К Владимиру Мельнику (в центре) всегда много вопросов... |
Среди 22 сельских районов Днепропетровщины есть такие, что под стать целым городам. Например, Криворожский сельский бьет рекорд не только тем, что раскинулся с севера на юг более чем на 150 километров и потому тут нет единого территориального центра, но и своим стабильным благополучием, которое обеспечивается трудом почти 50 тыс. человек. Общая площадь земли около 100 тыс. гектаров, пахотной — 72,6 тыс. Размах, которому позавидуешь...
С прошлого года руководителем райгосадминистрации назначен Владимир Мельник — от сохи и до дня нынешнего проработавший на этой земле. По призванию и первому образованию он агроном. Тринадцать лет возглавлял крупное сельхозпредприятие. Второе высшее, юридическое, помогает руководить, сообразуясь с буквой закона. Женат. В семье растут два сына — студент и школьник, так что тыл надежный.
Сегодня в период реформирования земельных отношений жизнь на селе стала беспокойной, но оттого и интересной. Хотя «прорастание» в практическом сознании людей основ Земельного кодекса — процесс не безболезненный и проходит везде по-разному. Об этом, о ходе реформ на селе и был наш разговор с депутатом Верховной Рады Украины второго созыва Владимиром МЕЛЬНИКОМ.
— Не один раз приходилось слышать, что Украина возродится землей. Два года, как идут реформы на селе, недавно принят Земельный кодекс, а ощущение недовольства все равно нет-нет да и даст о себе знать. С чем вы это связываете?
— Судите сами. 60 процентов мировых запасов черноземов — наши, украинские, а едешь в Киев или обратно — сплошные бурьяны. Так что реформы — это отлично, хотя, конечно, жаль, что опоздали с ними лет на восемь, когда и моральные, и материальные ресурсы еще не были растащены. Иногда думаю и не могу понять: почему мы пренебрегли опытом близкой нам Польши и Чехии? К примеру, в Польше после отстранения от власти коммунистов сразу же было образовано аграрное лобби. Как результат, наши соседи буквально завалили дешевой сельхозпродукцией не только Украину и Россию, но и всю Европу.
Законы бизнеса, в том числе и сельскохозяйственного, гласят, что без гарантий возврата вложенных средств деловой человек вкладывать свои капиталы не будет. Политика? Да, безусловно, но такая политика аграрных лоббистов пошла на пользу страны и на благо народа. И такие шаги всегда будут поняты и приняты людьми. «Раздрай» же, в том числе и политический, многообразие партий и их двойников никогда не дадут желаемого результата. Общество должно морально сгруппироваться вокруг центра. И в этом я вижу глубинный смысл.
Ну, а что касается реформ, то хотя они пока в младенческом возрасте (два года — срок небольшой), а отдача уже есть. За долгие-долгие годы Днепропетровщина наша впервые дала более трех миллионов тонн хлеба. Вот и ответ, от чего возродится Украина. От земли, убежден в этом.
Конечно, ничего не бывает по «щучьему» велению. В основе всего лежит труд.
На Днепропетровщине была изначально верно задействована схема налаживания жизни: последовательные шаги, стабилизация и результат. А люди, видя возрождение вертикали власти и ее серьезное отношения к земле, нам поверили. С веры во власть и ее добросовестность все и начинается. Наверное, поэтому по сравнению, к примеру, с Херсонской или Николаевской областями, Днепропетровщина выглядит результативней; не в обиду соседям будь сказано.
— Выходит, реформирование идет без сучка и задоринки?
— Банально, но все познается в сравнении и развитии. Десятки лет приучали нас не думать, не знать и лишь тупо исполнять. И все мы — продукт времени. И тем более вчерашний колхозник: еще не может полностью осознать, что теперь земля — его собственность. И это объяснимо. С тех пор, как селян насильно «избавили» от земли, прошел без малого век.
В чем сегодня, например, сложности? Что такое аренда земли и как правильно ею распорядиться, проконтролировать выполнение условий арендного договора, произвести расчет — все это нужно каждому освоить на практике. Большинство рядовых украинцев и не подозревают, к примеру, что арендодатель имеет полное право знать, как именно пользуется наделом арендатор. Да и привыкают к роли хозяина, скажу, пока что трудно и везде по-разному. Процесс этот нескорый, и роль отечественных СМИ просто огромна…
Но если бы, к слову, к сегодняшним идеологическим «вливаниям» получить еще и финансовые со стороны государства, результаты были бы и лучше, и скорее. Но нет у государства денег, это понятно. Но тогда, господа хорошие, надо снизить хотя бы кредитную ставку по банковским заемам процентов на 15—20. Думающим финансистам должно быть ясно, что невыгодно снимать шкуру с овцы, от которой ждут приплод, себе ведь дороже. Например, только наш Криворожский сельский минувшим летом собрал более 107 тыс. тонн хлеба по валу...
