UA / RU
Поддержать ZN.ua

Долговая карусель

Если коллегию областной госадминистрации удается провести лишь с третьей попытки и в последний день месяца, это свидетельствует, по меньшей мере, о двух специфических признаках запланированного мероприятия...

Автор: Владимир Писковый

Если коллегию областной госадминистрации удается провести лишь с третьей попытки и в последний день месяца, это свидетельствует, по меньшей мере, о двух специфических признаках запланированного мероприятия. Либо ему придавалось слишком большое значение, что требовало тщательной подготовки, или же смысл сводился к очередному дежурному заседанию. Однако, судя по тому, что на коллегии оперировали данными «по состоянию на 1 мая», первая версия вызывает закономерные сомнения.

Основным вопросом в который раз оказались долги по заработной плате, являющиеся характерной особенностью ряда запорожских предприятий уже более десяти лет. Даже несмотря на то, что двумя президентскими указами долги предписывалось ликвидировать до конца 2001 года, а затем — к исходу следующего полугодия. Не получилось. Как, кстати, и у предыдущего правительства, заверявшего, что до 1 октября 2004 года проблема будет решена.

Разумеется, местные власти пытаются бороться с этим негативным явлением. И, судя по данным официальной отчетности, добиваются определенных перемен к лучшему. Например, по состоянию на середину 2002 года сумма долгов в регионе превышала 64 млн. грн., а к весне прошлого года уменьшилась до 43,5 млн. К началу нынешнего — объем задолженности сократился еще на 7,8 млн. грн. Правда, даже с учетом столь прогрессивной, на первый взгляд, тенденции перспективы кардинального решения наболевшей проблемы по-прежнему туманны.

«Ситуация продолжает оставаться напряженной», — так оценивают результаты собственных попыток ликвидировать долги по зарплате областные власти. На языке цифр это означает, что за четыре месяца с начала года сумма задолженности в регионе не только не сократилась, а наоборот, возросла на 3,2 млн. грн.

В той или иной мере проблема свойственна подавляющему большинству территорий. Различия заключаются лишь в суммах (от 300 грн. в Бердянском районе до более чем 1 млн. в Васильевском) и темпах роста долгов. Например, в Токмакском и Гуляйпольском районах за четыре месяца они увеличились почти втрое.

Как правило, во всех случаях ссылаются на сложное экономическое положение той или иной отрасли. Скажем, увеличение суммы долга по зарплате за четыре месяца с начала года почти на треть, а количества должников — в два раза среди предприятий агропромышленного комплекса области мотивируется всеобщим подорожанием товаров и услуг. Довод, безусловно, не лишен резона. Непонятно только, почему при относительно равных экономических и финансовых условиях хозяйствования на селе для всех регионов страны именно у запорожских аграриев одни из наиболее низких темпов погашения задолженности по заработной плате? Невольно напрашивается вывод, что причина не столько в сложных условиях, сколько в неэффективной организации хозяйствования.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении предприятий-банкротов. Если бы источником формирования задолженности выступали исключительно предприятия, прекратившие производственную деятельность, ситуация была бы более-менее понятной. Все же процесс санации весьма длительный и непростой, особенно если местные власти участвуют в нем, мягко говоря, без энтузиазма. Изначально неэффективные меры, запланированные в отношении банкротов, приводят к тому, что уровень ликвидности таких предприятий снижается не по дням, а по часам, предоставляя возможность запасшимся терпениям потенциальным покупателям приобрести их за бесценок.

Наглядным примером является токмакское АО «Юждизельмаш». Это единственное в стране дизелестроительное предприятие находится в процедуре банкротства уже без малого пять лет. Сейчас, по предварительным подсчетам, стоимость завода, на 70% принадлежащего государству, не превышает 22 млн. грн. Оценки кредиторов еще более скромные — на уровне 15—17 млн. грн. Но желающих выложить за вполне работоспособное предприятие относительно небольшую сумму, увы, не находится. На очередном аукционе принадлежащий государству 70-процентый пакет акций завода, оцененный в 11 млн. грн., остался невостребованным. А тем временем долги по заработной плате продолжают расти: с 5 млн. грн. в 2001 году до 8 млн. на сегодняшний день.

