UA / RU
Поддержать ZN.ua

«БОМБА» ДЛЯ ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО

В начале каждого отопительного сезона в городах Украины обнаруживают, что холода наступили неожи...

Автор: Евгений Еремин

В начале каждого отопительного сезона в городах Украины обнаруживают, что холода наступили неожиданно, часть теплового хозяйства не отремонтирована, топлива на зиму заготовлено недостаточно, а долги населения и предприятий за коммунальные услуги, в том числе за отопление и горячее водоснабжение, достигают астрономических сумм. И так каждый год на протяжении уже более десяти лет. Но в этом году коммунальщики заговорили о том, что «запас прочности», в частности систем теплоснабжения городов, который достался независимой Украине в наследство от социалистических времен, исчерпан. То есть срочно надо что-то делать, но на это «что-то» конечно же нет денег.

Население, разумеется, недовольно качеством услуг теплокоммунэнерго (ТКЭ) и дороговизной отопления, и горячей воды. Достаточно сказать, что в среднем отопление квадратного метра площади городской квартиры в Украине обходится ее жильцам от 1 до 2 грн. ежемесячно на протяжении всего года. Откуда берутся такие тарифы — одному Богу известно. Если же перевести годовую сумму оплаты за тепло в стоимость, например, угля, то за отопление трехкомнатной квартиры средних размеров необходимо за год заплатить столько, сколько стоят 3,5 — 4 тонны самого высококачественного угля — антрацита. Но реально, чтобы обогреть такую площадь, топлива необходимо в три раза меньше. В среднем отопление небольшой трехкомнатной квартиры обходится ее жильцам в 80—100 грн. в месяц в течение всего года, но далеко не всегда они имеют это самое отопление, а горячую воду во многих городах Украины — только в «сезон». Так за что же платит население? И что ж это за такая «рыночная экономика», если монополист — теплокоммунэнерго — за плохое обслуживание требует платить все больше и больше, а местные власти его еще и защищают? Именно так можно расценить рост тарифов на коммунальные услуги в Одессе и позицию городских властей, а поскольку это произошло в период сильного похолодания, то вся эта история вообще отдает шантажом…

В общем, все понимают, что кризис теплокоммунэнерго на пороге, но противостоять ему либо невозможно, либо очень сложно.

Те же потребители тепла, у которых есть деньги, уже давно ищут решение проблемы индивидуально — устанавливают в своих квартирах системы отопления. Благо, такие уже существуют. Это так называемые газовые котлы конвекторного типа, которые не требуют сложной системы дымоходов, для их установки в обычной городской квартире достаточно проделать небольшое отверстие в наружной стене. Владелец хорошего импортного конвекторного котла ежемесячно расходует (только в отопительный сезон, и только на газ!) порядка 35—45 грн., но при этом имеет и тепло, и горячую воду, и газ на кухне. И стали богатые обращаться в местные органы власти с просьбами разрешить им устанавливать в своих квартирах такие котлы.

Но некоторые бедные жильцы многоквартирных домов в разных городах, понимая, что оплачивать отопление им не под силу, стали обращаться с другими просьбами — отключить у них обогревательные системы. И богатые, и бедные, как правило, мотивировали свои просьбы тем, что квартиры у них теперь приватизированы, то есть стали их частной собственностью, а посему теперь они в своих квартирах могут делать все, что им заблагорассудится. И кое-где власти стали разрешать устанавливать конвекторные котлы и отключать от отопления неимущих.

Но тут всполошились специалисты-теплотехники и газовщики, а также руководство теплокоммунэнерго: отключение от теплоснабжения богатых в перспективе грозит финансовым крахом для теплоснабжающих организаций, поскольку они потеряют платежеспособных клиентов, но останутся с долгами и должниками. Отключение какой-то части «бедных» также не укрепит их экономического положения, так как расходы на обслуживание котельных, теплотрасс и т.д. останутся практически теми же, но потребителей тепла, которые хоть теоретически в будущем могли бы погасить долги и оплачивать услуги всех этих теплокоммунэнерго, станет меньше. Специалистов газовых хозяйств не устраивает при установке индивидуальных газовых котлов в многоквартирных домах необходимость замены труб газораспределительных сетей в домах, на фасадах, внутридворовых и даже внутриквартальных газопроводов на трубы большего диаметра, поскольку в этом случае потребление газа многократно возрастет (примерно в 5 раз). Вместе с установкой конвекторных котлов возрастает и опасность катастроф (взрывов газо-воздушной смеси в квартирах) поскольку нет гарантии, что все газовое оборудование в таких домах будет работать надежно и безотказно.

