UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДМБ-2009. Сокращения в Севастополе: как жить дальше?

В своих выступлениях и министр обороны Анатолий Сердюков, и начальник Генерального штаба Николай ...

Автор: Мария Завгородняя

В своих выступлениях и министр обороны Анатолий Сердюков, и начальник Генерального штаба Николай Макаров при­зва­ли военных реалистично взглянуть на перспективы развития армии и избавиться от ностальгии по утраченному военному могуществу.

Информагентство «Новый Регион» о совещании в штабе Черноморского флота России 12.02.2009 г.

12 февраля глава министерства обороны Российской Федера­ции Анатолий Сердюков принял участие в выездной коллегии военного ведомства РФ в Севастополе. «Министр обороны был очень короткое время — меньше часа. Он только провел совещание с командованием флота, даже было отменено церемониальное возложение цветов», — всего-то и смог сообщить журналистам председатель Севастопольской городской государственной администрации Сергей Куницын.

Тема совещания на ЧФ РФ, как и полагается, осталась военной тайной. Однако это не помешало событию немедленно обрасти слухами и домыслами.

Так, еще накануне визита высокого гостя в «город русских моряков» украинские СМИ утверждали: в Севастополе состоится выездная коллегия минобороны России, на которой должен обсуждаться вопрос о передаче Украине объектов Черноморского флота РФ в связи с кризисом и сокращением финансирования российской армии.

Заместитель главы Севастопольской горгосадминистрации Андрей Клименко в интервью журналистам отметил, что официальных обращений со стороны России о передаче объектов не поступало, но не исключил возможность таких переговоров. По мнению Клименко, могла обсуждаться передача Севастополю целого ряда объектов российского флота, являющихся символами ЧФ РФ: Матросского клуба, Театра имени Лавренева, Дома офицеров, Музея ЧФ и Библио­теки имени Лазарева. По сведениям «Новой газеты», речь должна была идти также о судоремонтном заводе, спортивном клубе ЧФ и новом недостроенном жилье для моряков.

Однако главной темой для волнений и беспокойства в городе стали запланированные широкомасштабные сокращения на российском флоте.

Агентство «Росбалт» сообщило, что «под сокращения попали целые службы флота». При этом волна увольнений коснется и предприятий ЧФ РФ, на которых работают гражданские жители Севастополя. По данным «Росбалта», проблемы с финансированием уже начались у строительного управления российского флота. Профсоюзные работники признали, что в ведомстве начинаются сокращения.

По данным главы Севастопольской городской государственной администрации Сергея Куницына, всего на ЧФ РФ будут сокращены 9 тыс. человек.

«На Черноморском флоте РФ будут сокращены около 6000 вольнонаемных рабочих. То есть, можете себе представить, тысячи человек станут безработными», — заявил Куницын на пресс-конференции.

Сегодня в городе около 18—19 тыс. людей работают на предприятиях ЧФ РФ. То есть планы «оптимизации» российского военного ведомства обернутся сокращением численности и гражданских сотрудников предприятий ЧФ России почти на треть!

Едва ли не впервые у штаба флота Анатолия Сердюкова встретил пикет из отставников ЧФ РФ с плакатами: «Развалили флот!»

Российские обозреватели и севастопольские политики неохотно констатировали: «России безразлична судьба Черномор­ского флота», «Севастополь сдают без боя». И задали риторический вопрос: «Что это — начало конца города русской славы?»

«Линия руководства Украины на выдавливание из Крыма российского Черноморского флота» (цитата из российской «Парламентской газеты»), возможно, так и не принесла бы особых результатов, если бы не глобальный экономический кризис, которому, похоже, удалось запустить процесс «вывода» ЧФ РФ из Крыма.

Казалось бы, сбывается мечта Киева… Вот только многие украинские политики призадумались. Очень мало радости — в потенциально политически нестабильном регионе получить экономически депрессивный город с тысячами безработных с военной выправкой.

Оказалось, что мало кто в Украине в деталях представляет себе, а что будет после 2017 года. Или кто-то всерьез надеялся на продолжение финансового участия российских военных в финансировании Севастополя после этой даты?

А пока Киев поставлен перед бесспорным фактом: Севастополь — часть Украины, и проблемы Севастополя — это проблемы Украины.

И это — в условиях усиливающегося экономического кризиса, последствия которого уже ощущаются в городе.

На состоявшемся 17 февраля с.г. пленарном заседании Се­вастопольского городского совета были приняты бюджет и Программа социально-экономического развития города на 2009 год. Сводный бюджет города составил 1 млрд. 141,8 млн. грн. Еще накануне голосования по главному финансовому документу города председатель Севгор­совета Валерий Сара­тов вынужден был констатировать: городской бюджет-2009 впервые за девять лет оказался меньше бюджета предыдущего года.

Принята и программа социально-экономического развития Севастополя в объеме 162,84 млн. грн., что почти вдвое меньше по сравнению с такой программой 2008 года.

