Предстоит заменить устаревшие и неэкономичные лампы накаливания и ртутные лампы на современные и значительно более эффективные натриевые источники. Это позволит сократить объем энергопотребления почти вдвое, в полтора раза увеличить мощность освещения и уменьшить затраты на утилизацию ртутных ламп.
Опять же, для экономии средств и оплаты по дифференцированному тарифу, следует установить счетчики зонного учета. Благодаря этому плата за использованную энергию уменьшится в 3,5—4 раза. Ведь больше всего электричества на внешнее освещение идет именно ночью, когда тариф равен 6 коп. за 1 кВт.час. Так что даже небогатое село может найти 60 грн. в месяц для освещения хотя бы главной улицы.
Очень жаль, что электроопоры вместе со светильниками нельзя приватизировать: тогда бы в этой сфере точно был порядок. Пока же вся ответственность за освещение ложится на местную власть. Собственно, это и есть ее зона внимания. Вон летичевский поселковый голова, говорят, взялась за освещение всерьез: ведь Летичев первым из райцентров Хмельнитчины встречает столичных путешественников.
Освещенные дороги и улицы, правда, покажут все ямы и выбоины на наших дорогах и мусор на обочинах. Но, может, это и к лучшему — придется ремонтировать, убирать. Собственно, областная власть обещает всерьез взяться и за дорожные роботы. И о мусоровозах тоже обещает не забыть.
...Когда-то дорожное строительство вытянуло Соединенные Штаты Америки из глубочайшего экономического кризиса. На Хмельнитчине, конечно, не те средства, не те темпы и не те масштабы. Но когда-то и с чего-то ведь нужно начинать?! Не космонавтам же в самом деле это нужно, а нам.