UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дороги — как во времена Гоголя

Разбитые дороги и бездорожье — головная боль царской России — мастерски описал еще Николай Гоголь...

Автор: Роман Якель

Разбитые дороги и бездорожье — головная боль царской России — мастерски описал еще Николай Гоголь. С тех пор прошло почти два столетия. Тем не менее давнее стихийное бедствие продолжается в новых условиях и новых государствах. Сразу же за городом Дубно, где происходили героические события, описанные в гоголевской повести «Тарас Бульба», шоссейные дороги (ул. Семидубская и ответвление от ее на Тернополь) выглядят так, будто их перенесли из XIX столетия. Почти двухкилометровый участок, прилегающий к местному сахарозаводу, разбит полностью — ни проехать, ни пройти.

— Эти дороги не ремонтировались в течение нескольких десятилетий, — утверждает директор ООО СП «Нива» (Дубенский сахарный завод) Ярослав Ожибко. — Руководители завода неоднократно писали письма в райавтодор. Просьбы сводились к одному: проведите хотя бы текущий ремонт дорог. Сахаровары готовы принять в нем участие, выделив строительные материалы: щебень, песок... Но каждый раз мы получали отписки — нет финансирования. Точка. Дороги время от времени просто подлатывали силами завода и за его средства. Складывалось впечатление, что они никому не нужны, кроме самого предприятия.

Возвращение во времена Гоголя более чем удивляет. Это же нужно так уметь: налоговики каждый год взимают с хозяйствующего субъекта немалые средства на «ремонт и содержание дорог», а другие органы лишь делают вид, что ремонтируют и содержат. Как сообщил г-н Ожибко, только в прошлом году Дубенский сахарный завод со всеми структурными подразделениями уплатил более 100 тыс. грн. налога с владельцев транспортных средств, а получил традиционное — неотремонтированные дороги. Ничего не скажешь, замечательный подарок от государства!

— Все работы, связанные со строительством, ремонтом и содержанием дорог, планирует Служба автомобильных дорог в области. Она определяет и финансирование, — расставляет акценты начальник филиала «Дубенский райавтодор» Виктор Петрук. — А мы — лишь подрядная организация. Выделяют средства — работаем, не выделяют — сами понимаете... На 2007 год наша организация просила средства для ремонта 15 км автотрассы, а заложили менее чем на восемь. В перечне участков автотрассы, «горячих» для ремонта, улицы Семидубской и объездной дороги на Тернополь, проходящей мимо сахарозавода, нет.

Уровнем финансирования ремонта дорог в районе и, соответственно, объемами работ неудовлетворен и глава Дубенской райгосадминистрации Александр Козак.

— В последние годы на ремонт и содержание дорог в госбюджете стали закладывать больше средств, — говорит первое лицо района. — Но уровень финансирования не выдерживает никакого сравнения с потребностями. Если в прошлом году из 342 км дорог общего пользования в районе мы смогли отремонтировать всего 5 км, то подобными темпами одну дорогу будем ремонтировать раз в 70 лет. Это же просто смешно...

Проблема зашла в тупик. Точнее, туда ее завели ответственные лица Службы автомобильных дорог, которые из года в год никак не могут предусмотреть средства для ремонта автотрасс, ведущих на сахарозавод и от него — в город. Но спросите, кого волнует, что на эти дороги приходится большая нагрузка, что по ним активно перемещают грузы разного назначения, ездит легковой и другой транспорт? Долго ли прослужат действующие заводские грузовики и 40 новых КамАЗов, купленных в кредит, если их водители каждый день будут «наслаждаться» ездой по ямам в период заготовки сахарной свеклы? А кто подумал, собственно, о жителях Дубно, которые добираются по этим разбитым дорогам, чтобы поработать на земельных участках?

Действительно, произведения Гоголя — бессмертны. Вчитайтесь в них — и вы увидите... современное состояние дорог вблизи Дубно. Получается, «автодорожных» чиновников время не лечит. И это уже беда не известного писателя, а их самих.