Украинские моряки поспешили успокоить: уж они-то никого сокращать не собираются. ВМС Украины в 2009 году не планирует сокращений личного состава, более того, «будут только укрепляться», уверяет Сергей Куницын.

Но вряд ли украинские Военно-морские силы смогут ощутимо помочь городу в условиях собственного «ограниченного финансирования» (характеристика ситуации, данная командующим ВМС Украины адмиралом Игорем Тенюхом на недавнем заседании военного совета флота в Севастополе).

Что же поможет городу-герою выжить в этой ситуации? Прямые дотации из украинского бюджета? Продажа земли, напичканной снарядами и минами нескольких войн? Свободная экономическая зона, активно пропагандируемая Куницыным? Организация центра мирового туризма на месте гибели легкой кавалерии в Балаклаве? Перепрофилирование военной базы в курортный поселок? Организация рекреационной зоны в условиях постоянно горящей свалки и сброса неочищенных канализационных стоков в бухту?

Нельзя, конечно, сказать, что украинские власти сидят сложа руки и не ищут ответы на вопросы о судьбе Севастополя.

Буквально за пять дней до нового 2009 года президент Украины издал указ «О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию города Севастополя».

МИД Украины озадачили привлечением в регион иностранных инвестиций. Предпо­лагаемая схема помощи отечественным предприятиям будет заключаться в привлечении через дипломатические представительства Украины в других государствах иностранных инвестиций для реализации конкретных инвестиционных проектов в Севастопольском регионе.

Для осуществления этой миссии 12 февраля, одновременно с российским министром обороны, Севастополь с однодневным рабочим визитом посетил первый заместитель министра иностранных дел Украины Юрий Костенко. После совещания в Севастопольской горадминистрации первый замглавы МИДа посетил ряд городских промышленных предприятий, в частности стивидорную компанию «Авлита» и ООО «Рыбоконсервный комбинат «Новый», обозначив ключевые предприятия города и перспективные направления привлечения инвестиций: развитие портовых мощностей и промышленность.

Вопрос социально-экономического развития города обсуждался месяц назад и на совещании в Министерстве транспорта и связи Украины. Тема была обозначена как «вопросы социально-экономического развития г. Севастополя и использования инфраструктуры Севастопольской бухты».

Директор «Укрморречфлота» Владимир Работнев уверен: «Существенным толчком для социально-экономического развития г. Севастополя может стать создание на базе Севастопольской бухты мощного глубоководного морского торгового порта».

По его словам, благодаря выгодному географическому расположению Севастопольского порта, имеющейся гидротехнической, навигационной, транспортной инфраструктуре, многочисленному квалифицированному кадровому потенциалу, Севастополь имеет все предпосылки, чтобы стать современным транспортно-логистическим узлом международного уровня.

Развитие портового хозяйст­ва города, промышленных предприятий, привлечение инвестиций в инфраструктурные проекты в регионе — вот направления, над которыми, очевидно, работают украинские власти. Но подразумевалось, что реализация планов по развитию невоенной экономики Севастополя начнется в 2017 году, когда, как предполагалось, Россия может вывести свой флот. И вовсе не потому, что развитие порта и промышленности помешало бы военным. Сухогрузы и контейнеровозы, стоящие под погрузкой/разгрузкой или медленно плывущие по фарватеру, — не помеха военным.

Более того, развитие торгового порта должно было упорядочить Севастопольскую бухту. Расчистка фарватера, недопущение хаотической несанкционированной застройки по берегам — в этом военные и гражданские вполне могли объединиться.

Но ситуация, когда можно было надеяться на госбюджет России при решении значительной части проблем города, всех устраивала и всех расслабляла — как в Киеве, так и в Севастополе. Поэтому планы, предусматривавшие интенсивное развитие невоенной экономики Севастополя, востребованы не были и даже вызывали противодействие. Прежде всего, в самом городе.

К примеру, в прошлом году Севгорсовет не дал ИСД построить гостиницу на мысе Хрусталь­ный, а «Метинвест» уже не первый год имеет постоянную головную боль из-за активности ряда местных деятелей, стремящихся не допустить строительства в Доковой бухте комплекса по перевалке сыпучих грузов.

Что касается замысла Куни­цына по превращению Севастополя в «город открытой экономики», некий украинский офшор, то фигура нынешнего севастопольского градоначальника, назначенного президентом Ющен­ко, вызывает активное неприятие влиятельных в Севастополе политиков. В таких условиях все идеи, выдвигаемые главой Севгор­администрации, априори будут вызывать отторжение со стороны целого ряда местных политических партий и их представителей в горсовете.

Однако, несмотря на явную неготовность города к переменам, в том числе на ментальном уровне, сегодня, когда российский флот активно сворачивает свое присутствие, развитие гражданской экономики в Севастопольском регионе становится для города жизненной необходимостью. Порт, туристические про­екты, промышленные предприятия должны стать тем буксиром, который вывезет Севастополь из зоны депрессии, куда он постепенно дрейфует.