UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ТАКОЕ НИЧЕГО, И КАК ИЗ НЕГО СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО

Наша цель — порядок в бардаке. М.Жванецкий Как ни странно, отечественный жилкомхоз имеет сходство с.....

Автор: Владимир Писковый

Наша цель — порядок в бардаке.

М.Жванецкий

Как ни странно, отечественный жилкомхоз имеет сходство с... Россией. Об абсолютном подобии речь, конечно, не идет, дело касается лишь наличия бед, коих у него тоже две. Правда, не классических, определенных еще Гоголем, а своих, сугубо индивидуальных. И сводятся эти несчастья к льготам и неплатежам. По крайней мере, к такому выводу склонно большинство специалистов, оценивающих весьма незавидное положение отрасли.

Каждый год весной нам неизменно рассказывают, что, несмотря на все сложности, коммунальщикам удалось избежать катаклизмов. Правда, при этом обязательно подчеркнут: работать приходилось на грани срыва, но благодаря вмешательству властей, изнурительным переговорам, привлечению кредитов и личным гарантиям руководства необратимые последствия были предотвращены.

Подобное балансирование на грани и формирует своеобразную стабильность, что, впрочем, нисколько не исключает многочисленные локальные кризисы. Их детонатором оказываются традиционные ограничения лимитов энергопотребления в периоды похолоданий, когда полная остановка угрожает даже производствам с непрерывным циклом. В частности, в минувшем декабре эта тема была суперактуальной для ряда запорожских предприятий — алюминиевого комбината, «Укрграфита», «Мотор Січі», кондитерской фабрики, хлебокомбинатов. Да и предприятиям теплоэнергетики большую часть сезона пришлось довольствоваться весьма скудным энергопайком. Причина проста и тривиальна — долги области за потребленные энергоносители. Скажем, за использованный минувшей зимой газ запорожские предприятия коммунальной теплоэнергетики смогли рассчитаться всего на 59 процентов.

К сожалению, нет никаких оснований надеяться, что в предстоящем сезоне дела поправятся. С какой стати, если готовность областного ЖКХ на конец июля не превышала 10 процентов. То есть, была вдвое ниже, чем год назад. Причина все та же — нет денег. А ведь если финансы поют романсы летом, то с наступлением холодов вокал станет еще более печальным. И вновь даст о себе знать первая из упомянутых бед жилкомхоза.

Как известно, льготы в оплате коммунальных услуг предоставлены 36 категориям граждан. Теоретически обязанности по их компенсации взяло на себя государство. Но, как водится, пообещать — далеко не всегда означает выполнить. Скажем, к августу 1999 года в области было начислено льгот и субсидий более чем на 12 млн. грн., а возмещено из госбюджета всего лишь треть от этой суммы. В прошлом году ситуация тоже не улучшилась, что вынудило руководство области обратиться к Президенту с письмом о крайне напряженном положении в преддверии отопительного сезона.

Впрочем, до поры до времени эти долговые забавы пусть и с натяжкой, но все же устраивали местные власти, предоставляя хоть какой-то аргумент в переговорах с поставщиками энергоносителей. Дескать, имеющиеся долги признаем, так ведь и государство к выполнению своих обязательств относится без энтузиазма. Почти что форс-мажор получается. Возможно, такая схема финансовых взаимоотношений сохранялась бы и дальше, если бы в прошлом году НАК «Нефтегаз Украины» не внесла в нее существенные коррективы.

Требования компании свелись к трем пунктам: выполнять график погашения задолженности, полностью рассчитываться за текущее потребление и осуществлять предоплату 10-суточного лимита газа. Это был, что называется, удар ниже пояса. Но, как вскоре оказалось, далеко не последний. Фактически закрепив за собой статус монополиста, «Нефтегаз Украины» в нынешнем году установил еще более жесткие правила. Непременным условием заключения договоров на поставки газа в предстоящем сезоне стало выполнение согласованных графиков погашения задолженности. Она в области составляет порядка 50 млн. грн. Следовательно, ежедекадно НАК должен получать из Запорожья около 7 млн. грн. Но по состоянию на июль региону удалось расплатиться лишь на треть. Так что, судя по всему, трудности, которые переживала область в предыдущие зимы, покажутся мелкими неприятностями на фоне тех, что предстоят.