Если местные власти и дальше будут делать вид, что проблемы предприятий-банкротов их касаются постольку-поскольку, на перемены к лучшему вряд ли стоит надеяться. Как отмечалось на коллегии обладминистрации, санаторы взяли за правило игнорировать сотрудничество с руководством территорий, считая для себя необязательным даже приходить на заседания комиссий по ликвидации долгов по зарплате. Однако в большинстве случаев о себе, любимых, санаторы не забывают, исправно получая вознаграждение за услуги, ничуть не смущаясь невыполненных графиков реструктуризации долгов по зарплатам работникам переданных в их управление предприятий.

Впрочем, своеобразие ситуации в том-то и заключается, что на долю обанкротившихся предприятий приходится менее 40% зарплатного долга в области. Остальные же 208 предприятий — экономически активные субъекты хозяйственной деятельности, задолжавшие своим работникам свыше 23 млн. грн. Причем почти у половины долги возникли в нынешнем году. Это явный признак того, что некоторые руководители и собственники предприятий используют задержки выплат заработной платы в качестве своеобразного беспроцентного кредита для финансирования текущих хозяйственных потребностей. То есть в среде должников отчетливо наблюдается своеобразная миграция, их состав периодически меняется. А в целом ситуация напоминает карусель с бесконечным круговым движением на месте.

На словах, конечно, подобные методы работы властями не поощряются, но на деле все сводится лишь к угрозам привлечь нерадивых хозяйственников к уголовной ответственности. Проку от подобных речей, раздающихся уже не первый год, практически никакого. А в итоге получается, мягко говоря, странная ситуация. Если несвоевременная уплата налоговых или пенсионных отчислений для предприятия чревата финансовыми санкциями в виде штрафа, пени, то в несвоевременных расчетах за выполненную работу фактически не видят ничего предосудительного. Хотя вряд ли кто станет спорить, что покупательная способность гривни в мае, мягко говоря, не возросла по сравнению с январем. Даже несмотря на бодрые заверения Нацбанка о том, что процесс ревальвации национальной валюты объективно необходим.

Зато в целом областные власти в принципе правильно оценивают происходящее: «Все это свидетельствует о том, что система нашей работы неэффективна, мы не работаем на результат». Действительно, нельзя же не признавать очевидные факты. Долги по зарплатам на госпредприятиях области в этом году выросли на 17%. Количество должников среди коммунальных предприятий увеличилось с 22 до 24. И хотя к началу мая сумма задолженности у последних сократилась на 28%, это вовсе не свидетельствует о скором разрешении проблемы. Временный прогресс объясняется лишь тем, что в апреле Запорожский горисполком помог «Запорожэлектротрансу» сократить долги по зарплате на 1,2 млн. грн. Однако месяц спустя ситуация не только возвратилась на круги своя, но еще и усугубилась: в июне сумма задолженности составила на предприятии 1,5 млн.

Карусель продолжает вращаться, и, судя по всему, останавливать ее никому особо и не хочется. По крайней мере, такой вывод напрашивается из выступлений некоторых руководителей территорий, которые основную причину усматривают в доставшемся им от старой власти наследстве. В связи с этим невольно вспоминается ироничное замечание одного знакомого руководителя, назвавшего обладминистрацию обкомом любой партии. Правда, вряд ли на бюро руководителю района, где долги по заработной плате выросли в 2,7 раза, пришло бы на ум кивать на недоработки предшественника. Ведь, не ровен час, предложили бы не только партбилет на стол выложить, но и с должностью распрощаться…

Сейчас времена другие — руководителям в очередной раз сделано «последнее предупреждение» с тем, чтобы по итогам полугодия ситуация улучшилась. Возможно, к тому времени определятся и со сроком окончательной ликвидации задолженности. Глядишь, хоть стимул появится.