Ну а что до сучка, то и на ровной дороге человек, бывает, споткнется. Каковы все мы, таковы и наши успехи. Приведу пример. Сегодня один гектар днепропетровской земли стоит девять тысяч гривен. Следовательно, шесть гектаров, а именно таков усредненный пай, вырастает до 54 тыс. грн. Это — деньги, и немалые. А распоряжается каждый по-своему. Знаю «умников», которые надел продали за бутылку. Вольному — воля, как говорится. Но как распорядишься, то и получишь.
— Так уж и за бутылку?
— «Христофоровский», «Веселые Терны», «Ингулецкий», «Гейковский»... Во главе этих четырех хозяйств разные люди, обеспечение, а общее подводится под один и тот же знаменатель: все разворовано, распродано, годами крестьяне не видят живых денег. Обвели бывших колхозников вокруг пальца тем, что когда нужно было, не выдали им акции. Только по прошествии двух лет вернули людям людское. Но теперь это уже не ценные бумаги, а, простите, бумажки. Отсутствие механизма контроля за этим важнейшим процессом сослужило «медвежью услугу» тысячам людей...
— Но есть ведь и благополучные хозяйства, то есть все идет от добросовестности?
— Большинство, конечно, таких как, например, агрофирма «Заречная», «Красный забойщик», фермерское хозяйство им.Шевченко и совсем новая агрофирма «Нива». Но за этих душа не так болит. Беспокоюсь за тех, кто по воле пришлых горе-инвесторов бедствует в разворованных и запущенных хозяйствах.
— А ведь все в одном районе, как ни крути...
— Вот тут и проблема: нет законных рычагов влияния, чтобы кардинально изменить ситуацию. Возьмем для наглядности вертикаль власти в России. Как у них? Президент—губернатор—район—село. А у нас? Президент—губернатор—район, а дальше правовое поле размыто до хляби. В Украине нет пока что опоры законодательной вертикали на землю. А в правовом государстве только закон и должен быть руководством к действию, а не окрик или телефонное право, так ведь?
— Вы были депутатом ВР Украины того исторического созыва, который принимал Конституцию страны. Если примерить Основной Закон к дню сегодняшнему, что изменили бы в нем?
— Знал бы где упадешь... С высоты пройденных лет, к сожалению, видишь наши депутатские огрехи, истинную цену компромиссных вариантов. Так аукается, например, отсутствие в Конституции статьи, которая стала бы основной для создания парламентского большинства. Есть путаница и в Законе о местном самоуправлении. Поясню, сегодня на селе существует двойственность власти, что приводит к дублированию задач, неразберихе. Имею в виду райгосадминистрацию и районные советы. А в результате от этого страдают люди.
И еще. Сегодня назрела насущная необходимость создания закона о сельской администрации. От этого все только выиграют. Ну вот пример для наглядности. В селе вышел из строя водопровод. Председатель сельсовета не принимает никаких мер, а людям надо и скотину обойти, и прибраться. Селяне просят председателя, просят, а потом за сто километров едут ко мне: приструните, прикажите, накажите, помогите. Но мне как главе районной государственной администрации для того, чтобы, допустим, лишить только премии нерадивого председателя, нужно созывать сессию, выносить вопрос на исполком. А время на всю эту бюрократическую возню где брать? Иных же рычагов влияния у райгосадминистрации нет. Да и потом, такое двоевластие влетает Украине в масштабе страны в копеечку…
— Но это, очевидно, станет задачей уже следующего парламента.
— Мы, люди от земли, видим практический смысл в создании сильного аграрного лобби в будущем составе Верховной Рады.
— А как с позиции дня нынешнего оценивает новый Земельный кодекс?
— Безусловно, в нем будут еще исправления, дополнения, доработки. Будут создаваться механизмы для равноправного диалога между селянами и кредиторами, инвесторами и кредиторами. Необходима, как воздух, стабилизация цен в сельском хозяйстве. Украинское село должно стать эталоном, а не так, что вырастили урожай, собрали и продали по пятьсот гривен, то есть себе в убыток. Надо изучать спрос не только на внутреннем, но и на внешнем рынках хлеба. Пока же село зависит порой от монополии, например, транспортников и т.д. Подумать только, в Украине перевозка стоит в три раза дороже, чем за рубежом…
Необходимо срочное создание Земельного банка, где под залог селянин мог бы взять кредит. Об этом, кстати, уже идут разговоры в высших эшелонах. Но медлить нельзя, ибо суммы важнейших усилий государства — с одной стороны и нас — с другой лучше заработает земля и люди на ней, пойдет отдача в госбюджет, станем наконец сытнее жить.
Так что Кодекс наше село приветствовало, это факт, что бы там ни говорили политические актеры от партий и партиек. Земельный кодекс аграрной стране крайне необходим.