Кроме того, отключение отдельных квартир в доме от единой системы отопления вызывает необходимость переналадки и регулирования подачи теплоносителя в такие дома и даже целые кварталы и микрорайоны, поскольку из системы (на то она и система) нельзя без последствий изымать какие-то ее элементы. И, как считают специалисты, если количество конвекторных котлов в доме или микрорайоне превысит 15%, восстановить работу системы будет уже невозможно или очень сложно: где-то батареи в домах будут раскаленными, а где-то жильцы будут замерзать. Устранять неполадки будет сложно еще и потому, что специализированные организации, выполняющие пуско-наладочные и регулировочные работы на объектах теплоснабжения, существуют только в крупных городах. В большинстве сравнительно небольших городов таких служб просто нет. Неизбежны и социальные последствия — демонстрации, пикетирования, не исключено — с призывами вообще не платить за отопление, что, скорее всего, и произойдет. В подтверждение тому — реакция населения Одессы на увеличение тарифов на коммунальные услуги (без особой надежды на повышения их качества), которую энтузиазмом назвать трудно…

И, наконец, специалисты-теплотехники возражают против отключения тепла у неплатежеспособных владельцев квартир еще и потому, что внутридомовые перегородки в домах, построенных в последние десятилетия, не только не обладают достаточной звукоизоляцией, но и не рассчитаны на чрезмерные теплопотери. То есть если в доме зимой появятся несколько «холодных» квартир, то смежные с ними стены, полы и потолки «теплых» квартир или комнат обязательно будут отсыревать и в них, разумеется, будет тоже не слишком тепло. Все это, конечно же, будет негативно влиять на долговечность конструкции всего здания. И это далеко не все неприятные последствия.

Кое-кто высказывает и довольно неожиданное опасение: не могут же жильцы «холодных» квартир жить в них, совсем не обогреваясь. Значит, они научились воровать электроэнергию или газ… Но при этом заставить их поставить в своих квартирах газовые счетчики никто не имеет права.

Индивидуальные конвекторные котлы состоятельные граждане устанавливают в своих квартирах в основном из-за неуверенности в том, что завтра (через неделю, в следующем году и т.д.) всякие там теплокоммунэнерго будут отапливать многоквартирные дома, и отапливать хорошо. Кстати, эту тенденцию очень быстро заметили фирмы, строящие жилье в городах. Например, «Киевгорстрой» вновь построенные многоквартирные дома оснащает внутриквартирными индивидуальными системами отопления и горячего водоснабжения — теми самыми конвекторными котлами.

Есть, возможно, еще одна сторона у этой проблемы. О ней мне рассказал как-то сосед по вагону во время одной из поездок. Он оказался недавно ушедшим на пенсию бывшим начальником газового хозяйства одного небольшого города в Западной Украине. Однажды его пригласили на заседание горисполкома (хоть газовое хозяйство и не является коммунальным предприятием). И мэр, а заодно и другие члены исполкома стали требовать ответа: почему его контора «плохо работает»? Мой собеседник искренне удивился: почему жители городка жалуются не ему, а сразу городскому голове? У него если и были жалобы, так только на отсутствие (иногда) в продаже сжиженного газа и его дороговизну. Но мэр «сотоварищи» после интенсивной психологической обработки начальника газового хозяйства стали требовать, чтобы он… повысил давление в распределительной сети города то ли в два, то ли в три раза (!?). В общем, сказав городскому голове «пару ласковых слов» о том, что это не входит в компетенцию «отцов города», мой собеседник хлопнул дверью. Позже он узнал, что один из известных городских предпринимателей — родственник мэра закупил где-то большую партию конвекторных котлов. Но то ли они оказались промышленными, то ли были рассчитаны на сжиженный газ или что-то там еще, однако для условий использования в домах с обычным природным газом под давлением, с которым он подается к газовым плитам, они не подходили. Вот мэр и решил помочь родственнику… В общем, этот бывший газовщик не знал, куда городской голова и его кум дели эту гору котлов. Но, как мне кажется, во всей этой проблеме с установкой конвекторных котлов в многоквартирных домах нельзя сбрасывать со счетов и фактор лоббирования интересов заинтересованных фирм, производящих такие котлы или торгующих ими.

Что же касается регламентирующей базы этой темы, то она достаточно запутанная. С одной стороны, 2 июля 1999 года вышел в свет приказ Госстроя Украины № 45, разрешающий устанавливать в многоквартирных жилых домах отопительные приборы конвекторного типа. С другой — существует ряд документов компании «Укргаз», суть которых сводится к следующему: «Укргаз» считает возможным установку индивидуальных отопительных приборов и газовых колонок в квартирах многоэтажных домов с недействующим центральным отоплением и горячим водоснабжением. В информационном бюллетене Госкомитета по строительству, архитектуре и жилищной политике Украины (Держбуд України), сборник 2001 года, №1 в одном случае сказано, что устанавливать индивидуальные газовые отопительные котлы в уже существующих многоэтажных домах нельзя, это можно делать лишь в новых или реконструированных домах, в которых все квартиры будут оснащаться котлами конвекторного типа или газовыми каминами заводского изготовления. Но в том же документе в другом параграфе говорится, что в индивидуальных квартирах многоквартирных домов можно устанавливать конвекторные отопительные котлы, предварительно согласовав их установку со службой пожарной охраны, санэпидемстанцией, службой охраны труда и т.д. и региональным проектным институтом.

