UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛГОВАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БЮДЖЕТА

Даже если бы работой над бюджетом следующего года в Запорожском горсовете занялись не в августе, а в июне или, допустим, в феврале, все равно итоги усилий нисколько бы не отличались от имеющихся...

Автор: Владимир Писковый

Даже если бы работой над бюджетом следующего года в Запорожском горсовете занялись не в августе, а в июне или, допустим, в феврале, все равно итоги усилий нисколько бы не отличались от имеющихся. Хотя в целом процесс и близится к завершению, но о сводных данных депутаты по-прежнему могут только догадываться. Приходится довольствоваться лишь предварительными предложениями Минфина, которые ни у кого не вызывают сомнений в том, что выполнение основной финансовой сметы города будет сопряжено с немалыми трудностями.

Весьма неприглядная картина вырисовывается уже при элементарном сопоставлении доведенного свыше объема финансирования, например, здравоохранения с расчетной потребностью на первоочередные нужды отрасли — 119 млн. грн. Руководствуясь формульным подходом, Минфин предусмотрел для городской медицины 78 млн. грн., оставив открытым вопрос, из каких источников предстоит компенсировать 41-миллионную брешь?

— По итогам первого чтения госбюджета-04 расходы городского бюджета по первой корзине, которые должны идти на выполнение делегированных полномочий, нам определены в сумме 215,4 млн., — говорит заместитель начальника городского финуправления Нина Медведева. — Тогда как только на расходы по заработной плате бюджетникам с учетом ее предстоящего повышения до 205 гривен с 1 января и до 237 — с 1 ноября дополнительно необходимо еще 17 млн. грн.

С подобными «недоразумениями» городским властям приходится иметь дело не в первый раз. Единственно возможный выход из сложившейся ситуации — традиционное определение отраслевых приоритетов, хоть как-то позволяющее избежать окончательного развала городского хозяйства. И это при том, что возможности для финансового маневра у местных властей крайне ограничены. В целом бюджетный процесс настолько жестко регламентирован, что привести ситуацию в элементарное соответствие со здравым смыслом практически невозможно, не говоря уже о каких-то радикальных изменениях.

— Основной проблемой городского бюджета был и остается громадный разрыв в объемах средств, которые собираются территорией, и теми, что реально остаются в распоряжении городской общины, — считает председатель постоянной депутатской комиссии по вопросам социального и экономического развития, бюджета и финансов Запорожского горсовета Виктор Великий. — У города в бесспорном порядке изымается и перечисляется в госбюджет практически половина полученных доходов. Такова суть формульного подхода, призванного сгладить контрасты развития социальной сферы в общегосударственном масштабе. Якобы это позволяет соблюсти социальную справедливость. Но фактически все сводится к банальной уравниловке, напрочь игнорирующей экономический потенциал региона, уровни техногенной и экологической нагрузок, которые вынуждены нести его жители. Без учета этих факторов абсолютно бездействуют экономические стимулы, позволяющие наращивать доходную часть, и поощряется бюджетное иждивенчество. По нашим подсчетам, всего лишь треть собираемых городом «сверхформульных» финансовых ресурсов позволила бы не только обеспечить должное развитие бюджетных учреждений, но и полностью удовлетворить первоочередные потребности городского хозяйства.

Пока же Запорожье вынуждено довольствоваться шатким бюджетным компромиссом, согласно которому в предложенном проекте бюджета потребности города могут быть удовлетворены всего лишь примерно на треть. Уже сейчас очевидно, что объем так называемой второй бюджетной корзины (средства, которые остаются в распоряжении местного совета) составит примерно 67 млн. грн. Ну, в лучшем случае, в ходе переговоров с центром ее удастся пополнить еще 3 млн. Однако и эта сумма проблему, в принципе, не решает. Поскольку финансовый дефицит только в отраслях здравоохранения и образования совокупно превышает 60 млн. грн.

Сложившаяся ситуация является закономерным следствием правительственной инициативы по снижению ставки подоходного налога. Несмотря на безусловную прогрессивность данной идеи, ей тем не менее присущ весьма серьезный недостаток. И решение о снижении налогового бремени было принято без учета мнения местных властей, которые далеко не в восторге от новшества. По одной простой причине: львиную долю доходной части местных бюджетов образует именно подоходный налог с физических лиц. Для Запорожья, в частности, его удельный вес равен порядка 70 процентов.

В процессе доработки проекта госбюджета его разработчики вроде бы предприняли попытку спасти местные бюджеты от неминуемого краха. Однако о безупречности предложенного выхода, увы, говорить не приходится.

Согласно постановлению парламента, одобрившего выводы бюджетного комитета, Кабмин обязан был предусмотреть дополнительную субвенцию, компенсирующую неизбежные потери местных бюджетов. Но по заявлению представителей местных властей, пока это остается не более чем благим пожеланием. Взамен субвенции правительство предложило новую идею, поручив Минфину ежемесячно по результатам выполнения местных бюджетов предоставлять среднесрочные беспроцентные займы.

На первый взгляд, задумка стоящая. Случись, например, кассовый разрыв, как это было в нынешнем году в связи с повышением минимальной зарплаты, местным властям не придется отвлекать и без того небогатые средства, предназначенные для выполнения не менее важных социальных программ. Но, как отмечают независимые эксперты, это новшество слишком уж смахивает на популистский трюк, явно рассчитанный на предстоящие президентские выборы. И с подобной оценкой сложно не согласиться, особенно если учесть, что срок начала погашения кредитов намечен на апрель 2005 года. На чем строится столь оптимистичный правительственный прогноз относительно бюджета-05, когда еще толком не сведены концы с концами в бюджете-04, к сожалению, необъяснимо.

— Это предложение свидетельствует о том, что и Кабмин, подготовивший проект бюджета, и Верховная Рада, которая собирается его принимать, заведомо уверены, что выполнение местными бюджетами комплекса делегированных полномочий в рамках предлагаемого финансирования нереально, — убежден В. Великий.

В сложившейся ситуации запорожским депутатам представляется предпочтительным опыт нынешнего года, когда для латания бюджетных дыр пришлось привлекать средства второй корзины, чтобы хоть как-то свести дебет с кредитом. А что еще остается делать?