В сложившейся ситуации региональным властям не оставалось ничего другого, как предпринять очередную попытку справиться со второй бедой ЖКХ — неплатежами потребителей. Это тем более актуально, поскольку по уровню платежной дисциплины область на одном из последних мест в стране. Хотя вроде бы и нет оснований утверждать, что дело пущено на самотек. Имели место попытки внедрить экономические механизмы. Например, в прошлом году в областном центре посулили льготы тем, кто рассчитается с долгами за коммунально-бытовые услуги. Но, увы, существенных сдвигов затея не принесла. Поэтому вновь пришлось действовать по старинке — с наступлением тепла отключить горячее водоснабжение.

По официальной версии, это позволяет избежать увеличения газовых долгов. И даже в какой-то степени их сократить, поскольку плата за отопление, как известно, распределяется равномерно в течение года. Хотя, по мнению сведущих людей, не исключен и вариант получения дополнительной прибыли. Поскольку с отключением горячей воды расчетные нормы потребления газа для населения увеличивают почти в два раза. Мотивируется это тем, что жильцы греют воду на плитах. Отчасти это действительно так. Но, по мнению специалистов, расход газа на бытовые нужды если и возрастает, то максимум процентов на 20, но никак не вдвое. И это дает возможность полученную дельту направить на погашение долга. Проблема лишь в том, что сумма набирается не ахти какая — 2—3 млн. грн. от силы, да и то теоретически. Поэтому в конце прошлого года у областных властей созрела более радикальная идея — внедрить двухставочный тариф.

Суть новшества сводилась к тому, чтобы плату за централизованное отопление полностью взимать лишь в течение отопительного сезона, а не равными долями в течение года. Это, по мнению инициаторов, позволит увеличить сбор средств и даст возможность предприятиям теплосетей своевременно рассчитываться за потребляемые энергоносители. На одном из совещаний в начале ноября была официально заявлена и дата введения в области сезонных тарифов — 1 января 2002 года. Однако ни в январе, ни в последующие месяцы порядок расчетов так и не изменился. По какой причине — остается только гадать.

Вполне возможно, что новшество не по душе самим коммунальщикам. Ведь избавление от задолженности автоматически влечет за собой обострение не менее важной проблемы подготовки предприятий отрасли к отопительному сезону. А переход на двухставочный тариф неизбежно лишает и без того скудного финансирования необходимых работ в межсезонье. Но и это не столь важно в сравнении с другой, более существенной причиной.

Согласно данным статистики, номинальная зарплата одного работника составляет в области немногим более 400 грн. Это — в среднем. Но более чем у половины работающих запорожцев размер вознаграждения за труд не превышает 300 грн. Следовательно, у большинства семей размер совокупных доходов значительно ниже необходимого минимума. С введением сезонной оплаты за отопление расходы среднестатистической семьи на жилищно-коммунальные услуги возрастут до 17 процентов и для подавляющего большинства станут попросту неподъемными. Нетрудно догадаться, что и доходы жилкомхоза не увеличатся, скорее — наоборот. Да и для бюджета перспективы откроются далеко не из лучших.

Эксперты утверждают, что повышение тарифов на один процент почти на столько же увеличивает количество претендентов на жилищные субсидии. Их придется предоставить каждой четвертой семье. При этом практически каждая вторая семья не сможет воспользоваться государственной помощью, поскольку в рамках существующей нормативно-правовой базы условия для получения субсидий весьма ограничены. Достаточно, например, иметь транспортное средство, находящееся в эксплуатации менее десяти лет, или быть безработным без официального статуса — и все, на субсидию можно не рассчитывать. Подобный удел уготован в области примерно 80 тыс. семей, а с учетом тех, кому зарплата лишь начисляется, но не выплачивается (что не является основанием для назначения субсидии), и того больше. Поэтому вполне закономерен вопрос: стоит ли затевать переход на сезонные тарифы, если даже существующие «равномерные» население не способно оплачивать в полном объеме?

Ответ напрашивается однозначно отрицательный. Тем не менее на недавнем областном совещании, посвященном проблемам жилкомхоза, заявлялось, что Главному управлению экономики обладминистрации уже внесены предложения о переходе на двухставочный тариф. И тут уж поневоле задумаешься — какие же в действительности беды присущи жилкомхозу?