Как мне представляется, данная проблема комплексная, и разные группы населения решают ее по-своему. Кто-то же наоборот — «греет руки» на боязни граждан очутиться зимой в холодной квартире. Но очень большая категория потребителей услуг теплокоммунэнерго вследствие низкого уровня доходов не может как-либо повлиять на этот процесс. И таких среди городского населения Украины, если судить по долгам за коммунальные услуги, от 40 до 60—70 % и больше. Но, как ни странно, местные власти во многих населенных пунктах почему-то считают, что большую часть неплательщиков составляют… состоятельные граждане. Хоть стой — хоть падай! Это в Украине-то богатых до 70% или даже больше? И эти мерзавцы не хотят платить за тепло, воду и канализацию? Ну совсем эти «новые украинцы» обнаглели!

А недавно какая-то государственная радиокомпания удивлялась: в благополучном Киеве с его очень высокой средней зарплатой (более 670 грн. на работающего) за последний месяц резко возросли (более чем на 40 млн. грн.) долги за тепло и горячую воду. Так это в Киеве! А в небольших городах, где зарплата вдвое-втрое ниже и где уже давно забыли, что такое горячая вода, — там что, тоже с жиру бесятся?

По-видимому, проблема с оплатой тепла и других коммунальных услуг — социальная и объясняется нищетой значительной части населения страны. Именно нищета большинства породила стремление состоятельного меньшинства не стать заложниками грядущего краха теплокоммунэнерго, а посему процесс установки индивидуальных отопительных приборов в многоквартирных домах будет продолжаться. Тем более что сегодня законодательно воспрепятствовать ему очень сложно или почти невозможно. На местном уровне кое-где власти пытаются затруднить установку конвекторных котлов, например, возложив на первого клиента все расходы по замене труб внутридомовых, фасадных и дворовых газораспределительных сетей. Но эффективность такого метода торможения снижается с появлением других желающих обзавестись индивидуальными системами отопления и горячего водоснабжения. В других случаях проектные организации отказываются выполнять проекты на установку таких котлов в многоквартирных домах, если эти отопительные приборы не имеют как минимум пятикратной защиты от сбоев в работе автоматики. К установке в индивидуальных домах конвекторных котлов такого требования нет: если и взорвется такой клиент, то, по крайней мере, пострадает лишь он да его семья, а не несколько десятков человек в смежных квартирах многоэтажного дома. Иногда руководители газораспределительных организаций даже пытаются обманывать желающих установить в своих квартирах конвекторные котлы, предъявляя им, например, письмо Одесского облгаза, разосланное в районные подразделения этой фирмы в начале прошлого года, в котором говорилось о том, что конвекторные котлы можно устанавливать только во вновь построенных или реконструированных домах, в которых все квартиры будут оснащены такими нагревательными приборами. Хотя, как было сказано выше, это не совсем так.

Подводя итог, можно сделать такие выводы. С увеличением количества конвекторных котлов во многоквартирных домах финансовые показатели теплокоммунэнерго будут либо ухудшаться, либо стабилизировать на нынешнем «полумертвом» уровне. Это не позволит своевременно производить ремонт и замену изношенного оборудования и теплопроводов. В результате в различных городах в отопительный сезон может возрасти число аварий с прекращением подачи тепла в жилые кварталы. При достижении «критической точки» (когда количество квартир, в которых будут установлены конвекторные котлы, превысит 15%) коммунальные предприятия теплоснабжения постигнет крах — как технический, так и финансовый. Это в свою очередь вызовет в разгар какой-то зимы если не социальный взрыв (в городах, особенно пострадавших от экономической разрухи), то, по крайней мере, большие беспорядки — стихийные демонстрации, митинги, пикетирование различных учреждений местных властей и т.д.

С другой стороны, похоже, установка индивидуальных котлов в приватизированных квартирах граждан — закономерный и объективный процесс, остановить который уже невозможно. Но этот процесс — бомба замедленного действия для теплокоммунэнерго. Однако жертвами взрыва этой «бомбы» будут большинство потребителей тепла, поскольку стоимость услуг ТКЭ значительному большинству граждан Украины сегодня не по карману. В то же время они не могут позволить себе обзавестись собственной системой отопления (надежный импортный конвекторный котел в розничной продаже стоит от 500 до 1000 долл.).

Исправить положение может, на первый взгляд, только резкий рост доходов населения (что маловероятно), что даст возможность многим погасить долги коммунальщикам. Но, в свою очередь, гипотетический рост благосостояния населения совершенно закономерно ускорит процесс установки индивидуальных котлов в приватизированных квартирах. Если же заметного роста доходов не будет, агония теплокоммунэнерго будет продолжаться еще какое-то время. На мой взгляд в обеих случаях гибель теплокоммунэнерго в их нынешнем виде неизбежна. Остается решить только одну задачу: что в этом случае делать бедным, которых в Украине со временем почему-то не становится заметно меньше, и пенсионерам? Умирать вместе с ТКЭ?